Колёса фронтовых дорог. Основные грузовики Великой Отечественной

May 09, 2021 20:41


Прежде  всего, друзья, поздравляю вас с праздником! 9 мая, День Победы,  самоотверженного подвига миллионов людей, отдавших самое ценное ради  мира, ради будущего. Верю, что нынешний морок и раздор между братскими  славянскими народами сгинет и в самом ближайшем будущем будет общий,  большой Парад Победы с участием представителей всех бывших советских республик и стран - союзников.





ГАЗ-ААА, трёхосная версия "полуторки"

В  сражениях той войны главную роль играли пехотинцы, танки и авиация, но  без снабжения ни одна армия долго не продержится. Снабжение обеспечивали  скромные труженики - грузовики. Им и посвящен мой сегодняшний материал.

Долго  я размышлял, какой из грузовиков внес наибольший вклад в дело Победы,  но к однозначному выводу так и не пришел. Поэтому начну с легендарной  «полуторки», ГАЗ-АА и её модификаций.



ГАЗ-АА  имел много сходств со своим американским предшественником Форд АА, но в  процессе производства наши конструкторы вносили изменения, повышавшие  выносливость машины. Модернизация затронула подвеску, рулевое  управление, раму, сцепление и двигатель. Индекс в итоге тоже изменился с  «АА» на «ММ», но в народе машина так и осталась «полуторкой».



С  началом войны тонкий листовой прокат стал дефицитным, поэтому  конструкцию грузовика как могли, упростили. Кабина стала деревянной,  встречались и брезентовые варианты, передние крылья делали очень простой  формы из самого дешевого железа, фару ставили всего одну, а порой фар  не было вообще.



Спидометр  этим машинам был не нужен, его тоже убрали, дворник был только у  водителя, а порой даже электростартера не было. Упрощенная версия  получила индекс ГАЗ ММ-В, «военная».



«Полуторку»  часто называют спасительницей Ленинграда и неспроста. Именно эти машины  перевозили по дороге жизни - замерзшему Ладожскому озеру провизию в  блокадный город, а обратно вывозили людей и культурные ценности.  Несмотря на грузоподъемность в полторы тонны, обычно на «полуторке»  перевозили 2-2.5 тонны груза. Запас прочности допускал такую перегрузку.



ЗИС-5 и ГАЗ АА

Вторым  массовым советским грузовиком в те годы был ЗИС-5 «Захар», или  «трёхтонка». Уходивший своими корнями к американскому грузовику Autocar  ЗИС-5 был массовым советским среднетонажным грузовиком, на долу которого  приходилась основная часть фронтовой логистики.



Подвоз  топлива, боеприпасов и буксировка орудий - всё это ЗИС 5 и его  упрощенная военная версия ЗИС 5В, с деревянной кабиной, одной фарой,  гнутыми простой формой крыльями, без тормозов на передней оси.



Многих  сейчас удивит этот факт, но с торможением на тех машинах проблем не  было, стоило отпустить газ и они замедлялись сами, а основной тормоз  служил уже для полной остановки. К тому же он был механическим, с  тросиками и тягами, без усилителя.

ЗИС-6  представлял собой трёхосную версию грузовика ЗИС-5, с колёсной формулой  6Х4. Эти грузовики в основном использовались в качестве шасси для  легендарной «Катюши», установки БМ-13, или как её еще называли -  Сталинский оргАн, за характерный звук при запуске реактивных снарядов.



Раз  уж заговорили о «Катюше», то как не вспомнить «Студер», американский  грузовик Studebaker US6, массово поставлявшийся в СССР по ленд-лизу.



Эта машина разрабатывалась исключительно для военных нужд, и большая часть грузовиков оказалась в СССР.



Выносливый  грузовик со всеми ведущими мостами был идеальным шасси для «Катюши»,  так же служил буксиром для орудий, топливозаправщиком, штабной машиной с  радиостанцией, автокраном и ремонтной мастерской, да и просто обычным  транспортным грузовиком.



Примечательно,  что на территории самих США, за исключением Аляски, Studebaker US6  практически не использовался, а в СССР отдельные экземпляры работали до  семидесятых годов, а в Иране вообще до девяностых.



Еще  одним массовым ленд-лизовским грузовиком был GMC CCKW-353 или проще  «Джимми». Общий тираж этих грузовиков превысил 500 000, в основном  машина использовалась американскими и британскими войсками. Это был  основной транспорт снабжения войск союзников в Западной Европе после  высадки в Нормандии.



В  СССР GMC-353 так же поступал по ленд-лизу, но такой популярности как  «Студер» не сыскал. Причиной была требовательность к качеству бензина и  масла, гидравлические тормоза с вакуумным усилителем тоже озадачивали  наших механиков, не привыкших к таким сложностям.



В целом машина была довольно простой, надёжной и легкой в ремонте, но требовательной к качеству обслуживая и ГСМ.

Ярославские  грузовики редко встретишь в хрониках военных лет, ведь они не были  такими распространенными как ЗИС и ГАЗ, тем не менее, свой вклад в общее  дело они внесли.

Большая  часть ярославских грузовиков отправилась в войска уже не новыми, с  обычных автобаз, самым распространенным был ЯГ-6, пятитонник,  производившийся с 1936 по 1943 года. Грузовик комплектовался моторами  ЗИС-5, был очень неторопливым, но тяговитым, поэтому использовался в  основном в тылу.



Редчайший, уцелевший до наших дней ЯГ-6

Большегрузный  трёхосный ЯГ-10 был малосерийным грузовиком с американским двигателем  Hercules-YXC-B мощностью 93 л.с., трансмиссией американского  производства, довольно сложными тормозами с усилителем и прожорливостью в  60 литров на 100 км.



Тем  не менее, это был первый и единственный на момент своего появления  советский большегруз. Имевшиеся в народном хозяйстве машины приспособили  под самоходную платформу для зениток, применявшихся для обороны Москвы.



Конечно,  в одном материале невозможно рассказать про все машины, работавшие на  фронте и в тылу, поэтому скоро будет еще ряд статей как про  малоизвестные ленд-лизовские поставки, так и про любопытные наши  разработки, а пока пожелаю еще разок всем нам мирного неба над головой. С  праздником, друзья! Oldtimer

Более подробно о ЗИС-5, Студебеккере и Полуторке и оригинальном Форд АА

автообзор, грузовик, ретро обзор

Previous post Next post
Up