Nov 19, 2008 17:24
Сегодня я играю концерт. В общем, ничего особенного, обычный концерт класса. Да, наш традиционный осенний концерт класса в Музее им. Глинки.
Однако, пришло мне в голову вот что. Это мой шестой концерт там. Шесть лет назад я была самой младшей, более того, самой неопытной участницей. Тот концерт… Тогда были исполнены все Французские сюиты Баха. Мне досталась Соль-мажорная, предпоследняя. Никогда не забуду КАК я рыдала в артистической после выступления. Все участники уже перешли в зал, доигывалась последняя, шестая сюита, а я сидела и рыдала, и не могла успокоитсья. Тогда все сказали, что это нормально - плакать, когда в первый раз играешь Баха. Но я была безутешна. Почему? - От переизбытка чувств; от разочарования и опустошения, которое неизбежно после любого концерта; от того, что в такие моменты остро ощущаешь, что такое совершенство, и как далеко ты от него отстоишь…
Сегодня - я вдруг оказалась самой старшей из всех участников (не по возрасту, конечно, а по количеству лет, отданных занятиям на клавесине). И потому мне положение не позволяет нервничать, волноваться и тем более рыдать. Но с другой стороны, я себя продолжаю чувствовать всё той же неопытной и слабой, чьи познания только-только начинаются. Так странно всё это. И как же быстро летит время…
А играть сегодня я буду снова Баха. Только другого, конечно.
И это очень-очень особенный Бах для меня.
Дело было три… нет, четыре (о, боги!) года назад. И был мастер-класс Крис Верхельст, великолепной клавесинистки и прекрасного человека. Она занималась со мной час. Описать не могу, у меня нет слов, но до сих пор осталось какое-то светлое ощущение от этого занятия. Именно тогда я впервые поняла, что в силах чего-то добиться на инструменте. Она уехала, сказав, что у меня прекрасный педагог, и всё получится. А перед этим был её концерт, где она играла, в числе прочего ля-минорную Фантазию Баха. Вот это было настоящее чудо. Она меня просто заворожила. И я стала мечтать о том, что когда-нибудь тоже смогу сыграть это произведение…
Через год я снова занималась с Крис - ездила для этого в Питер, в первый раз в жизни. Сразу после занятий мне надо было бежать на поезд - и я снова рыдала. Рыдала в вагоне, открыв ноты, и вспоминая каждое слово, каждую сыгранную фразу. Впечатления не оставляли меня ещё очень долго. Впечатления именно от личности - какое-то поразительное родство. Вот как так? Человек играет так, как я думаю. Теми же словами… Или звуками?... Не знаю как объяснить.
Да. Приехав из Питера, я взяла ноты Фантазии, стала разбирать. И было это 3 года назад.
И вот наконец пьеса готова. Почему так долго? Сложно сказать: были другие концерты и другие программы. А Фантазия никак не давалась в руки. И в уши…
Сегодня… мне кажется что я знаю, как её надо играть. И она прозвучит. Для меня это символ… даже не знаю чего именно. Тогда в Питере на прощанье Крис сказала - вы очень хорошая клавесинистка, у вас всё получится. Это была довольно стандартная фраза для окончания любого мастер-класса, только почему-то она запала мне глубоко в сознание.
В общем вот. Поэтому я и не знаю, удастся мне сегодня обойтись без слёз, или нет)))
личное,
творчество,
Бах,
музыка