Мадам Коллонтай - друг Ленина и советский посол в Германии, 1934
На международной женской конференции в 1910 году в Копенгагене три товарища Клара Цеткин, Роза Люксембург и Александра Коллонтай добиваются решения праздновать 8 марта как День солидарности всех женщин в борьбе за свои права.
В то время женщина не имела ни избирательных прав, ни права на наследство, а в России она не имела даже паспорта и была занесена в паспорт к мужу. Поэтому, естественно, все эти социально-экономические и политические вопросы требовали своего разрешения. Женщины активно боролись за свои права. Недаром изначально праздник назывался «Международный день борьбы за права женщин и международный мир».
Немецкая коммунистка и борец за права женщин Клара Цеткин и российская революционерка Александра Коллонтай в президиуме II Международной социалистической женской конференции, 1910 год
В России этот праздник, называемый изначально День работницы, стали отмечать с 1913 года.
Александра Коллонтай активно поддерживала распространение этого праздника. После того как в России свершилась Октябрьская революция Коллонтай была назначена наркомом социального призрения. Одной из ее инициатив было введение в новый советский календарь Международного женского дня. И в 1921 году 8 марта стало официальным праздником в Советской России.
в 1921 году Александра Коллонтай добавила 8 марта в календарь советских праздников
Александра Коллонтай первая женщина-министр
Александра Михайловна Коллонтай (1852-1952) - имя этой женщины овеяно мифами, вымыслами, легендами. Её называли Валькирией революции, хотя она не носилась по фронтам Гражданской войны, не принимала участия в Красном терроре, не занималась продразверсткой и коллективизацией, как это делали её современницы-революционерки.
Роль Александры Михайловны в создании государства нового образца нельзя рассматривать без эпитета «первая». Первая в России женщина-министр, первая в мире женщина-дипломат, первая русская женщина-социолог. Исследования по вопросам материнства и детства, которыми она занималась более 100 лет назад, актуальны по сей день. Создательница первого в истории руководящего органа коммунистических женщин - Женотдела ЦК РКП(б).
По её инициативе Женотделы стали создаваться во всех союзных и автономных республиках и просуществовали целое десятилетие - до 1929 года. Их задачей было оказание помощи больным и раненым красноармейцам, а после Гражданской войны - борьба с голодом, разрухой, организация пунктов общественного питания, детских домов и интернатов. На них возлагался ещё целый ряд дополнительных функций, менявший жизнь советских женщин.
Александра Коллонтай в молодости
Александра Коллонтай революционерка из высшего общества
Родилась Александра в Петербурге в обеспеченной дворянской семье. В своих мемуарах утверждала, что ее дед был сыном финского крестьянина, разбогатевшего благодаря торговле лесом. Однако, архивные документы свидетельствуют, что рассказ о крестьянских корнях был сознательным конструированием «правильной» биографии. Дед Александры Коллонтай, Александр Фёдорович Масалин, был потомственным дворянином, коллежским советником и владельцем без малого тысячи гектаров земли.
Получила разностороннее домашнее образование. Владела несколькими иностранными языками (английским, немецким, французским, шведским, норвежским, финским и другими).
С юных лет Александра пользовалась успехом у мужчин и отличалась разборчивостью в них. Так, она отказалась выйти замуж за генерала Ивана Тутолмина, который сделал ей предложение в первый же вечер знакомства. Один из воздыхателей Александры, Иван Драгомиров (сын генерала), не выдержал её обращения и застрелился. В молодости Александра выступила против решения родителей выдать её за адъютанта императора и вышла за бедного офицера Владимира Коллонтая. Через пять лет она оставила мужа и сына, чтобы участвовать в революционном движении: «Я хотела быть свободной. Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполоняли весь день… Как только маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина».
