Иисус из Назарета-8: Служение в Галилее

Aug 31, 2015 13:51

Период служения Иисуса в Галилее, последовавший за его уходом из Иудеи, описанным в прошлом разделе, - изучен лучше всего и историками, и самими евангелистами. Основное действие Матфея и Марка разворачивается именно в галилейских селах и городах, а «иудейские» или «иерусалимские» эпизоды спрессованы в рамках последнего визита Спасителя в Иерусалим. Лука более обстоятельно рассказывает о событиях в Иудее (Иерусалиме, Иерихоне и других городах южного Израиля), и лишь Иоанн - делает центром своего повествования историю служения Иисуса - Иерусалиме, духовной столице Израиля. В силу этих обстоятельств мы довольно неплохо представляем себе основные черты проповеди Христа в Галилее, которые и опишем ниже.
Судя по упоминанию в одном из речений Иисуса, центром его деятельности была группа городов в северном окончании Галилейского моря: Капернаум, Вифсаида и Хоразин (Матфей 11:20-21, 23 ср. Лука 10:13, 15), примыкающих к т.н. Геннисаретской земле, благодатному прибрежному району. Это объяснялось их нахождение на границе с Десятиградьем, где Спаситель мог скрыться от преследования властей, а также тем обстоятельством, что именно в Капернауме находился дом одного из ближайших учеников Иисуса - Симона по прозвищу Петр («камень») и его брат Андрей (Марк 1:29).
Судя по рассказу Марка, Христос сразу после возвращения в Галилею собрал своих учеников, сопровождавших его в первом путешествии в Иерусалиме, на побережье, где они ловили рыбу, и повел в Капернаумскую синагогу. Там он выступил с первой проповедью, излечил бесноватого, а затем проследовал в дом Петра, где исцелил его тещу, лежащую в горячке (1:16-26, 30-31). За этим, видимо, последовал резкий рост популярности Иисуса, слава о котором распространилась по всему региону в Израиле и за его пределами.
Несмотря на то, что люди сами собирались, привлеченные славой Христа из самых дальних краев, включая Иудею и языческие территории Сирии (Матфей 4:24-25), он сам обошел многие города Галилеи и сопредельных государств, порой отказываясь задерживаться в них подолгу, чтобы обойти наиболее широкую паству (Лука 4:42-43). Однако центром служения Иисуса долгое время был именно Капернаум («деревня Наума» евр.), который один из евангелистов даже называет «его городом» (Матфей 9:1 ср. 4:13). Судя по всему, поселении находилась таможня и небольшой отряд римских воинов, но в тот момент Иисус не опасался языческих властей. Римляне были равнодушны к израильским религиозным делам, и не проявлили интереса к проповеди Спасителя.
Значительная часть служения Христа проходила на побережье Галилейского моря, через которое, судя по многочисленным упоминаниям Марка, он вместе с ближайшими учениками (возможно, 12-ю) передвигался на лодке Петра. Следует помнить, что дерево в тех краях было крайне дорого, и лодка, вмещавшая десяток пассажиров была - весьма ценным и редким активом. Однако, судя по всему, Иисус в своих миссионерских походах часто отходил вглубь Галилеи на Запад и Юго-запад, посещая многие города, включая родной Назарет и Наин. Видимо, в какой-то момент Иисус перестал опасаться преследований Ирода, так как позволял себе появляться в Тивериаде, городе на побережье Галилейского моря, куда тетрарх перенес свою резиденцию (Иоанн 6:1).
Также Иисус несколько раз проповедовал за рубежом. В Тире и Сидоне (Матфей 15:21), на берегу Средиземного моря, а также проходил в Десятиградье. Целью этих путешествий, видимо, была проповедь среди местных еврейских диаспор, так как языческое население часто не было готово к учению Христа из-за банального незнания веры в единого Бога. Жители того же Десятиградья («страны Гадаринской») банально испугались чуда сотворенного Христом и попросили его уйти подальше от их границ (Лука 8:37).
