И. Брамс - Фортепианный квартет №2 Ля мажор (Квартет им. Бородина, вкл. Л. Едлину)

Apr 08, 2018 16:31

Этот квартет долгое время находился у меня в тени Третьего и Первого, и напрасно! Лет восемь не возвращался к нему и, переслушав сейчас, понял, что это совершенно замечательная музыка. Мало где Брамс так щедр на роскошные мелодии, которые льются здесь, как из рога изобилия (вот бы послушать их Петру Ильичу, так ругавшему немецкого коллегу за бедность тематизма). С точки зрения строгости и ясности формы прослеживается влияние венского классицизма (в Первом фортепианном квартете форма гораздо более экспериментальная), с точки зрения мелодичности и общего идиллического настроения, особенно характерного для последних двух частей, чувствуется связь с миром Шуберта.

Конечно, не обходится и без драматических взрывов, как в финале разработки первой части и в кульминации второй, однако трагизма, который проходит красной нитью через Третий фортепианный квартет, в них нет, скорее, страсть, порыв, но контролируемые, не такие неистовые, как в бурном Первом квартете.

Эмоциональная соразмерность - вот, что отличает это произведение. Сумрачная, хотя и без перехлеста, сторона Брамса время от времени проявляется в первых двух частях, в последующих двух торжествуют радость и танцевальное начало. Финальное аллегро напомнило мне заключительную часть Струнного квинтета Шуберта. В целом же это самый светлый и радостный квартет Брамса из трех, но не без темных оттенков и проникновенной лирики.

Это сочинение является самым длинным камерным произведением композитора: оно длится почти 50 минут. Однако за счет тщательной отделки материала, выверенного инструментального баланса и безупречной работы с формой время, которое затрачивается на прослушивание, совершенно не замечается. Это вообще отличительная особенность музыки Брамса: она как бы сжимает, поглощает время. Не хватает этого качества многим поздним романтикам, с их вязкостью и водянистостью.

Шуберт, Классическая музыка, Брамс, XIX век

Previous post Next post
Up