Экскурсия на завод «Гидроприбор» (посёлок Орджоникидзе)

Sep 01, 2023 21:37


Мои недавние мини-каникулы в Зурбагане разнообразились посещением территории былого завода «Гидроприбор». Эта территория является закрытой, но уже несколько лет туда организуют официальные экскурсии. Поскольку с каждым годом я всё больше и больше становлюсь «зурбагановедом», на эту экскурсию я решился без всяких колебаний. Экскурсии проводятся два раза в день: в 10 и 16 часов (я ходил в 16, чтобы было не так жарко). Накануне я позвонил по указанному на рекламном объявлении телефону и уточнил, состоится ли экскурсия (что-то мне подсказывало, что особой популярностью они не пользуются). Мне подтвердили, что экскурсия состоится «при любой погоде», но мои опасения оказались небеспочвенными: кроме меня экскурсию посетило лишь 5 человек (семейная пара с двумя детьми и молодой человек лет 30); экскурсия состоялась 5 августа 2023 года.

Что сказать в отношении экскурсии как таковой? В целом - смотреть там не на что. Основная масса увиденного представляет собой «заброшки» разной степени убитости; слегка порадовал лишь своего рода «музей Совка», но это зрелище - лишь на любителя :). Наш экскурсовод пусть и был исполнен энтузиазма, но профессиональных навыков ему явно не хватало: дядька работает электриком на этом же заводе уже несколько десятилетий, историю предприятия знает хорошо, но, к сожалению, был довольно косноязычен (не всегда правильно использовал падежи, после каждой третьей-четвёртой фразы переспрашивал «Поняли, да?») и постоянно срывался на лирические отступления «из жизни»; явно ощущалось, что он «просто рассказывает, что на ум придёт». Обещанное в анонсе посещение вершины Киик-Атлама (на что я возлагал большие надежды) отменилось в связи со всем известными обстоятельствами (на вершине располагается пусть и небольшая, но всё же военная часть). Я в любом случае остался доволен (всё-таки расширил свою зурбаганскую географию и даже узнал кое-что новое), но 700 (!) рублей данная экскурсия явно не стоит; ей цена - максимум 300 рублей в базарный день даже несмотря на её двухчасовую продолжительность. В общем, если вдруг что - вы предупреждены!

На заглавной фотографии - вид на территорию былого завода (уже с его территории, прошу простить за тавтологию). Под катом - немного рассказов и комментариев, а также 80 фотографий. Уж простите, что так много, но делить рассказ на две части было явно лишним. Повторюсь: и локация, и экскурсия - весьма «на любителя».



Для начала - очень краткая история.

Завод был основан в 1911 году, поначалу - как испытательно-пристрелочная база для торпед. Инициатором его создания являлся вице-адмирал М. В. Бубнов. Исходно базу хотели развернуть в Феодосии (с использованием Феодосийского залива в качестве испытательного полигона), но городская дума Феодосии благоразумно воспротивилась этому, опасаясь потери рыбных промыслов и падения популярности Феодосии как курортного города. В итоге строительство развернули на западном (открытом на восток) берегу Двуякорной бухты чуть юго-восточнее от махонькой рыбацкой деревушки, известной тогда под названиями Провальное или Двуякорное, в урочище, носившем название Энжибель. Торжественное открытие минной пристрелочной станции (как оно тогда называлось; под минами понимались «самодвижущиеся мины», сиречь торпеды) состоялось 8 апреля (26 марта по старому стилю) 1914 года в присутствии начальника Главного управления кораблестроения вице-адмирала П. П. Муравьёва. Вице-адмиралу Бубнову за его заслуги была дарована территория, на которой была возведена его дача (была частично разрушена в 1920, затем перестроена в общежитие, в годы ВОВ была разрушена окончательно), а сам посёлок до 1937 года (когда он и получил нынешнее название Орджоникидзе) стал именоваться Бубновка. О «запущенности» тогдашней ситуации свидетельствуют хотя бы следующие два факта: создание станции потребовало прокладки отдельной дороги через хребет Тепе-Оба, а пресную воду сюда поначалу возили баржей из Феодосии! Начиная с 1927 года пристрелочная станция стала превращаться в полноценный завод (где не только испытывали, но и разрабатывали и производили морское оружие), а вокруг завода и рядом с ним начинает возводиться более-менее полноценный рабочий посёлок (прообраз нынешнего Зурбагана), даже с собственной начальной школой. К началу Великой Отечественной войны завод стал одним из ведущих в СССР центров по производству и испытанию морского оружия, в посёлке тогда проживало около 1800 человек.