Впрочем, как свидетельствуют евангелисты, Иисус также сталкивался со случаями обращения язычников, которые явно вселяли в него надежду на будущую проповедь среди других народов, которую после его ухода предстояло совершать его ученикам и обращенному Израилю в целом. (О взглядах Иисуса на эту проблему см. отдельный текст).
Какое-то время Иисус сравнительно редко посещал Иерусалим, опасаясь ареста, хотя в Иудее и ее столице его, видимо, ждало много учеников и почитателей (Иоанн 7:3). После первого посещения Иерусалима, в ходе которого он изгнал торговцев из Храма, Христос появлялся там крайне редко, уступая уговорам (7:3, 10).
В ходе миссионерских походов Иисусу сопутствовали успех и внимание местных жителей. Популярность пришла к нему вскоре после первых исцелений в Капернауме, причем внимание людей было таково, что, по словам евангелиста, он «не мог уже явно войти в город» (Марк 1:45). Евангелисты упоминают, что из-за скопления народа на галилейском побережье Иисусу приходилось проповедовать стоящим на берегу находясь в лодке (Лука 4:3), а в дом, где он останавливался - больных нельзя было пронести в двери из-за обилия страждущих, один раз пришлось разбирать крышу и спускать человека вниз на веревке (Марк 2:1-4).
Не меньшая популярность ждала Иисуса и в больших городах Иудеи. В Иерихоне люди, желающие увидеть его въезд в город были вынуждены влезать на придорожные деревья, причем это делали не мальчишки, а взрослые солидные чиновники (Лука 19:1-2). Иногда Иисус пытался укрыться с учениками в отдаленных местах, но толпы почитателей буквально преследовали его (Матфей 14:13).
Трудно сказать, что в большей мере формировало популярность Христа - проповедь или сопровождавшие ее исцеления. Хотя последнее предположение и кажется очевидным, необходимо указать, что, по мнению самого Иисуса, чудеса происходят только в тех местах и с теми людьми, чья вера уже была готова к чуду. В Назарете, где хорошо знакомого Иисуса не были готовы принять как чудотворца, - чудес совершено практически не было (Марк 6:4-5 и др). В речи Иисуса также постоянно проскальзывает стандартная фраза «вера твоя спасла тебя» (10:52 и др.), обращенная к исцеленным. Некоторые авторы-атеисты пытаются даже на этом основании объяснить все чудеса и исцеления Иисуса - фактором внушения [i], однако многие евангельские эпизоды просто не вмешаются в рамки подобной теории.
Конечно, позднейшие конспекты евангелистов никоим образом не могут дать нам представление о прямой речи, ее тоне, голосе и динамике проповеди Христа, чей живой голос звучал в Галилее перед тысячами слушателей. По отдельным упоминаниям можно заключить, что его речь отличалась от многих раввинов того времени особой манерой, схожей скорей с уверенными выступлениями «власть имеющих», а не книжников (Матфей 7:29).
Анализ содержания дошедших до нас речений позволяет также говорить о яркой образности языка Иисуса. В проповедях он часто прибегал к аллегориям и притчам, который должны были делать его речь более яркой и доступной для слушателей. Он говорит о водных лилиях, птицах, молодом вине, представлял лежащие перед человеком дилеммы в виде простых житейских историй о ссорах в семье, подготовке свадеб, возвращении долгов и многом другом, что составляло галилейскую обыденность тех лет. Яркость этих образов позволяет предполагать, что живые проповеди Христа звучали почти как поэмы, производя на аудиторию неизгладимое впечатление.

