Прежде всего, друзья, поздравляю вас с праздником! 9 мая, День Победы, самоотверженного подвига миллионов людей, отдавших самое ценное ради мира, ради будущего. Верю, что нынешний морок и раздор между братскими славянскими народами сгинет и в самом ближайшем будущем будет общий, большой Парад Победы с участием представителей всех бывших советских республик и стран - союзников.
ГАЗ-ААА, трёхосная версия "полуторки"
В сражениях той войны главную роль играли пехотинцы, танки и авиация, но без снабжения ни одна армия долго не продержится. Снабжение обеспечивали скромные труженики - грузовики. Им и посвящен мой сегодняшний материал.
Долго я размышлял, какой из грузовиков внес наибольший вклад в дело Победы, но к однозначному выводу так и не пришел. Поэтому начну с легендарной «полуторки», ГАЗ-АА и её модификаций.
ГАЗ-АА имел много сходств со своим американским предшественником Форд АА, но в процессе производства наши конструкторы вносили изменения, повышавшие выносливость машины. Модернизация затронула подвеску, рулевое управление, раму, сцепление и двигатель. Индекс в итоге тоже изменился с «АА» на «ММ», но в народе машина так и осталась «полуторкой».
С началом войны тонкий листовой прокат стал дефицитным, поэтому конструкцию грузовика как могли, упростили. Кабина стала деревянной, встречались и брезентовые варианты, передние крылья делали очень простой формы из самого дешевого железа, фару ставили всего одну, а порой фар не было вообще.
Спидометр этим машинам был не нужен, его тоже убрали, дворник был только у водителя, а порой даже электростартера не было. Упрощенная версия получила индекс ГАЗ ММ-В, «военная».
«Полуторку» часто называют спасительницей Ленинграда и неспроста. Именно эти машины перевозили по дороге жизни - замерзшему Ладожскому озеру провизию в блокадный город, а обратно вывозили людей и культурные ценности. Несмотря на грузоподъемность в полторы тонны, обычно на «полуторке» перевозили 2-2.5 тонны груза. Запас прочности допускал такую перегрузку.
ЗИС-5 и ГАЗ АА
Вторым массовым советским грузовиком в те годы был ЗИС-5 «Захар», или «трёхтонка». Уходивший своими корнями к американскому грузовику Autocar ЗИС-5 был массовым советским среднетонажным грузовиком, на долу которого приходилась основная часть фронтовой логистики.
Подвоз топлива, боеприпасов и буксировка орудий - всё это ЗИС 5 и его упрощенная военная версия ЗИС 5В, с деревянной кабиной, одной фарой, гнутыми простой формой крыльями, без тормозов на передней оси.
Многих сейчас удивит этот факт, но с торможением на тех машинах проблем не было, стоило отпустить газ и они замедлялись сами, а основной тормоз служил уже для полной остановки. К тому же он был механическим, с тросиками и тягами, без усилителя.
ЗИС-6 представлял собой трёхосную версию грузовика ЗИС-5, с колёсной формулой 6Х4. Эти грузовики в основном использовались в качестве шасси для легендарной «Катюши», установки БМ-13, или как её еще называли - Сталинский оргАн, за характерный звук при запуске реактивных снарядов.
Раз уж заговорили о «Катюше», то как не вспомнить «Студер», американский грузовик Studebaker US6, массово поставлявшийся в СССР по ленд-лизу.
Эта машина разрабатывалась исключительно для военных нужд, и большая часть грузовиков оказалась в СССР.
Выносливый грузовик со всеми ведущими мостами был идеальным шасси для «Катюши», так же служил буксиром для орудий, топливозаправщиком, штабной машиной с радиостанцией, автокраном и ремонтной мастерской, да и просто обычным транспортным грузовиком.
Примечательно, что на территории самих США, за исключением Аляски, Studebaker US6 практически не использовался, а в СССР отдельные экземпляры работали до семидесятых годов, а в Иране вообще до девяностых.
Еще одним массовым ленд-лизовским грузовиком был GMC CCKW-353 или проще «Джимми». Общий тираж этих грузовиков превысил 500 000, в основном машина использовалась американскими и британскими войсками. Это был основной транспорт снабжения войск союзников в Западной Европе после высадки в Нормандии.
В СССР GMC-353 так же поступал по ленд-лизу, но такой популярности как «Студер» не сыскал. Причиной была требовательность к качеству бензина и масла, гидравлические тормоза с вакуумным усилителем тоже озадачивали наших механиков, не привыкших к таким сложностям.
В целом машина была довольно простой, надёжной и легкой в ремонте, но требовательной к качеству обслуживая и ГСМ.
Ярославские грузовики редко встретишь в хрониках военных лет, ведь они не были такими распространенными как ЗИС и ГАЗ, тем не менее, свой вклад в общее дело они внесли.
Большая часть ярославских грузовиков отправилась в войска уже не новыми, с обычных автобаз, самым распространенным был ЯГ-6, пятитонник, производившийся с 1936 по 1943 года. Грузовик комплектовался моторами ЗИС-5, был очень неторопливым, но тяговитым, поэтому использовался в основном в тылу.
Редчайший, уцелевший до наших дней ЯГ-6
Большегрузный трёхосный ЯГ-10 был малосерийным грузовиком с американским двигателем Hercules-YXC-B мощностью 93 л.с., трансмиссией американского производства, довольно сложными тормозами с усилителем и прожорливостью в 60 литров на 100 км.
Тем не менее, это был первый и единственный на момент своего появления советский большегруз. Имевшиеся в народном хозяйстве машины приспособили под самоходную платформу для зениток, применявшихся для обороны Москвы.
Конечно, в одном материале невозможно рассказать про все машины, работавшие на фронте и в тылу, поэтому скоро будет еще ряд статей как про малоизвестные ленд-лизовские поставки, так и про любопытные наши разработки, а пока пожелаю еще разок всем нам мирного неба над головой. С праздником, друзья!
Oldtimer Более подробно о
ЗИС-5,
Студебеккере и
Полуторке и оригинальном
Форд АА