В 1941 году всё наиболее ценное оборудование было эвакуировано в Каспийск. Понятно, что территория завода за годы войны сильно пострадала, завод пришлось возводить заново, но уже в 1948 году он начал работу. Примерно в середине 1950-х годов принимается решение о полном разобщении территории завода от посёлка как такового (до тех пор значительное число рабочих и их семей проживало в домах и бараках, расположенных прямо на нынешней закрытой территории). Разумеется, всё это дало серьёзный толчок к развитию посёлка уже в более-менее современном виде (возводятся современные здания, построена новая школа, в 1960 году заложен местный парк и начато строительство стадиона, в 1961 году открыт нынешний Дом Культуры, проводятся берегоукрепительные и озеленительные работы и т.п.). Окончательное разделение посёлка и завода случилось в 1966-1968-х годах (с тех пор все работники, проживавшие в нынешнем Орджоникидзе, стали попадать на территорию завода через проходную, которую можно увидеть на фото ниже).

В 1970-80-х годах завод становится одним из флагманов советского торпедостроения и чуть ли не самым важным полигоном для испытаний морского оружия (чего тут только не испытывали!). Кроме собственно оружия тут производилось и всякого рода вспомогательное оборудование для подводных лодок. Подавляющее большинство жителей Орджоникидзе (к 1990 году население посёлка превышало 4000 человек; для сравнения: в 2014 по данным переписи тут проживало около 2,5 тысяч человек) работало именно на заводе, а сам посёлок до распада Союза был «закрытым». Однако уже в конце 1980-х в связи с общей внутриполитической ситуацией и финансовыми проблемами работа завода переходит на новые рельсы: хозрасчёт и производство всего, что только можно производить и что будет покупаться (вплоть до вязальных спиц, расчёсок, костяшек домино и лотошных бочонков). В 1990-е ситуация прогрессивно ухудшается, завод мало-помалу начинают просто растаскивать на металлолом. Примерно в середине 2000-х территория завода была выкуплена какими-то олигархами с целью возвести здесь со временем громадный отдыхательно-развлекательный комплекс по типу «Mriya Resort & SPA» (что в Оползневом примерно между Ялтой и Севастополем) с блэкджэком и шл... панорамным рестораном на вершине Киик-Атлама; примечательно, что этот комплекс должен был получить название Зурбаган, в 2008 году тут даже проводился одноимённый архитектурный фестиваль, на котором определённым образом «обкатывались» идеи по застройке этой территории. В общем, не я придумал называть посёлок Зурбаганом! :)

Хорошо это или плохо, но у собственников-олигархов тогда что-то не сложилось, а в 2014 году обстоятельства, как известно, изменились. Тогда же были озвучены надежды и «планов громадьё» по восстановлению былого завода, но, как вы увидите ниже, восстанавливать тут просто нечего... Со слов нашего экскурсовода, в настоящее время лишь один из былых цехов ещё более-менее похож на цех, там сберегается какое-то оборудование, которое даже «охраняется ФСБшниками»; общая численность нынешних сотрудников (включая дирекцию, охрану и вспомогательный персонал, который хоть как-то следит за водоснабжением и электрификацией) составляет около 30 (тридцати!) человек. Понятно, что никакого «завода» тут уже нет, лишь территория осталась...

