Jun 08, 2011 00:11
Я всегда восхищался композиторами, умевшими писать фортепианные миниатюры. Уложить максимум содержания в полторы или две минуты отнюдь не менее сложная задача, чем написать большую сонату. У миниатюры всегда есть повышенный шанс получиться пустой, пока за дело не берется мастер. Тогда это божественно.
Три фантастических танца Дмитрий Шостакович написал, когда ему было 16 лет. Эти маленькие сочинения не претендуют на какие-либо глубины, но вместе с тем они очень интересны. Привлекают их яркость и непосредственность, указывающие на тонкость образного мышления автора. Сколько скрытого огонька и нежного задора содержится в этих казалось бы пустяковых миниатюрах! Каким все-таки разным мог быть Шостакович!
Очень точна, на мой взгляд, следующая характеристика фантастических танцев: "При всей внешней изысканности эти пьесы привлекают внутренне мудрой простотой. Они написаны с чисто моцартовской грациозной легкостью. Тонкое изящество шутки, каприз, гротесковый излом воплощены мастерски без всякой пианистической мишуры. Все три танца написаны в одной манере, они так миниатюрны, что лучше исполнять их в виде маленького цикла. Как правильно отметил Яков Друскин, в них господствует «мимико-пластический» жест. Во всех танцах обнаруживается связь с традиционными жанрами: маршем, вальсом, галопом."
Я бы еще указал на импровизационный, джазовый характер этих пьес. Музыка легка, как пушинка, и льется сама собой, как будто из неоткуда. Определенного рода фантомность роднит ее с Мимолетностями Прокофьева. И все же юмор и ритмический задор пьес Шостаковича неподражаемы: их нельзя спутать с чем-либо иным. Особенно если исполняет сам автор - например, в студийной записи 1958 года.
Классическая музыка,
XX век,
Шостакович