Очень простенький тезис к вопросу, что такое «хороший человек». Но вообще тема на книгу.
Обычно у нас нет проблем определиться с тем, что такое хорошее кресло или хорошая квартира. Конечно, у каждого свои вкусы, но в чем-то вкусы всех совпадут. Квартира не должна быть тесной, ветхой, в криминальном районе и т.д. Нет особых проблем понять, что такое хороший шахматист или футболист. Потому что есть четкая редукция к функции, ее заказчик и пользователь. И при всей разнице взглядов на прическу идеального футболиста он должен забивать голы или не давать их забивать.
Так вот, скажу страшную неполиткорректную вещь, с хорошим человеком - можно обойтись точно так же. Главное понять, кто «пользователь» этого человека, кто будет эксплуатировать его функционал. Сложно отрицать, что в первую очередь - он сам.
Отсюда следует, что хороший человек - это тот, кем мы хотели бы быть, а не тот, с кем предпочли бы иметь дело. Но сейчас обычно считается, что второе, а дальше дело вкуса и лютого эгоизма под маской альтруизма. Это вообще стиль эпохи: эгоисты могут достичь своих целей, только прикинувшись альтруистами. Далее выясняются не самые пристойные (если назвать их честно!) пожелания людей к тому, как должны выглядеть их окрестности.
Например, любой правитель предпочтет людей, готовых выполнять его волю - желательно, безропотно и бесплатно. Чтобы им при этом веселее жилось, это их ценное качество можно привязать к «социализму», «патриотизму», «экологизму» и т.д. Подчиненные хотели бы начальника, который платил на халяву и ничего не спрашивал. Начальник хотел бы подчиненных-рабов. Казанова, профессионально посвятивший жизнь освоению женщин, предпочел бы видеть мужчин вокруг... импотентами, геями или хотя бы уродами, чтобы не мешали. Это, конечно, метафора и гротеск, но отсюда следуют вполне популярные этические модели.
Ан нет. Хороший человек - тот, кем вы хотели бы быть. На этой платформе наконец можно честно говорить и о чем-то договориться. Быстро выяснится, например, что олигархи и коррупционеры - не такие уж плохие люди (в отличие от мелких гопников, бытовых садистов и маньяков - обычно маньяками не хотели бы быть даже они сами). Выяснится, что «не быть гадом» важное, обычно необходимое, но сильно недостаточное условие «хорошести». Безобидный еще не значит молодец. А главный пакет добродетели сведется к ресурсности, разным видам твоей силы + некой внутренней гармоничности. Красота и ум - тоже оно. Изначально, возможно, это сила бессильных, но в нашем мире уже мажоритарные масти.
Если эту мысль крутить дальше, будет правый поворот, большой привет старым авторам (начиная с Ницше), и много чего неполиткорректного…