Продолжительность периода пребывания Иисуса в Галилее обычно приравнивают к трем годам, ориентируясь на перечисление трех празднований Пасхи Иоанном - первая и последняя в Иерусалиме, и одна - галилейская, которую он встретил на галилейском побережье и «отметил» чудом умножения пищи (Иоанн 6:4-11). Однако Иоанн, проводивший большую часть времени в Иерусалиме, мог пропустить достаточное число событий в галилейской жизни Иисуса, а сумма данных о последней Пасхе Христа в большей степени соответствует 33 году н.э. Поэтому можно предположить, что Иисус пробыл большую часть времени в Галилее в течение 30-33 гг, т.е. 4 неполных года, а большую часть 29-го - в Иудее, где начал свое Служение.
В качестве особенности галилейского периода Служения можно назвать подвижную проповедь Спасителя, который много перемещался по региону, часто не задерживаясь нигде подолгу. Он даже скорбно говорил «[Даже] лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матфей 8:20; Лука 9:58). Вероятно, такой образ жизни в какие-то моменты тяготил Иисуса, часто ему не удавалось побыть наедине с собой, чему мешали толпы настойчивых паломников.
В какой-то момент Иисус явно приходит к мысли о необходимости делегировать несение благой вести своим ученикам, частично - в силу сиюминутной практической необходимости, осознавая, что не может поспеть везде (ср. Матфей 9:36-37). Частично - ожидая своего конца. Первоначально на проповедь Иисус отправил ближайших 12 учеников-апостолов (т.е. посланников), которые должны были самостоятельно повторять путь, проповедь и чудеса Иисуса в разных городах и селах Израиля (Марк 6:7 и др.) [ii].
Существует весьма основательная гипотеза, что перечисление апостолов у евангелистов-синоптиков отражает их «парность» при отправлении на проповедь, и анализ текста позволяет определить намеченные Христом, исходя из родственной или иной близости. Например, предполагаются пары Андрей и Симон Петр (братья), а также Иаков и Иоанн Зевдеевы, Нафанаил. Вероятны пары Матфей и Фома (братья близнецы?), Симон Кананит и Иуда Искариот (уроженцы поселений вне Галилеи).
По двое апостолы отправлялись в миссионерские путешествия в разные уголки Израиля, впрочем, избегая самарянских и языческих мест (Матфей 10:5), которые Иисус еще полагал не готовыми к проповеди апостолов или слишком «сложными» для начинающих миссионеров целями. Следует отметить, что, несмотря на отдельные неудачи в исцелениях (Матфей 17:16), апостолам сопутствовал успех в пути и их явно благожелательно встречали встречные жители, о чем им потом часто напоминал Иисус, чтобы укрепить их дух (Лука 22:35). В самом конце служения Иисус подготовил и отправил в путь 70 апостолов (Лука 10:1), а затем с двенадцатью отправился в последний путь на Иерусалим.
В этой связи уместен часто задаваемый библеистами вопрос, в какой мере в ходе земного Служения Иисуса ждал и готовил формирование Церкви. В этом смысле говорит евангелие Матфея, где довольно велика концентрация пожеланий и обращений к современной земной жизни Христа - общности верующих, т.е. Церкви. Но есть риск, что Матфей подбирал цитаты из Спасителя стремясь дать ответы на современные ему проблемы верующих, а не передать в точности эволюцию умонастроения учителя. В других евангелиях мы найдем массу коллективных адресаций к множеству учеников, но они не столь ясно свидетельствуют о том, как виделась самому Иисусу жизнь учеников после Распятия.
Если рассуждать логически, Иисус не мог не ожидать появления в будущем сети общин верующих в разных местах. При жизни он несколько раз отказывал почитателям в просьбе следовать за собой, считая, что путь апостола для них труден или неуместен, хотя нельзя заключить, что этим людям он отказывал в самом Спасении (Марк 5:18-19, Лука 9:57-62). Таким образом, он должен был понимать, что общность верующих будет состоять не только из множества странствующих проповедников-апостолов, но и из оседлых общин верующих, которым как-то предстоит строить быт и отношения.
Иисус явно не заострял внимание на построение церковной иерархии и разделение труда в ее рамках, хотя эта проблема возникла едва ли не в первые недели самостоятельного служения апостолов. Во многом Иисус мог полагать, что с техническими вопросами его ученики как-нибудь сами разберутся. Кроме того, он ожидал наступление конца света в исторически близкие сроки, что лишало смысла тщательное построение оргструктуры, предназначенной для жизни в мире.
Отдельные историки допускают, что часть из учений и идей данных Иисусом предназначались для реализации в рамках уже наступившего Царства Божия [iii], однако это крайне сомнительно. Скупые указания Иисуса говорят о том, что перед Царством он ожидал потрясения мирооснов, изменения порядка жизни, что лишал старые нормы и правила смысла. Например, каков смысл в запрете развода и супружеской измены, если обитатели Царства Небесного не будут знать брака (Лука 20:35)?

