О падении классической Греции

Nov 11, 2007 11:32

 "Легче повиноваться одному правителю, чем участвовать в демократическом управлении государством; легче подкупить судью, чем убедить в своей правоте суд присяжных; легче оплачивать содержание армии, чем самому служить в ней; легче предаваться приятной праздности в бане, чем тренироваться в гимнасии; легче наблюдать за спортивными соревнованиями, ( Read more... )

Leave a comment

babs71 November 11 2007, 08:54:21 UTC
Тут есть одна проблема - образ "Классической Греции" описанный в этом абзаце сильно отличается от реальности. Тот же замечательный "суд присяжных", который кормился от конфискованного имущества осужденного, работал по принципу, что "безопасней быть виновным, чем богатым". А замечательная греческая философия всегда играла с мистикой (те же пифагорейцы, например). И с демократическим управлением тоже проблемы, слишком часто оно превращалось во "взять все и поделить".

Reply

meotis November 11 2007, 09:11:45 UTC
В классической Греции было, конечно, много проблем. Но лучшей демократии никто не придумал ( ... )

Reply

babs71 November 11 2007, 09:26:14 UTC
Вознаграждение в 1 обол выдавалось в любом случае, это была плата за "отрыв от производства". А еще было вознаграждение из "конфиската", и риторы частенько говорили о том, что если подсудимого осудить, то конфиската будет много.
А еще мы забыли о такой милой вещи, как остракизм - ужасно демократичная процедура, на которую мог нарваться каждый, кто хоть чуть-чуть выделялся из толпы.

Reply

meotis November 11 2007, 09:52:08 UTC
Было дополнительное вознагражедение из "конфиската"? Или конфискат весь шел в казну, откуда выдавалась стандартная сумма в оболах ( ... )

Reply

sarmata November 13 2007, 09:09:23 UTC
"Тот же замечательный "суд присяжных", который кормился от конфискованного имущества осужденного, работал по принципу, что "безопасней быть виновным, чем богатым".

- Подобная ситуация характерна для периода упадка Афин, последовавшего за поражением в Пелопонесской войне, а не для "золотого века" афинской демократии (5 в. до н.э.).

"А замечательная греческая философия всегда играла с мистикой (те же пифагорейцы, например)".

- Разумеется было бы ошибкой игнорировать иррациональное в греческой культуре, ее связь с языческой религией и мифологией. Но именно в Греции возникла литература, философия, наука и искусство "в чистом виде". Если Геродот вводил в свои сочинения "вещие сны" и другие чудеса, то Фукидид, например, был чистым рационалистом. И наряду с мистицизмом пифагорейцев, орфиков и Платона, существовал последовательный рационализм Аристотеля.

Reply

babs71 November 13 2007, 09:57:12 UTC
Так "золотой век" реально длился лет 50, а Пелопонесская война возникла во многом благодаря афинской демократии (которой постоянно требовался дешевый хлеб и деньги для бесплатных раздач), да и проиграна она, в основном, из за особенностей этой самой демократии (вся история с Сицилийской экспедицией и делом Алкивиада, дело 13 стратегов).

Reply

sarmata November 13 2007, 10:40:54 UTC
Да, согласен.

Reply


Leave a comment

Up