Когда я впервые услышал Мимолетности Сергея Прокофьева, то подумал, что эта музыка очень напоминает стихи любимого мной поэта Константина Бальмонта. Позже мне было отрадно узнать, что композитор действительно создал свои миниатюры, находясь под впечатлением от стихов Бальмонта. Эпиграфом к этому циклу послужили две строки из стихотворения поэта: "В каждой мимолетности вижу я миры, полные изменчивой радужной игры".
Каждая мимолетность и в самом деле отдельно взятый мир со своей особой реальностью (или, скорее, ирреальностью). Прокофьев создал необыкновенные миниатюры, некоторые из которых длятся всего 20 секунд. Эдакий флер, о полупрозрачности которого не успеваешь задуматься. Иной раз музыка исчезает еще до того, как ты успеваешь ее помыслить, и дело здесь, конечно, не только в ничтожном количестве отпущенного ей времени. Сама музыкальная ткань такова, что стелется перед тобой миражом в пустыне, и ты не понимаешь, почему он то появляется перед тобой, то снова исчезает. Пожалуй, нигде в своей фортепианной музыке Прокофьев так не близок символизму, как в Мимолетностях , особенно лирических. Миры Дебюсси, Равеля и Скрябина причудливо переплетаются, чтобы создать в конечном счете неповторимую вселенную Прокофьева с ее собственными ритмическими и гармоническими законами. Несмотря на то, что в момент написания Мимолетностей автор был совсем еще молод, его индивидуальность вполне определенно говорит о себе. И каким бы грубыми ни были внешние черты характера Прокофьева, в тонкости его мироощущения после знакомства с Мимолетностями сомневаться не приходится точно.
Я благодарен своему музыкальному другу, который сравнительно недавно познакомил меня с поздней записью Генриха Нейгауза. Под его пальцами Мимолетности звучат очень интимно и доверительно, он бережно обходится с этой музыкой, пропуская через сердце каждый аккорд. В быстрых эпизодах, должно быть, наиболее харАктерных, его инструмент не стучит и не громыхает, как нередко случалось у Рихтера, но их ритмический задор при этом никуда не исчезает.
Пожалуй, более интимно и личностно, нежели великий Генрих, Мимолетности исполняет только Эмиль Гилельс. Недавно я послушал его парижскую запись 50-х годов и был очарован ею. Жаль, что Гилельс не записал тогда весь цикл. Такой хрупкой и чистой мечтательности, как в Lentamente, мне не приходилось слышать ни у одного пианиста. Одухотворенным ноктюрном предстает у него эта эфемерная миниатюра. Задумчивый взгляд, устремленный в звездное небо. Блуждание среди звезд. В Poetico - звуковое волшебство, которое снова заставляет вспомнить о мире Дебюсси. Если ты, конечно, успеваешь вспомнить о нем прежде, чем эта музыка исчезает, не успев, по сути говоря, и родиться. Радужная игра миров слишком быстро изменяет ее, уводя из бытия в небытие. Как будто бытие так и не открылось ей.
Скачать запись Г. Нейгауза можно здесь:
http://intoclassics.net/news/2010-10-23-19205 Более позднее исполнение Э. Гилельсом 8 мимолетностей:
http://www.youtube.com/watch?v=YfeZJlVcCKs