Вот такая вот история. Надеюсь, что я своим кратким изложением не особо её переврал :). На фото - нынешняя проходная завода.
-1-


На здании проходной слева находится образчик соцреалистического искусства. Хотят ли русские во... Мы за мир, но торпеды как производили, так и будем производить и испытывать! :)
-2-


После входа на территорию мы двигаемся слегка влево к смотровой площадке, где нас ждёт общий экскурс в историю завода.
-3-


Территория завода «настолько очистилась», что за время экскурсии мы заметили несколько диких куропаток. Видите одну прямо по центру?
-4-


Тот самый «хоть как-то сохранившийся цех», охраняемый ФСБшниками.
-5-


Вид на север (на южные склоны холма Дженюбий-Оба). Видны, во-первых, запасы угля ещё из 1990-х (совсем рядом находится котельная; ну, то, что от неё осталось). Во-вторых, чуть выше видны некие ДОТоподобные конструкции, являющиеся на самом деле резервуарами для воды (на случай пожара).
-6-


То, что когда-то было котельной завода.
-7-


Мы спускаемся от проходной вниз «главной дорогой». По правую сторону - какой-то из былых цехов.
-8-


Вид налево. Даже отсюда видно, что это здание сейчас пустует и никакой пользы не приносит.
-9-


В два полуразрушенных здания, бывших когда-то какими-то цехами/лабораториями, экскурсантам можно заглянуть.
-10-


Ну, смотрите сами, что тут творится.
-11-


Комментарии излишни.
-12-


Как видно, хоть какая-то «жизнь» тут теплилась лишь до середины 1990-х.
-13-


Дырка в полу, вероятно, проделана именно для того, чтобы можно было спускать/поднимать торпеды с одного этажа на другой. Увы, я запомнил мало деталей из рассказов нашего экскурсовода... Вероятно, это был один из цехов (или лабораторий, уж как хотите назовите) по «сухой» работе с торпедами.
-14-


Местный потолок.
-15-


Местные стены.
-16-


Ещё одна лаборатория (уже в другом здании), куда можно было заглянуть. Тут проводились какие-то акустические исследования: стены оборудованы так, чтобы поглощать звук. Наш экскурсовод порекомендовал всем как следует крикнуть вовнутрь. Я попробовал: действительно - ни эха, ни даже малейшего отзвука (а на мой слух пока ещё никто не жаловался!).
-17-


Мы сворачиваем несколько в сторону от главной дороги. Если я правильно помню из рассказов нашего экскурсовода, в этом здании на цокольном этаже (здание стоит на склоне, поэтому отсюда цокольный этаж не виден; мы увидим его уже в конце экскурсии) до отселения рабочих в «новый посёлок» располагались ясли и пекарня, тогда как верхние этажи были жилыми («Утром спустил дитя на цокольный этаж, купил хлеба - и в цех!»).
-18-


Несложно догадаться, что на фото - какая-то цистерна для воды. Но есть нюанс...
-19-


Общий вид. Данная «цистерна» была переоборудована из своего рода «чехла» или «футляра» для торпеды. В 1990-е подобного рода «переделки в рамках конверсии военного производства», по словам нашего экскурсовода, были чрезвычайно популярны среди дачников... Ну, и заводу было какое-никакое подспорье, так как остатков подобных футляров тут было много :).
-20-


Заводская пожарная часть (заброшенная, разумеется) с какой-никакой, но каланчой. Территория былого завода не особо большая (порядка 20 гектаров); даже со столь невысокой башни её вполне можно оглядеть целиком.
-21-


Вид на мыс Хамелеон (Топрах-Кая) вдоль юго-западных склонов Киик-Атлама. Со слов нашего экскурсовода, пройти вдоль берега тут вполне можно, хотя маршрут и не будет особо лёгким (крупная галька, валуны). Главное - не пытаться взбираться вверх (так как спуститься будет крайне сложно, а вверху можно нарваться на охрану и заполучить как минимум небольшие неприятности).
-22-


Ещё одно когда-то жилое здание.
-23-


Местами тут даже весьма симпатично! Увы, жизни тут уже давно нет... Лишь экскурсантам вроде меня остаётся любоваться этой красотой! :)
-24-


