О падении классической Греции

Nov 11, 2007 11:32

 "Легче повиноваться одному правителю, чем участвовать в демократическом управлении государством; легче подкупить судью, чем убедить в своей правоте суд присяжных; легче оплачивать содержание армии, чем самому служить в ней; легче предаваться приятной праздности в бане, чем тренироваться в гимнасии; легче наблюдать за спортивными соревнованиями, ( Read more... )

Leave a comment

meotis November 11 2007, 09:11:45 UTC
В классической Греции было, конечно, много проблем. Но лучшей демократии никто не придумал. ;)

"Народный суд считался у греков неотъемлемой принадлежностью и необходимым условием демократического строя общины; деятельное участие в отправлении правосудия входило в само понятие гражданина греческой общины, как определялось оно Аристотелем. Вот почему первая организация народного суда в Афинах, с помощью положительных законов, была делом основателя афинской демократии и первого предстателя афинского демоса, Солона. Показания в этом смысле сравнительно поздних греческих писателей нашли себе подтверждение в новооткрытом (1891 г.) сочинении Аристотеля об афинском государственном устройстве. Законы Солона (VI в. до н. э.), по мысли законодателя, возвращали афинскому народу те основные права гражданина - верховенство в законодательстве и в суде, - которые были мало-помалу отняты у большинства гражданского населения Аттики и обратились в привилегию меньшинства, эвпатридов.

Законами Солона создана была многолюдная судебная коллегия, дикастерий, члены которой назначались жребием из всего афинского гражданства и которая пользовалась правом постанавливать в апелляционном порядке окончательные приговоры по делам, раньше решенным отдельными должностными лицами или коллегией; некоторые дела решались дикастерием в первой и единственной инстанции. Подробности судебной организации, нам известные, относятся приблизительно к эпохе с 450 до н. э. до 322 до н. э.

В пору высшего развития демократии дикастерий афинян представляется в следующем виде: присяжные судьи, дикасты или гелиасты, выбирались ежегодно, в числе 6000 человек, с помощью жребия, под наблюдением 10 должностных лиц, а именно 9 архонтов и их секретаря; в жеребьёвке могли участвовать все граждане, достигшие 30 лет, не опороченные по суду и не состоящие должниками перед государством.

В зависимости от характера и степени важности процесса число судей в сессии колебалось между 201 и 6000. Гражданские дела на сумму меньше 1000 драхм решались собранием в 201 гелиаста; для разбора дел выше этой суммы требовался 401 гелиаст. Уголовные, особенно политические процессы разбирались собранием судей гораздо более многолюдным: 1501 судья решали дело о виновности Перикла в растрате государственных денег, 501 участвовали в обвинительном приговоре над Сократом, политический процесс против Пистии решался собранием 2501 судьи, и проч."

Кормиться от имущества осужденного... Все эти многочисленные судьи, выбранные по жребию, пожалуй, не смогли бы.

"Со времени введения платы присяжным судьям каждый из них получал в судилище марку (греч. σύμβαλον), по предъявлении которой выдавалось судье вознаграждение: первое время - 1 обол, потом 3".

От государства.

Reply

babs71 November 11 2007, 09:26:14 UTC
Вознаграждение в 1 обол выдавалось в любом случае, это была плата за "отрыв от производства". А еще было вознаграждение из "конфиската", и риторы частенько говорили о том, что если подсудимого осудить, то конфиската будет много.
А еще мы забыли о такой милой вещи, как остракизм - ужасно демократичная процедура, на которую мог нарваться каждый, кто хоть чуть-чуть выделялся из толпы.

Reply

meotis November 11 2007, 09:52:08 UTC
Было дополнительное вознагражедение из "конфиската"? Или конфискат весь шел в казну, откуда выдавалась стандартная сумма в оболах?

Лисий говорил, что "опаснее быть богатым, чем виновным". Большинство не были, очевидно, богаты и, вероятно, желали бы "раскулачить" высоко залевшую птицу. Ибо богатсво, как считали греки, рождает наглость... Для такого мнения тоже были основания.

"Тридцать тиранов, придя к власти в Афинах, перевели доносчиков, чем весьма обрадовали население. Дело было, очевидно, в том, что сами тираны не нуждались в посторонних указчиках, чтобы, как указывал тот же Лисий, "обогащаться под видом политического возмездия" и производить конфискации направо и налево".

Остракизм не предусматривал конфискацию, человек мог вернуться через 10 лет и занять свое место в гражданском обществе. Остракизм был предупредительной мерой, самозащитой общины. И это была не смертная казнь и даже не заключение.

Разумеется, демократия подвержена демагогии. И присяжными, и гражданским собранием легко (?)манипулировать. Греческая история это показала. И кончилась, разумеется, монархией и всем, что далее мы видели в Европе. Потому что так - легче. Чем быть разумным, недокупным, нести ответственность... :)

Собственно, демократия - очень краткий отрезок человеческой истории. И нигде никогда не была такой полной, как в классических Афинах.

Reply


Leave a comment

Up