В инфобизнесе есть разделение на жесткие и мягкие ниши. Например, курсы английского языка или программирования - жесткая ниша, тренинг по внутренней гармонии - мягкая. Но единого мнения, где именно проходит граница, кстати, нет.
Например, встречал мнение, что жесткая ниша - просто та, где много игроков, рынок давно поделен, доминируют большие команды и большие бюджеты, а мягкая - что-то экзотичное, на любителя, вроде курсов каллиграфии. Заходи кто хочешь, большим деньгам это не интересно. Или такой подход: в жестких нишах учат профессиям или просто делать деньги, в мягких - занятия для души. Мне такие разделения не близки, но я специально привел, чтобы показать - какого-то единого мнения нет.
Прежде чем сказать мысль, дам свое определение, кстати, типовое, конвенциональное, может даже самая популярное. Жесткая ниша - эта та, где результат можно померить, мягкая - где нельзя. Если видно, умеет что-то ученик или нет (и главное, умеет ли учитель!), ниша жесткая, если нет - то нет. Такой подход, кстати, относит каллиграфию, а также пение и рисование, к очень жестким нишам, а курсы какого-нибудь «денежного мышления», «философии миллионера» и т.д. - к мягкой мякоти. Может ли человек нарисовать собаку, видно сразу. Мыслит ли он как миллионер, и как вообще мыслит этот самый миллионер - черт его знает.
Итак, жесткий тезис. Реальное обучение и польза случаются только в жестких нишах, мягкие - на 90% удел инфожуликов и лохов, где они нежно трутся друг об друга, меняя эмоции на деньги. Но это не значит, что какие-то сферы, например, психология, прокляты по определению. Ибо наш второй тезис: любую мягкую нишу, при желании, можно превратить в твердую. Была бы на то добрая воля и умение. В обратную сторону, т.е. взять испоганить жесткость, работает не всегда, но бывает, особенно если сильно хочется…
Как сделать свою нишу честной и умной? Просто воткни измеримые показатели, и случится чудо. Не «обретение гармонии со Вселенной», а «в 2 раза меньше ругаться с близкими» или «в 2 раза чаще нравиться на свидании». В пределе - не ссориться никогда, нравиться почти всем. Не «денежное мышление триллионера», будь оно проклято, а «инвестировать под размер инфляции + 5% годовых в долгосроке» или «выйти на доход в пять средних доходов». Не «10 секретов мироздания», а «10 способов получить от людей то, что тебе надо». Ибо владеешь ты секретом мироздания или личной шизой, зачастую не вполне ясно, а дают ли тебе люди то, чего надо - обычно заметно.
В общем, не хочешь, чтобы тебя разводили, как кролика, или, мягче скажем, развлекали за нескромные деньги - иди в ту сторону, где есть цифры и обратная связь от мира. Где килограммы, килобаксы и внятные временные отрезки. Хочешь наносить пользу и причинять добро - иди туда же, придумай метрики. Хочешь паразитировать на тех, кого не жалко - учи духовной духовности, брутальной брутальности, женской женственности и т.п. Давай им гармонию, открытость и уверенность, пусть хавают, сами виноваты.
Правда, есть тезис номер три: матерая инфожуль будет продавать вам мягкое под видом твердого. Иногда этот прием можно раскусить по его нарочитости. «Выход на пассивный доход в 125 тысяч за 9 месяцев», «300 долларов на 3 часа на криптобирже» и т.д. В то время, как честные люди, кто знает, что такое биржи - никогда не оперируют с такой точностью. «Сколько приносит твой торговый робот?» - «А с каким капиталом? А с каким риском? А в какой год?». Новичок понимает, что перед ним какой-то скучный душнила, и идет к жулью, где четкие пацанские 12% в месяц без вопросов.
Чтобы отличить, реальная твердость или вам ее рисуют на пустом месте, поможет насмотренность + общая вменяемость. Например, большая часть моих друзей и знакомых - ничего не понимает в финрынках, и не собирается. Но под «четкие 12% в месяц» их не заманить, ибо здесь не надо разбираться в финрынках, достаточно разбираться в людях.