Ф. Шуберт - Струнный квартет №15 Соль мажор (Кодай-квартет)

Jan 04, 2018 21:32

Концепция этого Квартета (который продолжает, на мой взгляд, линию Четырнадцатого квартета, но с еще большим "масштабированием" идей) строится на контрасте эпико-драматического и лирического. Особенно это заметно во второй части, где красивейшей меланхоличной мелодии противостоит иная по духу, героическая тема, дающая определенный отсыл к ( Read more... )

Шуберт, Классическая музыка, Чайковский, Бетховен, XIX век

Leave a comment

abel January 4 2018, 18:45:05 UTC
Это грандиозное сочинение, хотя, может быть, немного трудное для восприятия.

Reply

mendelbookinist January 4 2018, 18:48:14 UTC
Да нет, кстати. Не сказал бы, что оно трудное, по крайней мере для тех, кто хорошо знаком с шубертовским стилем письма. У Шуберта в целом очень ясные квартеты - и по концепции, и по письму. Вот у Бетховена поздние квартеты воспринимаются значительно труднее, да и не только поздние (Восьмой квартет для меня полная загадка, например).

Reply

abel January 4 2018, 18:51:40 UTC
Для меня поздние квартеты никогда не были "трудными". Захватили сразу, почти в детстве (ну, в юности, скажем так). А Восьмой тоже долго мне не открывался. Но недавно я понял, что он не такой уж трудный, как казался, хотя никаких "семантических" пассажей в связи с ним я написать не могу. :)

Reply

mendelbookinist January 4 2018, 19:02:03 UTC
Мои способности к восприятию музыки намного более скромны, поэтому вынужден признаться, что в юности я просто ничего не понимал, в детстве - тем более, а сейчас медленно вгрызаюсь по мере сил и времени, но вот не могу сказать, что хорошо понимаю Большую фугу, например. :) Мне есть, что сказать про любимый Седьмой квартет, а также про Девятый, к которому я испытываю большую симпатию, особенно к великолепной медленной части, но Восьмой никак не дается. У Шуберта с точки зрения интеллектуальной изощренности квартетная музыка намного проще, чем у Бетховена, но эмоционально она более интенсивна, скажем так, и поэтому мне не всегда просто быть с ней в унисоне. С другой стороны, один из первых квартетов, по-настоящему захвативших меня и обративших мое внимание на этот жанр, был именно 14-й квартет "Смерть и дева" (звучавший в фильме Р. Полански с одноименным названием, там я его и заприметил), особенно первая часть.

Reply

abel January 4 2018, 19:06:17 UTC
Из последних бетховенских, конечно, я хуже всего понимал 13-й и Большую фугу в том числе. Сравнительно недавно смог в первый раз по нотам проследить.
А квартеты Шуберта я что-то давно не переслушивал и не тянет пока, несмотря на то, что я их люблю.

Reply

mendelbookinist January 4 2018, 19:10:24 UTC
В них очень высока степень переживания и драматического накала, поэтому не всегда присутствует нужный настрой. Я 15-й только сегодня впервые прослушал цельно, полностью, но очень рад, что сделал это.

Reply

abel January 4 2018, 19:39:17 UTC
Да, такой резонанс - большая удача для восприятия музыки.

Reply


Leave a comment

Up