В начале нашего века, где-то в 2008-2009 годах, наши отцы и деды вот так видели будущее московского метро, причем будущее не слишком далекое, после 2025 года.
Как метро развивалось на самом деле, можно прочитать в этом журнале. Что-то из представленного на схеме было реализовано, в то время как другие идеи были отвергнуты. Ниже мы опишем самые важные отличия.
К плюсам того проекта можно отнести наличие "скоростных" хордовых линий, которые показаны на схеме жирным красным цветом. Эти линии позволяют проехать из конца в конец города, минуя центр; их пересечение образует пересадочный контур. Однако же трассировка этих линий вызывает значительные вопросы. Поезда линии Очаково-Мытищи перестают быть скоростными начиная от Делового центра, отклоняясь на запад и делая слишком много остановок. Кроме того, на северо-востоке эта линия проходит слишком близко от Калужско-Рижской линии. Линия в Бирюлево сильно изгибается и должна была проходить прямо под Царицынским парком и его глубокими оврагами: стоимость такой стройки запредельная. Линия в Кожухово на востоке Москвы дважды совершенно неоправданно пересекает Таганско-Краснопресненскую линию.
К настоящему моменту хордовые линии были построены, на зачастую по совсем другой трассировке.
Хорда Митино-Бутово:
Роль линии Митино-Бутово играет Строгинско-Домодедовская линия; при этом отпала необходимость строить метро под Серебряным Бором.
Хорда Очаково-Мытищи:
Можайская линия заменяет хорду Очаково-Мытищи и делает минимум остановок как на западе Москвы, так и в центре, касаясь его у станции "Ул. 1905 года".
Хорда Дудкино-Балашиха:
Воронцовско-Черкизовская линия, развитие которой закончилось уже в 40-х годах 21 века, частично идет по трассировке этой хорды. На востоке города она заменяет собой часть "Большого Кольца", которое построено не было, а также обеспечивает быструю связь севера и востока города, которая затруднена из-за наличия парков Сокольники и Лосиный Остров.
Хорда Химки-Кожухово:
От строительства хорды Химки-Кожухово отказались, т.к. она почти полностью дублирует Петербуржское и Рязанское направления ЖД. Роль хорды играют маршруты городских электричек Зеленоград-Люберцы. Зато была создана Рязанско-Тушинская линия, которая по-настоящему разгрузила Таганско-Краснопресненскую линию, предоставив альтернативный вариант попадания в центр города.
По-другому были реализованы и еще некоторые вещи в перспективной схеме:
Большое кольцо:
В связи с запуском поездов по Малому Кольцу МЖД отпала необходимость в северной части кольца, так как оно бы полностью дублировало там ж/д линию. На юге по трассе Большого Кольца была построена Каховская линия, на западе - Западная. На востоке, роль Большого кольца играют и поезда на МК МЖД, и Воронцовско-Черкизовская линия. Здесь это оправдано в связи с постройкой Восточного вокзала и наличием большого количества рабочих мест в районе станций "Авиамоторная", "Шоссе Энтузиастов", "Волгоградский проспект".
Москва-сити:
На показанной выше схеме невозможно разобраться, что предполагалось построить в районе Москва-Сити. Какое-то сплетение из множества линий, несколько новых станций по обоим берегам Москва-реки. Перегрузка этих пересадочных узлов очевидна. Как мы писали, всё было сделано совсем по-другому. Во-первых, отказались от трассировки Солнцевской линии через Деловой центр, пустив ее по более короткому маршруту через ст. Парк Культуры и тем самым предотвратив массовую пересадку пассажиров на уже под завязку загруженную (на тот момент митинцами) Арбатско-Покровскую линию. Во-вторых, через Шелепиху и Ходынку пошел медленный "Гаевский" контур, а не скоростная линия, что позволила обеспечить метро весь район Большого Сити не в ущерб скорости на дальних линиях. В третьих, создав возможность проехать из Тушино (а позднее и из Куркино) в центр через Сити, был окончательно разгружен Краснопресненский радиус. Конечно же, и сейчас трассировка многих линий в этом топологически запутанном месте, мягко говоря, спорна. Но всё же она более логична, чем на представленной схеме.
Маршрутное движение:
В 2008-2010 годах предполагалось, что по хордам и образуемому ими 3-му пересадочному контору будет осуществляться маршрутное движение поездов. То есть одни поезда будут идти по кругу, а другие - по хордовым направлениям. От такой схемы движения отказались. Машрутное движения при малых интервалах между поездами - это очень рискованное дело. Сбои в системе гарантированы при малейшем опоздании одного из поездов. Кроме того, на окраинных участках хордовых линий интервалы между поездами были бы слишком большими. Вместо маршрутного движения проектировщики старались как можно чаще облегчать пересадки засчет строительства кросс-платформенных пересадок.
Метро и железные дороги:
На представленная схеме метрополитен и городские электропоезда не дополняют друг друга, а существуют, за редким исключением, как бы в параллельных измерениях. Слава богу, от такого подхода было решено раз и навсегда отказаться. Жители Бирюлево, например, не спешат спускаться под землю: многие из них работают в Москва-сити и добираются туда без пересадки на электричке.