13 февраля 2023 года, 150 лет назад, родился великий русский оперный певец Федор Шаляпин.
Однажды Федор Иванович Шаляпин нанял в Москве извозчика. В разговоре мужик поинтересовался, чем занимается Шаляпин. - Да вот, пою. - И я пою, когда скучно. А работа у тебя какая?
Борис Кустодиев. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1922 год Холст, масло. 99,5 × 81 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
С Шаляпиным связано много интересных историй. Вот, например, как был написан известный его портрет.
Художник Борис Михайлович Кустодиев писал декорации для оперного спектакля «Царская невеста» (1920). После грандиозного успеха постановки к Кустодиеву обратился коллектив Мариинского театра с просьбой оформить оперу «Вражья сила». «Переговорщиком» к Кустодиеву отправился Федор Шаляпин, который был не только исполнителем партии Еремки, но и режиссером спектакля. Борис Кустодиев с радостью принял предложение Шаляпина, и одновременно предложил певцу написать его портрет. Причем непременно в шубе, в которой певец пришел к нему в гости.
«Грабь награбленное» и шаляпинская шуба
Шаляпин вспоминал: «- Ловко ли? - говорю я ему. Шуба-то хороша, да возможно - краденая.
- Как краденая? Шутите, Федор Иванович.
- Да так, говорю, - недели три назад получил ее за концерт от какого-то Государственного Учреждения. А вы, ведь, знаете лозунг: «грабь награбленное».
- Да как же это случилось?
- Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого то, теперь уже не помню какого - «Дома», и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. У меня хотя и была моя татарка кенгуровая, и шубы мне, пожалуй, брать не нужно было бы, но я заинтересовался. Пошел в магазин. Предложили мне выбрать. Экий я мерзавец - буржуй! Не мог выбрать похуже - выбрал получше.
- Вот мы ее, Федор Иванович, и закрепим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул».
Борис Кустодиев. Большевик. 1920 год Холст, масло. 101 × 141 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет выполнен в любимом Кустодиевым стиле «портрет-пейзаж»: статная фигура Федора Шаляпина изображена на фоне красочного, веселого народного гуляния. Кажется, что Шаляпин прямо отсюда, с этого снежного пригорка, отправится на концерт. Великолепная шуба нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся - а не только воротник и шапка - на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках - серая замша и черный лак... Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа.
На втором плане, слева, Кустодиев по просьбе Шаляпина изобразил фигуры двух дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, которых сопровождает Исай Дворищин, личный секретарь певца. У Марии на руках маленькая обезьянка.
Шаляпин высоко ценил творчество Кустодиева, называл художника «замечательным» и «бессмертным» и считал его человеком недюжинным и достойным преклонения. В своей второй автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин писал:
Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и Масляной. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы - вообще, все его типические русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей… Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид? Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной.
Праздничная Русь Кустодиева - это народные ярмарки, веселые балаганы, масленичные гуляния на широкую ногу, хороводы. Все свои знаменитые работы Кустодиев писал не с натуры, а по памяти: в 1909 году у него обнаружили опухоль спинного мозга, и последние 15 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу.
Борис Кустодиев Автопортрет. 1912 год Картон, темпера, гуашь. 100 × 85 см Галерея Уффици, Флоренция, Тоскана, Италия
Любимый бульдог Шаляпина Ройка
Большие сложности возникли с персонажем, запечатленным на картине - шаляпинской собакой, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева:
«Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича - черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее»
Собаку отец рисовал дней пять, по часу в день. Она была дрессированная, когда Федор Иванович говорил: «Городовой!» - бульдог падал «замертво».
Федор Шаляпин и его бульдог Ройка
Певцу его портрет понравился. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез. Артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов - за широту, размах и "русский дух". Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды.
В то же время портрет нравился и самому Кустодиеву, вложившему в него много душевных и физических сил. Художник долгое время жил думами о выполненной работе и в 1922 году создал для себя копию картины, авторское повторение портрета в уменьшенном формате. Таким образом портрет был написан дважды - в 1921 и 1922 годах.
Шаляпин пел в Милютинском переулке
Москва, Милютинский переулок, дом 16
А вы знаете, что рядом со зданием, где расположен «
Учебный центр русского языка» (Москва, Милютинский переулок дом №15) стоит неприметный дом №16, тоже по Милютинскому переулку? И мы долго не могли узнать, почему этот обыкновенный с архитектурной точки зрения дом, в котором при фабрикантах Милютиных находились производственные помещения, почему он украшен маскаронами в виде театральных масок?
Стали изучать историю этого дома и узнали, что с 1909 года здесь находился театр-кабаре «Летучая мышь». История его появления такая. Артисты молодого МХТ, играя на подмостках серьезный репертуар, не забывали об отдыхе и развлечениях. Знаменитые мхатовские капустники были любимы в актерской среде. А почему не сделать их самостоятельным жанром, не создать своего рода актерский клуб, где бы вечно царила атмосфера веселья и праздника? Так появилась идея профессионального театра-кабаре «Летучая мышь», названного по шутливой ассоциации с мхатовсим символом - чайкой.
Закрытый клуб, интимность, непубличность, место отдыха людей театра, недоступное для других, - основные принципы созданного кабаре.
Афиша клуба-кабаре "Летучая мышь" , Милютинский переулок, 16
Но блистательные вечера невозможно было скрыть от широкой публики. Идея закрытого клуба провалилась. В 1910 «Летучая мышь» под натиском страждущих была вынуждена начать выпускать билеты. Которые распространялись строго по спискам. Но уже в следующем сезоне превратилась в открытый театр необычайно популярный в Москве. Здесь выступали Леонид Собинов, Мария Савина, Алиса Коонен и Федор Шаляпин.
На уроках РКИ можно слушать вместе с иностранцами романсы в исполнении Шаляпина: изучать русский язык через шедевры русской культуры. Великолепный, страстный, переполненный экспрессией романс «Очи черные». Послушайте его и получите огромное наслаждение:
1.
Очи черные, очи жгучие,
Очи страстные и прекрасные!
Как люблю я вас! Как боюсь я вас!
Знать, увидел вас я не в добрый час!
2.
Очи черные, жгуче пламенны!
И манят они в страны дальние,
Где царит любовь, где царит покой,
Где страданья нет, где вражде запрет!
3.
Не встречал бы вас, не страдал бы так,
Я прожил бы жизнь улыбаючись.
Вы сгубили меня, очи черные,
Унесли навек мое счастие.
4.
Очи черные, очи жгучие,
Очи страстные и прекрасные.
Вы сгубили меня, очи страстные,
Унесли навек мое счастие...
5.
Очи черные, очи жгучие,
Очи страстные и прекрасные!
Как люблю я вас! Как боюсь я вас!
Знать, увидел вас я не в добрый час!