Первая в России женщина-министр, первая в мире женщина-дипломат Александра Коллонтай
Александра Коллонтай и «новая женщина»
В 1913 году Александра Коллонтай опубликовала программную статью «Новая женщина», в которой развивала взгляды на женщину нового, передового общества. Новая женщина должна избавиться от лишних эмоций, отказаться от ревности, уважать свободу мужчины и его право выбирать полового партнера. Выдвинула лозунги: «Жены, дружите с возлюбленными своего мужа» или «Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей». Эти лозунги не спасли, когда она узнала об измене Павла Дыбенко и не могла справиться с ревностью.
На посту Наркома государственного призрения (социального обеспечения) Александра Михайловна упростила процедуру оформления развода, апеллируя, прежде всего, тем, что в России рекордное количество мужеубийств на бытовой почве. Одновременно с этим, она добилась равноправия незаконнорождённых детей, в качестве наследников и прочих преференций. Кроме того, положила начало легализации гражданского брака и узаконила аборты. Еще она предложила создать общий интернат для всех детей, с полным отлучением их от семьи, чтобы не мешали родителям строить новую жизнь, но инициатива не прошла.
На фото слева Дыбенко, рядом с ним - Коллонтай
Любовь и революция Александры Коллонтай
Революционный муж Александры Коллонтай харизматичный матрос Дыбенко был младше ее на 17 лет. Во главе отряда краснофлотцев он стрелял, жег, вешал и рубил головы всем, кто, по его мнению, недостаточно любил новую власть, не взирая, на пол, возраст и социальное происхождение.
Александра, в далеком прошлом, девушка из аристократической семьи, горячо одобряла методы избранника - чего не сделаешь ради будущего счастья своего народа! Известен случай, когда, остановив трамвай, матросы расстреляли всех пассажиров, не имеющих мозолей на руках.
Дмитрий Сергеевич Лихачев вспоминает: «И однажды матросы - морфинисты остановили трамвай и стали выпускать, требуя показать руки. Если на руках не оказывалось мозоли, то их отправляли налево, если мозоли были, то их отпускали. И потом куда-то безмозольных повели. Эти матросы то были морфинисты. Почему они революцию делали? Потому что германский генеральный штаб закупил колоссальное количество кокаина и морфия, но главным образом кокаина, и отправил это все через Швецию в Хельсинки, где была стоянка русского флота. И матросы привыкли нюхать кокаин. Поэтому они были главными застрельщиками революции. Врывались в квартиры, расстреливали своих офицеров. Без кокаина, без опьянения это делать было невозможно».
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999), советский и российский литературовед, лингвист, филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор. Председатель правления Российского фонда культуры, автор фундаментальных трудов по истории древнерусской литературы и русской культуры.
В Российской империи кокаином и морфием грешили лишь распущенные аристократы и декаденствующая богема. Революция придала этому пороку пугающий всенародный масштаб. К наркомании стали приобщаться все - от солдат и матросов до беспризорников на улицах. О наркомании «героев революции» писал и Бунин в своих «Окаянных днях». При этом увлечение дурманящим зельем, сыгравшее едва ли не решающую роль в вооружённом перевороте, очень скоро стало проблемой для самих большевиков. В 1918 году появились запреты на употребление наркотиков в армии и на флоте. В приказе Тамбовской «чрезвычайки» констатировалось «страшное зло, которое в последнее время приняло эпидемический характер - это употребление кокаина, развивающееся в частях Красной Армии со страшной быстротой». За наркоманию в строю новая власть грозила тюрьмой, а за распространение дурмана среди красноармейцев - расстрелом.
