В сегодняшнем номере - моя статья про три эсминца. Я вообще-то про них уже когда-то писала, к столетию гибели. Но газета - дело такое, каждый день что-то происходит, вот и сейчас у нас в музее возобновили выставку. Так что пусть будет, а я там под бабушкиным именем. :))
Памяти трех эсминцев
В Сосновоборском городском музее возобновилась выставка «Памяти трех эсминцев». Она приурочена к 105-летию гибели эсминцев «Гавриил», «Свобода» и «Константин». Трагедия произошла в Копорской губе, совсем рядом с местом, где сейчас находится Сосновый Бор.
Четыре эсминца вышли в море 21 октября 1919 года. Они должны были выставить в восточной части Копорской губы минные заграждения - шла гражданская война, революционный Петроград несколько раз пытались взять то с суши, то с моря. В Балтийском море находилось множество кораблей стран Антанты. Чтобы не пропустить их к городу, командование флота решило выставить минные заграждения.
Историю того трагического похода рассказала научный сотрудник Сосновоборского городского музея Оксана Никитина.
Накануне трагедии эсминцы «Константин», «Гавриил», «Свобода» и «Азард» приняли мины и вышли на внешний рейд. В полночь они выстроились в колонну, прошли освещенный Николаевский створ, а затем погрузились в полный мрак. Они подошли к месту начала операции - и тут раздался первый взрыв. На мине подорвался «Гавриил», затем - «Константин», он шел слева от «Азарда». Та же участь постигла и «Свободу», шедшую справа. Корабли уходили под воду очень быстро. Дольше всех держался эсминец «Свобода», он затонул за восемь минут. Неповрежденным остался только «Азард».
Он осторожно, задним ходом покинул опасный участок. Но сразу возвращаться в Кронштадт не стал - оставался в районе взрывов на случай, если понадобится помощь. В море команда «Азарда» никого не заметила, и корабль вернулся в Кронштадт.
Практически одновременно погибло 484 человека, лишь 25 моряков с «Гавриила» и «Свободы» успели спустить шлюпки и спастись.
Стоит вспомнить, что тогда происходило на берегу - сказать точно, где находились тогда красные, где - белые, не мог бы в тот момент никто, ситуация менялась постоянно. Чтобы попасть на форт «Красная Горка», спасшимся пришлось обходить многочисленные засады и посты белых.
Что касается погибших, то море выносило тела на берег в течение нескольких дней. Первых 120 человек похоронили на форту «Красная Горка» 25 октября, потом на берег вынесло еще 86 человек. На месте захоронения в 1965 году появился памятник - его на свои средства поставили моряки Балтийского флота. Три мачты, пушки и якоря. Позднее в этой же части форта хоронили и погибших в Великую Отечественную. А несколько лет назад на мемориале появился памятник погибшим во время Таллиннского перехода - по инициативе участников военно-исторического общества «Форт Красная Горка».
Историки до сих пор задаются вопросом, как так получилось, что командиры кораблей, хорошо знавшие лоцию и карту минных заграждений, оказались в ловушке. На этот вопрос пытались ответить сразу - была создана специальная комиссия по расследованию, которая пришла к выводу, что командный состав погибших эсминцев сделал все, что от него зависело, чтобы спасти корабли и личный состав, не заботясь о собственном спасении. В тот день погибли командир и комиссары всех трех кораблей.
Причина катастрофы была, возможно, в другом. Во время Первой мировой и гражданской войн Балтийский флот изрядно потрепало. Ситуация была тяжелой - не хватало боеприпасов и топлива, многие корабли требовали срочного ремонта, они были не на ходу. Фактически революционный Петроград защищал небольшой отряд - в него входили три линкора, шесть эсминцев и 44 корабля других классов. Силы противника были куда серьезнее - в заливе тогда находились полторы сотни английских кораблей и тех, что получила Эстония после обретения независимости. Они находились в гораздо лучшем состоянии. Не исключались и десанты - почему и понадобилось ставить заграждения. И вполне возможно, что об английских минных полях советское командование просто-напросто не знало. Комиссия отметила некоторые ошибки - эсминцы шли близко друг к другу, в условиях плохой видимости, к тому же погода была сложной, довольно сильно штормило. Расследование пришло к выводу, что именно эти условия привели к столь масштабной трагедии - взрыв одного из кораблей вызвал детонацию боеприпасов на других.
Положение на Балтийском флоте было очень тяжелым, и разведка была организована слабо, равно как и связь. У англичан в тот момент все было поставлено гораздо лучше, и мнение некоторых историков о том, что английское командование было в курсе предстоящей операции, не лишено основания. Высказывалось и предположение, что некоторые военспецы - бывшие офицеры императорского флота - договорились с англичанами о сдаче четырех эсминцев. Как бы то ни было, захвата не случилось. Англичане не смогли забрать корабли в шторм и в полной темноте. Не исключено, что где-нибудь в архивах и по сей день лежат документы, которые могли бы дать ответы на все вопросы.
Тем не менее, уже через два месяца все английские суда вынуждены был покинуть Финский залив - даже несмотря на то, что и без того потрепанный Балтийский флот потерял три мощных по тем временам корабля с квалифицированными и прекрасно показавшими себя в сражениях Первой мировой экипажами.
Поиски затонувших кораблей начались практически сразу, но шли они с переменным успехом. Фрагменты «Свободы» и «Гавриила» нашли только в 30-е - бойцы ЭПРОН, то есть экспедиции подводных работ особого назначения. Самые же значительные находки относятся к 80-м годам прошлого века, когда этим делом занялись клубы «Катран» и «Поиск». Найденные экспонаты передали в Центральный военно-морской музей. И тогда же в городе сложилась традиция - выходить в день гибели эсминцев в море и опускать венок и цветы. Сейчас это делает команда общественного движения «Острова Балтийской славы».
Среди тех, кому удалось спастись в ту страшную ночь, был Семен Качкин. Внук его, Андрей Качкин, хорошо известен в нашем городе - как инженер, но больше - как музыкант. И несколько экспонатов нынешней выставки - из его семейного архива. Живет он в том самом доме в Старом Калище, который когда-то купил его дед. По словам Андрея Семилетиевича, после той трагической ночи Семен Качкин с флотом не расстался - служил на эсминце «Изяслав», потом учился и много лет преподавал в Военно-Морской Академии на Васильевском острове. В отставку вышел в звании капитана второго ранга, будучи на пенсии, заведовал библиотекой Военно-Морского музея. Оставил большой архив - книги и письма.
Сосновоборцы, даже не зная имени Семена Качкина, должны быть ему благодарны еще за одно очень важное дело - именно он в свое время «пробил» строительство платформы на 80 км. До этого поезд на этом месте не останавливался, пассажирам приходилось пешком идти в Калище.
Сына Семена Качкина звали Семилетий - почему такое необычное имя, Андрей Семилетиевич не знает. Он был физиком и увлекался живописью. На выставке можно увидеть его акварель - тот самый дом, который в Старом Калище купил моряк с «Гавриила». А еще Андрей Качкин предоставил оригиналы документов и фотографии - самого Семена Качкина и его боевых товарищей.
История трех эсминцев пока не закончилась. Есть идея поставить им памятник - в районе городского пирса, недалеко от места гибели. Эту инициативу уже обсуждали в городской Общественной палате.
А выставку можно посмотреть до конца года - самостоятельно или с экскурсией, которую можно заказать по 8(81369) 2-46-22.
Мария БОРИСЕНКО