-25-


Внезапно обнаруживается какое-то кормительное заведение :). Но тут же выясняется, что всё это - лишь остатки декораций для какого-то фильма. Вообще на территории былого завода (уже, разумеется, после его закрытия) фильмов снималось немало, наиболее знаменитый из них (ну, кажется, единственный, который я видел; иначе - и другие названия бы привёл) - «Поддубный» (я рецензировал этот фильм тут).
-26-


Вход в здание (на его первом этаже находится этакий «музей Совка», который мы скоро увидим), тоже сохранивший элементы декора для какого-то из снимавшихся тут фильмов.
-27-


Но сначала давайте осмотримся. Напротив только что упомянутого дома находится, похоже, наиболее сохранное здание завода (ну, того, что от него осталось), где сейчас располагаются «рабочие места» уже упоминавшихся трёх десятков сотрудников.
-28-


Перед этим зданием можно увидеть следующее. Увы, не спросил у нашего экскурсовода, что это и зачем. Но, как мне кажется, это всё же что-то историческое, а не какая-то современная под(д)елка.
-29-


Вид на вершину Киик-Атлама. Видимые там зданьица относятся к какой-никакой, но военной части. Чем там она занимается - не воспроизведу точно. Вероятно, какими-то радионаблюдениями.
-30-


Рядом со входом в «музей Совка» находится видавший виды и уже отживший своё какой-то мини-батискаф, когда-то использовавшийся при работах и исследованиях, осуществлявшихся на заводе.
-31-


На первом этаже здания, в которое мы входим, развёрнут более-менее условный, но всё же богатый артефактами «музей», запечатлевающий обстановку позднего СССР на этом заводе. Повторюсь: как по мне, именно эта часть экскурсии является если не самой интересной, то уж точно - самой зрелищной и фактурной :).
-32-


На стенах можно увидеть исторические рекламные плакаты. Благодаря этой фотографии можно узнать, чем занимался завод в самом конце 1980-х и в середине 1990-х (автоклав горизонтальный, мойки технологические etc)... :)
-33-


Ещё один рекламный плакат такого же типа и из тех же времён (автоклавы, столы, тележки, соковыжималки...).
-34-


Презабавнейший (как по мне) стенд, на котором ежедневно должны были вывешиваться листы с перечнем приключившихся за день «нарушений» и «задержаний». Если (вдруг!) ничего не приключилось, то стенд «автоматически» предоставлял залихватски исполненную надпись «Нарушений нет». Красота - да и только! :)
-35-


Первый из «кабинетов» экспозиции. Тут просто собраны разнообразные артефакты из позднего Союза...
-36-


Разнообразная фигомантия, когда-то использовавшаяся на заводе...
-37-


«Конденсатор торпедный»
-38-


Какие-то штуки, относящиеся к печатному делу. Точнее уж не скажу, прошу простить :).
-39-


Образчики продукции завода времён его заката. Да, вы правильно видите: именно домино и лото позволили заводу хоть немного «продержаться» в годы «перестройки-перестрелки»... :)
-40-


На стенах уже показанного коридора можно увидеть также ряд стендов, посвящённых истории завода и посёлка.
-41-


Здоровенный/длиннющий штангенциркуль. Никогда таких не видел! Вот, уже не зря сходил сюда... :)
-42-


А вот прям-таки «ностальгическая тоска»: типичная советская тара для молочных продуктов!
-43-


Одна из комнат оформлена как более-менее типичный «кабинет инженера». Обратите внимание на детали: телефон, лампа, сейф, графин и стакан на сейфе... Ну и, понятное дело, кульман. Со слов нашего экскурсовода, кульманы советского производства были напрочь плохими; все предпочитали заполучить/использовать кульманы либо немецкого, либо чехословацкого производства.
-44-