Как Александра Коллонтай заключила первый гражданский брак
В мае 1918 года Павел Дыбенко был отдан под суд и приговорен к расстрелу. Его обвиняли в трусости, дезертирстве, аморальном поведении, пьянстве, саботаже и умышленной сдаче Нарвы германским войскам. Обвиняемого можно было взять на поруки, но сделать это должны были только ближайшие родственники, коих у того поблизости не имелось. Чтобы вызволить сироту из казематов, Александра Михайловна, посетив редакции всех газет, убедила глав редколлегии, напечатать статью о заключении брака между тов. Коллонтай и тов. Дыбенко. Ответственные товарищи пошли навстречу, даже не попросив предоставить свидетельство из ЗАГСа, а также бумаги о расторжении предыдущего брака гражданки. Это был Первый гражданский брак, официально заключённый в России, он был основан на простой публикации заявления Александры Коллонтай в газете «Правда» о том, что она сочеталась первым гражданским советским браком. Не доверять печатному слову в стране Советов, не могли себе позволить даже работники ЧК, и Дыбенко отпустили до суда 25 марта 1918 года, сразу после опубликовании информации о браке, после чего он опять запил, а затем скрылся. История получилась настолько громкой, что в дело вынужден был вмешаться сам Ленин. Владимир Ильич решительно не знал, как поступить с таким проказником. С одной стороны, революционная дисциплина, в лице тов. Троцкого, требовала расстрелять негодяя, с другой, на Дыбенко буквально молились все товарищи в тельняшках. Ильич вынес решение, достойное книги рекордов Гиннесса - пожурить, оправдать и приговорить к совместному проживанию с гражданкой Коллонтай, сроком на пять лет. Чудом, избежав смерти, Дыбенко немедленно отбыл на фронт - гражданская война была в разгаре.
Казнят его позже, в 1938, за шпионаж в пользу Соединенных Штатов Америки. Объяснения самого заключенного, в том, что он «американскими языками не владеет и всю жизнь был предан коммунистической партии» не помогут.
дипломат Александра Коллонтай
Дипломатический период Александры Коллонтай
В 1922 году Александра Михайловна отправляется в Норвегию. Началась ее 23-летняя дипломатическая деятельность. Она умела быстро создать атмосферу взаимного доверия, была поразительно контактная, свободная, имела совершенно раскованную манеру поведения, завоевывала симпатии и уважение. Но бывала и весьма решительной, если в этом возникала необходимость. Как посол она добивалась для советской дипломатии успехов во всех странах, где работала.
Перед самым окончанием Великой Отечественной войны Александра Михайловна почувствовала значительное ухудшение здоровья, связанное с постоянными перегрузками. В итоге случился инсульт, от которого политик так до конца и не оправилась. Политическую карьеру Коллонтай пришлось завершить.
Весной 1945 года дипломата доставили из-за рубежа и поместили в одну из столичных клиник на реабилитацию. В течение следующих семи лет революционерка передвигалась на инвалидном кресле исключительно по своей столичной квартире (в это время она проживала уже на Большой Калужской улице, сейчас это Ленинский пр., д. 11). Тело Коллонтай было частично парализовано, но она продолжала консультировать молодых коллег по вопросам международной политики.
Владимир Михайлович Коллонтай написал воспоминания о своей бабушке
Александра Коллонтай проживала в Милютинском переулке
Александр Колосов в своей книге-исследовании «Лубянский треугольник» указывает, что Александра Коллонтай одно время проживала в доме №20 по Милютинскому переулку. Это знаменитый
дом Лансере, который стоит прямо напротив «
Учебного центра русского языка», где изучают русский язык как иностранный. Нам не удалось найти документальное подтверждение, в каком именно году здесь проживала Коллонтай. Вероятно, в 1920-30х годах в период перевода с одной дипломатической должности на другую.
Студенты
очного курса «Методика преподавания русского языка как иностранного» ходят мимо этого знания на лекции 3 раза в неделю.
Источники:
1. Майсурян А.А. Другой Ленин, Издательство:Вагриус, 2006
2. Интервью с Академиком АН СССР Лихачевым Д.С. ТВ-Передача "Момент истины". 1995 год
3. Коллонтай В.М. «Моя чрезвычайная бабушка», Издательство: М.: Аспект Пресс, 2019
4. Бесы революции. Роман Нутрихин. Журнал «Чудеса и приключения», №7/2017
5. Колосов А.В. Лубянский треугольник. М.: Конконтент, 2010