Но вернемся к особенностям галилейского периода Служения. Некоторые авторы делают любопытное наблюдение, что проповедь в Галилее отличалась по форме от проповеди в Иудее. Во всех регионах основа проповеди была общей: близость эсхатологических событий, которые разворачиваются буквально на глазах слушателей, угроза отвержения от Царства Небесного, необходимость праведной жизни и исправления своих недостатков для его достижения. Однако среди галилейского населения Иисус изъяснялся преимущественно примерами, конкретными правилами и притчами, а обобщения (правило любви, беседа с «богатым юношей», не говоря уже о сложных богословских рассуждениях) и обсуждения космологии в его речениях отмечаются почти исключительно в проповедях в Иерусалиме и окрестностях [iv].
Такое заключение на основе сообщений евангелистов может иметь два объяснения. Первое - Христос учитывал уровень образованности и религиозного сознания масс в Галилее и пытался не слишком усложнять свою проповедь, формулируя свои мысли максимально просто, доступно и даже поэтично для крестьян и рыбаков. В Галилее, конечно, было и состоятельное более образованное население (чиновники или богатые промысловики вроде Петра или Зевдея) или такие островки общей грамотности, как его окружение в Назарете, но все же общий интеллектуальный уровень галилейской аудитории Христа был ожидаемо ниже, чем в крупных городах Иудее, являвшейся ко всему прочему - центром еврейской религиозной мысли.
Вполне логично предположить, что в Галилее Иисусу банально не задавали сложных и каверзных вопросов на подобие парадокса саддукеев о жене нескольких братьев (Марк 12:19-20).
Есть, конечно, и альтернативное предположение, что Иисусу самому требовалось время для определения кратких формул собственного вероучения, однако этот вариант сомнителен. В беседе с членом Синедриона Никодимом, которая состоялась еще в первый приезд Христа в Иерусалим перед нами предстает философ и проповедник с вполне сложившимися представлениями о космологии, которые явно не раз обдуманы, кажутся почти очевидными и богословски основательными (Иоанн 3:10). В конце концов, трудно поверить, что израильтянин за 30 лет (достаточно серьезный возраст для той эпохи), обладающий впечатляющей религиозной эрудицией и отточено цитирующий Писания, сам никогда не выделял для себя в течение жизни какой-то цельной системы правил и представлений о мироздании.
Трудно сказать, прослеживалась ли какая-либо эволюция учения Христа в галилейский период Служения. Доступный евангельский материал дает довольно цельную картину, но он может быть в известной степени субъективным, так как евангелисты писали не биографию учителя, а рассказывали о комплексе идей, которые вынесли из его судьбы и уроков.
Единственный эволюционный момент, к которому мы обращались в прошлом ( отдельный текст), это явное изменение отношения Иисуса к проповеди среди языческого населения и ее перспективам. Если в начале ему сопутствует известный скепсис, и даже оскорбительные по современным меркам сравнения с нечистыми животными, то в конце - Иисус высказывает ультимативную убежденность, что обращенным язычникам найдет место в Царстве Божьем, причем едва ли не более значимое, чем сами иерусалимские евреи (Лука 13:28-29 ср. Матфей 8:11).
Впрочем, точно мы не можем исключить и иные перемены во взглядах Иисуса, так как выше в биографии отмечали, что он был склонен к перемене собственных планов под влиянием чьих-либо просьб и уговоров. Возможно, в какие-то моменты это касалось и его взглядов, однако пока выделить и доказать такого рода перемены нам удалось не вполне. Да и вряд ли они могли быть радикальными, так как все же учение Христа - было итогом всей его прошедшей земной жизни, который не так просто «отредактировать».

[i]Хазарзар Р. Сын человеческий. // Сайт «Скептик», 1996. IV:38. Впрочем, этот автор во многом некритично повторяет мысли «скептиков» 19 века, Ренана и Штраусса.
[ii]Муретов М. Д. Иуда Предатель // Богословский вестник, Т. 2, №7-8, 1905. С. 551-555.
[iii]Например, Сандерс Э. П. Иисус и иудаизм. Перевод с английского А. Л. Чернявского. М.: Мысль, 2012. С. 297, 331-332
[iv]Безобразов С. С. (епископ Кассиан) Христос и первое христианское поколение. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2006. III:1.

ОПК

Previous post Next post
Up