Советские детали из какой-то следующей комнаты.
-45-


А вот и новая комната, более-менее воспроизводящая обстановку парткома. Внимание, вопрос буквально на две секунды: какими книгами занят стеллаж, видимый на фото справа? :)
-46-


Если вы не догадались, то поздравляю: вы не жили в СССР! Разумеется, тут стоит полное собрание сочинений Ленина! Как говорится, я и сам ох... обалдел! :)
-47-


Стол председателя местного парткома.
-48-


Комната, посвящённая вопросам гражданской обороны.
-49-


Наш экскурсовод минут 10 рассказывал о том, какими правдами и неправдами выносился спирт с завода. Если кто вдруг не знает очаровательный анекдот о том, как американцы решили подорвать экономику СССР, напечатав кучу фальшивых червонцев (красных 10-рублёвых купюр образца 1961 года), то обращайтесь в комментариях - расскажу! :)
-50-


Очередная комната (что-то вроде бухгалтерии и/или отдела кадров). На фото - арифмометр «Феликс» курского завода «Счётмаш». Вот где бы я ещё увидел такое? :)
-51-


Рядом стоит советская радиóла (аппарат-комбинация радио-приёмника и проигрывателя грампластинок). На полноразмерной фотографии легко читается, что это - радиола «ВЭФ-Рапсодия» (выпускалась Рижским государственным электротехническим заводом «ВЭФ», Valsts Elektrotehniskā Fabrika, в 1965−68 годах). Раритет! :)
-52-


Зурбаганский бейджик :).
-53-


Ещё фото из далёкого СССР...
-54-


-55-


Ещё одна историческая инсталляция... Завод в своё время производил в том числе и пластиковые корпусы для простеньких громкоговорителей абонентских радиоточек (чего только не было в Союзе!), а также осуществлял их сборку из предпоставленных деталей. Среди прочего тут выпускались также электровыжигатели и терморегуляторы: все в то время выжигали и выживали, как могли... :)
-56-


Вроде как настоящая торпеда (ну, понятно, без взрывчатки или каких-либо ценных деталей).
-57-


После посещения этого небольшого «заповедника Совка» мы вновь выходим на открытый воздух и продолжаем путь чуть вниз. На фото - вход в одно из бомбоубежищ завода. Сюда можно войти (со своими фонариками/телефонами), внутри нет ничего интересного, всё пусто; ну, стены - и стены.
-58-


«Здание», видимое прямо по центру, является лишь картонной (ну, или чем там киношники орудуют?) декорацией к уже упоминавшемуся фильму «Поддубный». На ныне весьма заросшей бурьяном площадке снималась одна из «центральных площадей» того фильма.
-59-


Обернувшись назад и посмотрев несколько против света можно увидеть вполне настоящее здание; если я правильно запомнил, тут в былые времена располагался медпункт завода.
-60-


Вид на вершину Киик-Атлама; на переднем плане вновь видны какие-то кино-декорации, теперь уже - в восточном стиле. Увы, моя память не удержала, о каком именно фильме идёт речь. Данная локация в рамках всей экскурсии обозначается как «Киносъёмочная площадка»; на территории былого завода снималось множество фильмов, но декорации остались не от всех :).
-61-


Вид чуть правее. Видны сохранившиеся строения, когда-то служившие жилыми зданиями для работников завода.
-62-


Ещё остатки декораций для какого-то более-менее недавнего (ну, порядка 5-8-летней свежести) фильма на «ближневосточно-сирийскую» тематику.
-63-


Под ногами внезапно встречается кафель...
-64-


И это - уже никакая не иллюзия (на фото вдали справа видна декорация, которая уже была показана на фото номер 59, только уже почти в профиль). Всё просто: мы находимся на территории снесённого напрочь цеха готовой продукции. Потолок и стены снесли (примерно в начале 2000-х годов), а пол/основание слегка остались...
-65-


