Про День победы

Apr 26, 2015 11:26

Чем ближе к майским праздникам, тем острее психоз вокруг Дня победы, одни призывают не праздновать, а, напротив, платить и каяться, другие грозятся перепоказать и дойти до Берлина на танках, раз уж не пускают на мотоциклах ( Read more... )

Leave a comment

Comments 23

eednew April 26 2015, 08:46:13 UTC
На ташкентском фронте не было потерь. Второй пример вполне характерен.

Reply


common_optimist April 26 2015, 09:11:03 UTC
Мне нравится пост у blau-kraehe (он про другое, но с частью про отношение к войне я очень согласна) http://blau-kraehe.livejournal.com/376860.html

Советская интерпретация Войны была очень позитивной. Вы даже не представляете, насколько она на самом деле позитивная. Советских людей в войну погибло больше всего, больше, чем евреев (правда, из них было очень много советских евреев, которых фашисты истребляли особо усердно). БОльшая часть этих советских людей погибла не с оружием в руках - они умерли от голода во время оккупации, были сожжены заживо, расстреляны фашистами и убиты множеством изуверских способов. Огромную часть этих потерь составляли дети. Казалось бы, какой простор для "канонизации жертв"! Но однако советская идеология не прославляла именно жертв - о них говорили, но лишь во вторую очередь, как о свидетельстве особого, изощренного зверства фашистов. Советский народ был не жертвой, а победителем. Ленинградские дети не просто загибались в своих квартирах, а были ( ... )

Reply

meshuga80 April 26 2015, 09:35:26 UTC
Да. У нас не принято как-то упирать на жертвы, на страдания. Не знаю, правильно ли это. Но что точно правильно - так это не отказываться от своих побед, несмотря на жертвы.

У нас вообще национальный миф - про то, как мы всех героически победили. И даже войны, которые Россия проиграла, как-то в школьном курсе истории шли вскользь (Крымская, Первая мировая), а те, в которых выиграли (Отечественные обе) - изучались во всех подробностях. У нас нет мифа про то, как мы пострадали. А, возможно, надо бы - приватизировать этот дискурс. И предъявлять Сванидзе и Гайдарам за страдания народа от их предков, да.

Reply

common_optimist April 26 2015, 11:24:46 UTC
Мне это не до конца нравится, потому что нас становится легко купить на мысль, что мы всех угнетали всю дорогу. А что у нас есть свои жертвы - ну так это ерунда, мы же сильные, зачем нас жалеть.

И что героически победили - тоже не такая уж здоровая идея. Получается, что на первый план выходит идея свехусилия, а развивать промышленность и обеспечивать адекватное руководство как бы и не нужно.
Хотя реально - люди хорошо воевали и в Первую мировую и в Великую Отечественную, но одну проиграли, а вторую выиграли - почему так? Неплохо бы задуматься.

Баланс какой-то нужен. Но сейчас отказываться от идеи победы в пользу идеи скорби - это точно отказываться от источника силы. За это ведь люди и любят этот праздник.

Reply

meshuga80 April 26 2015, 11:37:54 UTC
Вот, кстати, да. Если уж говорить про мифостроительство, то жаль, что мало рассказывают про мирные достижения. Про освоение русского севера, например, про сады в Соловецком монастыре хотя бы. Вообще - про то, как русские ухитрились освоить все эти малопригодные для жизни холодные огромные пространства. Про путешественников и первооткрывателей, про ученых, про всякий фронтир. У нас этого не меньше и не хуже (по мне так лучше), чем у американцев, и это может быть таким конструктивным мифом. Про то, как мы все освоили и отстроили в самых сложных условиях.

Reply


sopkina April 26 2015, 09:39:03 UTC
У меня уже несколько лет (примерно с введением полосатых ленточек) ощущение, что у меня этот праздник отобрали.
Во всяком случае, я деда поздравляю с чем-то другим, отличным от того, что все вокруг празднуют.

Reply

meshuga80 April 26 2015, 09:41:51 UTC
Ну, возможно, мифологизация тех событий и дает эти ощущения. Но это, извините, неизбежно.

Reply

shufel April 26 2015, 11:13:31 UTC
Какая-то степень мифологизации неизбежна. Но в "введении полосатых ленточек" сверху и народныx инициативаx снизу, типа "1941-1945 - можем повторить" есть очень мало неизбежного и очень много раздражающего для тех кто вроде и не намеревался "платить и каяться". Да чего там, когда заведомые мифы о войне распространяются преднамеренно, с самой серьезной поддержкой и под девизом "Вы наивно считаете, что факты в истории - главное. Главное - их трактовка, угол зрения и массовая пропаганда." (дискуссия Исаев - Мединский) - это никак не назовешь естественным процессом.

Reply

meshuga80 April 26 2015, 11:25:00 UTC
А что ленточки-то? Ну ввели их - они прижились и очевидно стали массовым явлением. Носить их - дело добровольное.

Что касается инициатив снизу, то тут вообще винить некого, кроме непосредственно участвующих. Кто-то вешает на машину "кавказ - сила", кто-то "можем повторить". Это дурновкусие и не более.

Что касается Мединского, то он сам пишет - перегибал палку в противоположную сторону, опровергая всяких там "трупами закидали, заградотряды, миллионы изнасилованных немок, азиатские орды, одна винтовка на троих". Backlash на поток говна из 90-х. Пропаганда как таковая либо имеет право на существование, либо нет, если нет, надо изымать (или что?) всяких Суворовых и прочих Подрабинеков.

Надо бы тут вспомнить, что на государственном уровне поддерживались всякие разные мифы. И если терпели трупозакидательство, то теперь надо терпеть ура-патриотизм. А если осуждать ура-патриотизм, то заниматься в то же время трупозакидательством неуместно.

Reply


paprika17 April 26 2015, 10:32:33 UTC
Обидно просто..парад этот с одной стороны и последние ветераны, некоторые из которых в домах престарелых сушат третий памперс на батарее..

Reply

meshuga80 April 26 2015, 10:44:30 UTC
Логично требовать памперсы и все прочее. Требовать отменить парад - нелогично, памперсов от этого не прибавится.

Reply

paprika17 April 26 2015, 12:27:35 UTC
конечно! и пусть парад будет и праздник тоже, тем немногим оставшимся это важно и думаю важно чтобы и потом помнили и праздновали..только вот на практике требовать этот памперс и остальное можно, но вот не дают, только своими силами собирать и помогать..на парад деньги есть, а на помощь нет, вот от этого грустно

Reply


baby_lyaliko April 26 2015, 12:38:58 UTC
Вот прям сегодня утром прочла в романе А.Чудакова (Ложится мгла на старые ступени)
...Уже в школе отец подсовывал статьи о пионерах-героях, но их читал Антон со смутным чувством: сомневался, что никого не выдаст, если ему, как пионеру Смирнову, станут отпиливать ножовкой правую руку и очень от этого мучился.
Американский психоаналитик, пытаясь выяснить детские комплексы Антона, страшно удивился, узнав, что больше всего ребенок страдал от подобной мысли. И сказал, что теперь понимает разницу между своим и русским народом - по крайней мере в середине двадцатого века.

Reply


Leave a comment

Up