Jun 07, 2011 00:54
Опустошающе мрачный и беспощадно честный квартет, своего рода исповедь. Шостакович не щадит ни себя, ни слушателя. Какой путь должен был пройти автор от первых квартетных сочинений, чрезвычайно талантливых, к одному из своих финальных шедевров? Я слишком тяжело переживаю каждую ноту этого произведения и поэтому редко слушаю его. А после прослушивания долго не могу успокоиться.
Было время, когда я, интуитивно чувствуя, что эта музыка очень близка мне, не все в ней понимал. У меня вызывал напряжение кульминационный фрагмент этого одночастного квартета, достигавший апогея от нараставшей быстроты музыкального движения ближе к середине. Но недавно послушав его, я подумал о том, насколько ясна и понятна эта музыка - от начала и до конца. 18 минут пролетают быстрее одной секунды.
Для меня 13 квартет - это краеугольная работа позднего Шостаковича, являющая собой сгусток сплошного сомнения. И самое страшное в том, что оно не находит разрешения. Сочинение заканчивается длинным альтовым соло, которое не служит логическим завершением, а просто уходит в никуда, истаивает. Все так и остается в подвешенном состоянии. Создается впечатление, что это истаивание отражает в какой-то степени непреодоленный трагизм композитора, его невозможность переступить через то, что порождало в нем непрекращавшиеся сомнения. И эта подвешенность меня пугает. Сомнение не преодолевается, а остается, с гримасами сардонического смеха. Где его конец? Где конец этого шествия по лезвию бритвы?
И, конечно же, постукивания смычками по инструментам. Боязнь от того, что может войти нечто не формируемое человеческим воображением Страшное, которое и стучит в дверь? То, подготовкой к чему и является вся эта музыка?
Все это слишком для меня. 13 квартет пугает своей неотвратимой безысходностью и одновременно притягивает к себе. В нем есть какое-то ощущение смерти. Один мой друг воспринимает эту музыку совершенно по-другому. Но я иначе вряд ли смогу.
XX век,
Шостакович