А вот и следующая (последняя!) примечательная экскурсионная локация: та самая пристрелочная станция «Лотос». Длинный пирс (порядка 150 метров длиной) с находящейся у его окончания многоэтажной «башней спуска и наблюдений». Весьма грубо говоря, испытательная работа с торпедами производилась так: по видимым на фото рельсам испытуемые торпеды доставлялись в «башню»; там они спускались в море и запускались по заранее известной/заданной траектории, вдоль которой на воде стояли наблюдательные точки/буйки (чем позже - тем более продвинутые/автоматизированные); на основании отклонений от предсказанной траектории (по наблюдениям из «башни» и с других наблюдательных точек) делались выводы о точности и функциональности самой торпеды и её «начинки».
-66-


Ничуть не являюсь специалистом по морскому оружию, но со слов нашего экскурсовода уловил, что любая новая партия уже даже серийно/потоково производившихся (на любых других заводах) торпед подлежала выборочной проверке; если, грубо говоря, определённое количество торпед из очередной партии при испытаниях демонстрировало чрезмерное отклонение от расчётных/ожидаемых параметров, то эту партию (не КПСС, разумеется!) забраковывали; в этом и заключается весь смысл работы испытательного полигона! Если же приемлемое количество торпед из исследуемой партии (у военных там свои соображения, расчёты, проценты и пропорции) двигались согласно ожидаемой траектории, то и вся партия принималась за «годную». Понятно, что работа новых технических образцов исследовалась намного тщательней.

Вид с начала этого пирса направо, на Киик-Атлама. Заметно, что сейчас тут устроена «тихая гавань» для разного рода яхт разного рода богатеев.
-67-


Вид уже ближе к собственно «башне». Честно скажу: тут уже становится немного не по себе, так как невооружённым глазом заметно, насколько всё состарилось и прогнило...
-68-


Несколько фотографий из «ангара», находящегося прямо при входе в «башню» (тут складировались и перекладывались с места на место испытуемые экземпляры). Можете считать меня трусом, но в какой-то момент стало прям страшно: не рухнет ли вся эта конструкция у меня под ногами? Плавать-то я умею, но вот фотоаппарат было бы жалко... :)
-69-


-70-


Блин, ну если уж водите сюда экскурсии, то подметите хотя бы мелкий мусор и прочую «сыпуху» под ногами...
-71-


Маршрут экскурсии проходит вокруг одной из «шахт», через которую торпеды, подлежащие проверке/испытаниям, опускались в воду. Перед посещением этого места наш экскурсовод настойчиво просил ни к чему не прикасаться, так как состояние металлоконструкций явно плачевно. Не постыжусь признаться, что на данном этапе экскурсии мне стало ещё страшнее, чем ранее. Когда мы вернулись к началу пирса, я выдохнул с облегчением... :)
-72-


Стены в одном из помещений.
-73-


После возвращения на сушу мы идём обратно несколько другим путём. На фото - самый старый из сохранившихся цехов завода (со слов нашего проводника). Ну, невооружённым глазом видно, что тут туже полный трындец...
-74-


Шикарный мозаичный образчик искусства социалистического реализма. Со слов нашего экскурсовода, эта мозаика была создана непрофессионалом, одним из работников завода.
-75-


Уже по возвращении к проходной завода вновь вижу дом, который был уже показан на фото № 18. Напомню, на цокольном этаже располагались ясли и пекарня.
-76-


На уже посещённой нами «заброшке» при взгляде со стороны обнаруживается надпись «Гидроприбор 1970».
-77-


На прощание покажу фотографии входного билета. Повторюсь, что семи сотен рублей экскурсия не стоит, но я всё же остался доволен; дело на любителя. К слову, сразу замечу, что на коктебельском винзаводе даже таких билетиков не дают, лишь распечатывают чеки об оплате экскурсии/дегустации :).
-78-


Обратная сторона билета, на которой представлен вид со склонов Киик-Атлама (территория завода видна в правой части снимка).
-79-


Спасибо за внимание!

Ждите ещё несколько рассказов из моего пребывания в Зурбагане в этом августе. И, разумеется, всем удачной осени!

крымские походы, фотографии, Зурбаган, умности

Previous post Next post
Up