Конец добродетели

Jan 28, 2024 12:34


Подумалась такая модель. Все, что сверх животной природы у людей, можно поделить на знание двух типов. Под животной природой понимаем тело и его заводские настройки: как инстинкты, так и тот зазор свободы, что позволяет положить что-то поверх них, мемы на гены (у других животных такой опции почти нет). Но это только возможность, само собой не положится. Дети, начавшие жить с волками, вырастают не в маугли-супермены, а в успешную псину, но сейчас не о них...

Итак, два типа знания. Первое назовем специально-техническим. Это сильно разное. Тут и слесарь, чинящий кран, и айтишник с доходном в 10 раз выше, и физик-теоретик мирового уровня. Отличительные черты знания этого типа:

1). Его можно доверить специальным людям и расслабиться. Чтобы у человечества была физика, нет нужды, чтобы все были физиками. Можно доверить это специально обученным людям, Х человек на 100 000 населения, и всем будет наука физика. Аналогично с химией, медициной и ИИ. Чтобы пользоваться компьютером, не обязательно знать, как он устроен. Вообще большие сомнения, что скоро в мире останется человек, целиком (то есть от атомов до нюансов кода) способный описать, как это работает. И это не проблема. Это великое благо цивилизации, разделение труда.



2). В знании такого типа любой школьник-отличник формально осведомлен сейчас более Аристотеля. Но в этом куда больше заслуги Аристотеля, чем его самого. «Карлики, стоящие на плечах гигантов». Инженерные системы 21 века сильно круче систем 19 века, но инженерное образование не требует каких-то иных, более крутых человеческих свойств, на порядок больших усилий и т.п. Освоить учебник 100-летней давности и нынешний примерно одинаково тяжело (или легко). А то, что теории даруют их владельцам куда большую власть над миром, так это не мы такие, это так устроен процесс. Возводить первый этаж этого здания было сложнее (привет Аристотелю), чем сейчас 101-й.

Знание второго типа можно назвать по-разному, мне не нравятся все названия… но можно, скажем, лично-гуманитарным. Понять, что это такое, проще через схожие два пункта.

1). Мы не может доверить это специальным людям, наличие этого в обществе, и степень этого наличия - прямая функция от среднего уровня. Чтобы в мире была геометрия, нам хватит геометров. Чтобы в мире была этика, мы не может завести трех этиков на 1000 человек, закончивших высшие этические курсы и наделенных специальными полномочиями. Это будет производной от этики каждого. Чтобы в мире была логика (не на уровне высших разделов в одной полке с высшей математикой, а на уровне здравого смысла и тривиальных суждений), она должна быть, так или иначе, у каждого. Чтобы в мире было психическое здоровье, должна быть некая «психология» на уровне каждого, а не психолог, выписывающий нам таблетку от лени, дури и агрессии, как доктор выписывает ее от давления. Зубы можно доверить стоматологу, не вникая в процесс. Чтобы доверить психологу, ты сам должен быть отчасти психолог. Знание не может быть потреблено как внешняя услуга - оно должно, так или иначе, прожиться в своем теле.

2). Гиганты в прошлом тут не сильно ускоряют процесс. Атлет сейчас, пожалуй, пробежит быстрее древнего грека, и это будет в основном его же заслугой. Пожалуй, стало лучше с тренерами, с методикой, с химией и диетой, но это не дает 90% (или 99%) пути к фронтиру, к переднему краю человеческих достижений, как оно будет в случае спеца, которому повезло с эпохой, где есть хороший учебник. Чтобы стать смелым (справедливым, мудрым, сфокусированным, успешным), нельзя скачать 99% пути к этому из готовой культуры, можно взять какие-то подсказки, взять помощь, но идти там в основном самому.

Знание второго типа перекликается с тем, что ранее называли добродетель. По сути, это упакованные в нас поведенческие программы, пакеты паттернов. Оптимизация их по некоему параметру (например, честность) и будет выступать как соответствующая добродетель. Сейчас это кажется устаревшим словом. Да, вот еще: в плане этого знания люди всегда будут делиться на хороших, менее хороших и совсем уж плохих. Плохим этот факт не нравится.

Теперь проблема. Человечество много чего достигло. И как водится, хорошие времена стали порождать ересь. Например, знание типа 2 путают со знанием типа 1. «А давайте вычислим справедливость, доверим ее правительству и будем нам справедливость». Еще опаснее это звучит как: «а давайте доверим это дело ИИ». Самый сволочной коррумпированный судья тут будет лучше умной программы, включенной на всех тотально, хотя бы в силу одной причины - несопоставимости того, что Нассим Талеб назвал бы риском жирного хвоста (долго пояснять, но кому интересно, это поймет). Знание типа 2 не отдается на аутсорс! Или оно собирается по всему полю с каждого индивида, или его нет, и в критический момент мы это увидим.

Еще модная ересь, что это оскорбительная концепция. Говоря, что кто-то лучше, вы раните чьи-то чувства. Легко смириться, что ты не знаешь тригонометрию, 99% людям ее и не надо знать, и так с любым схожим знанием. Тяжело смириться, что ты погряз во грехе, как сказали бы раньше, а сейчас, наверное, можно сказать, что ты местами лох и местами гад, из концепции добродетели это следует. Поэтому побеждает концепция равенства.

Смущает современная психология, аксиологически ломающая любую вертикаль. «У каждого своя правда», «каждая личность одинаково бесценна», и т.д. Под видом гуманизма это война против знания...

Местами избыток знания-1 прикрывает недостаток знания-2. Например, захлестнувшая мир в начале 21 века эпидемия ненасилия, видная по статистике убийств. И на Западе, и в России одна картина - резкое сокращение, где-то в разы. Одна из рабочих версий: гопники тоже люди, и перенесли активность в интернет, где она не столь фатальна. Версия два, что жизнь за последние 30 лет стала лучше, практически везде, снова спасибо знанию. Насилие ведь удел скорее бедных. Плюс видеокамеры в мегаполисах, версия три. Я думаю, тут важно все, плюс общее старение населения, и это тоже косвенно технологии, то есть знание-1.

Но представим, что знание-1 в какой-то момент провисает, его как раз можно выключить по рубильнику, или его захватили плохие парни. Будет шок, как в 20 веке. Всю эпоху Просвещения гуманизировались как не в себя, в итоге мировая война, ГУЛАГ и Освенцим. Более того, фатальная нехватка знания-2 делает знание-1 той самой гранатой с приложенной к ней обезьяной, чем больше знания - тем сильнее бахнет.

Previous post Next post
Up