Как мы все знаем из школы, в наземной географии термин áзимут в наиболее общем и несколько упрощённом случае означает «угловое расстояние между направлением на север и направлением на наблюдаемый/описываемый объект»; эти географические азимуты традиционно отсчитываются от севера к востоку и далее на юг и запад (например, если объект наблюдается точно на северо-востоке, то его азимут будет равен 45 градусам). Однако в астрономии азимуты небесных светил довольно долго и традиционно отсчитывались от направления на юг: географический азимут в 180 градусов соответствовал нулевому азимуту у астрономов (сейчас тенденции меняются; например, весьма популярная астрономическая программа Stellarium обозначая азимуты наблюдаемого небесного светила отсчитывает их от направления на земной географический север).
Внимание, вопрос: почему астрономы долгое время использовали в качестве «опорного направления» именно юг, а не север, как географы?
Постскриптум от автора. Вопрос не предполагает краткого ответа, потребуется более-менее развёрнутое пояснение. В связи с этим и ответы будут трактоваться и (не) приниматься «довольно широко». Даже если вопрос и вышел неудачным, вы всегда сможете сначала поразмыслить над этой проблемой, а потом, надеюсь, узнать что-то новое/интересное. Комментарии скрываются до «закрытия» вопроса. Махинации с Гуглем и прочие хитрости подпортят вашу карму: задействуем лишь собственные мозги!
ОБНОВЛЕНИЕ: Загадка закрыта. Правильных ответов, к сожалению, не поступило, но всё равно спасибо всем за участие! Загадки ещё будут! :) Правильный ответ можно увидеть ниже в спойлере. [Кликните, чтобы узнать правильный ответ] Внимание, правильный ответ!
Если совсем кратко: тому виной тот факт, что астрономия зародилась в северном полушарии Земли, из которого именно южное небо при наблюдениях является более интересным и богатым. К тому же и Солнце при наблюдениях из северного полушария в местный солнечный полдень в большинстве случаев наблюдается именно на юге.
А теперь чуть более развёрнуто. И древние (вавилонская, китайская, египетская, ацтекская и т. п.), и современная астрономия начинались с наблюдений за звёздным небом из северного полушария, при наблюдениях из которого именно южное небо является более разнообразным в течение года (чем южнее в северном полушарии находится наблюдатель, тем больше фрагментов небесной сферы он может наблюдать; на северном полюсе звёздное небо всегда одинаковое, тогда как на экваторе в течение года можно обозреть всё небо). Кроме того (уже в недавние века после изобретения хронометра) так называемая верхняя кульминация отдельных звёзд (их прохождение над горизонтом через небесный меридиан, то есть направление с севера на юг на небесной сфере) долгое время служила «опорным моментом» для определения местного времени и, соответственно, позволяла определить географическую долготу, что было важно для навигации. Для незаходящих звёзд можно воспользоваться и наблюдениями на север, но днём можно было воспользоваться лишь Солнцем, которое для подавляющего числа жителей северного полушария в полдень чаще всего находится именно к югу от зенита.
В общем, производить астрономические наблюдения из северного полушария именно в южную сторону было намного удобней (не забудем ещё и про засветку северного неба летом в высоких широтах; вспомните присказку «в городе Сочи - тёмные ночи»!), практичней и интересней. Вполне естественно, что именно это «более частое/важное» направление и стало для астрономов «опорным/базовым».