Аспекты иудео-христианских отношений - часть 2,

Aug 23, 2011 12:31

( и комментарий к первым дискуссиям).
предыдущий материал.
Во-первых, спасибо всем откликнувшимся.
Хотя и и предупреждал, что вынужден «открывать карты по частям» и не могу сразу все осветить - приходится учитывать нетерпение особо активных....
Отдельное спасибо Яакову - который продемонстрировал зрелость в дискуссии.

= - =- - =

А теперь важные дополнения.
Обратите внимание - ключевая аудитория для этих текстов в моем предыдущем материале описывалась так: еврейские «искатели вокруг христианских источников».

Я не имел в виду евреев, которые уже стали активными и сознательными христианами.
Я их упоминал как фактор, но не как главный объект для нашего внимания.

Евреи - народ «жестоковыйный» и если они решили «прибиться» к какому-то лагерю, то переубедить их очень непросто.
У меня есть такой семейный пример - моя двоюродная сестра. Ее когда-то увлекли баптисты и сейчас она в их общине самый «крепкий орешек» и самый активный элемент.
При этом - она серьезный человек «по жизни», воспитывает двух замечательных детей - в христианской строгости и др. И при всей нашей взаимной приязни - она жестко держит дистанцию и не пускает меня в дискуссии на темы, которые ею считаются принципиальными.
= - = - =
Я имел в виду - другой контингент.
Так же как значительное большинство евреев сейчас находятся все еще в «безбожном» мире, но пытаются найти для себя приемлемые пути - они не в иудаизме, они не в христианстве, но христианство им кажется более интересным и привлекательным, чем иудаизм.

То есть - они интересующиеся, но не практикующие.

При этом, будучи евреями, они оказываются очень счастливыми, когда - из еврейских кругов они получают глубокий аналитический материал по христианству, которое не выставляется в карикатурно-памфлетном виде - а показывается как важная сила.

При этом - мы естественно - демонстрируем глубину иудаизма и человек получает две глубокие картины из которых он видит, что христианство - серьезный проект, но иудаизм - еще гораздо более серьезный проект, который не боится интеллектуальных дискуссий и не «отстреливается» карикатурными взглядами на оппонента.
= - = - =

Обратим внимание на то, как выглядят неевреи и в частности христиане - в глазах классического иудаизма (по крайней мере так, как об этом кажется стороннему наблюдателю).

Классический еврей - по поводу основателя христианства обязательно подчеркнет, что он был мамзер (незаконнорожденный), но что вообще его не было (его выдумали).
На этом классический еврей считает дискуссию по христианству - законченной.

По поводу неевреев - классический еврей предлагает неевреям список из 7 заповедей бней-Ноах: ...Не убий, не укради, не ешь от живого.....

Глядя на такие «глубокомысленные» заповеди, нееврей понимает, что евреи считают его за дикое животное, которое только и делает, что убивает и «ест от живого» - и максимум притязаний, которые ему предлагает еврей - это не быть необузданной «скотиной». (извините за грубость...)

То есть нееврей, который вряд ли сам читал глубокие книги наших мудрецов - делает из данных текстов предсказуемый вывод: еврей считает нееврея идиотом и скотиной.
= - = - =

Но это еще пол-беды. Далее человек (и ассимилированный еврей в том числе) делает экстраполяцию. Он думает так: если в этом вопросе евреи «настолько грубы и примитивны», значит - и вся их мудрость - такого же уровня.

А дальше он открывает христианские книги и видит разные красивые проповеди о любви.
И иудаизм со всем своим гигантским глубинным светом - проигрывает в «два хода», потому что использует в дискуссиях такую грубую и неумную политику полемики, сохранившуюся со средневековых времен.
= - = - =
Как правильно отметил Яаков (в комментариях на прошлый пост), даже Талмудические «наезды» на основателя христианства - имели сугубо полемическое значение, тем более что в дальнейшем утверждалось что Иисус - вымышленный персонаж. Как же можно всерьез «наезжать» на человека, обвиняя его в разных грехах, а потом заявлять, что его вообще не было.
Все это - дискуссии для средневековых «чайников», а не для уважаемых людей, живущих в современном мире.
= - = - =

Рассмотрим для контраста - интересный позитивный пример.
В нашей традиции есть знаменитая пара мудрецов-спорщиков - Гилель и Шамай.
Говорит традиция, что мы принимаем в качестве основного - мнение Гилеля, потому что высказываясь в споре, он всегда начинал с того, что объяснял вслух максимально глубоко мнения Шамая (своего оппонента), демонстрируя свое глубокое понимание его идей, после чего - предлагал свое решение.
= - = - =
Лучший способ вызвать уважение во время спора - это понять всерьез своего оппонента, сформулировать со всей глубиной его мнение, а не обзывать его в карикатурном стиле.

И после этого вступления - наше мнение будет воспринято с максимальным уважением.
= - = - =

Далее, в мире есть один интересный парадокс.
Очень часто в мире есть гигантские потенциальные аудитории, которые не умеют высказать вслух свои интересы. И эти аудитории - так и остаются «неосчастливленными».
А иногда - какие-то манипуляторы, могут «выследить» подобные аудитории, и «подсунуть» им какой-то суррогат, чтобы использовать в своих целях.

Приведем важнейший пример.

Аудитория ассимилированных евреев, которая хотела бы разобраться в иудаизме и в христианстве - всерьез, чтобы сделать сознательный выбор во взрослом возрасте (раньше - у людей не было такой возможности выбора (!) - так как за них в детстве решали их родители) - это гигантская аудитория.
И если им предложить серьезные материалы по сравнительному религиоведению - на глубинном уровне - эти люди будут безмерно счастливы - и тот кто это сделает, решит важную задачу.

Но - это должны быть правильные авторы, а не манипуляторы-рыночники.

= - = - =
Рассмотрим важнейшую историю.

Две тысячи лет назад - гигантская часть человечества «устала» от язычества и чувствовала, что идеи Единобожия - помогут им найти настоящую духовность.
Это была та самая «молчаливая» аудитория, которая не озвучивала своих чаяний, но она ждала ту силу, которая принесет ей эту мудрость.

Если бы евреи - нашли правильный оптимальный путь к сердцам этой гигантской части человечества, мы бы стали самым востребованным народом в мире и уже давно бы несли «ор ле-гоим» - свет народам.

Но - евреи были заняты своими делами и единственным кто додумался до идеи нести свет единобожия в мир - был Павел (второй этап проекта), который взял «заготовку» идей Иисуса (первый этап проекта) - и адаптировал ее для народов мира.

В тот момент - мы еще могли - возглавить этот процесс и стать лидерами.
Но - мы упустили этот момент.

И в дальнейшем (на третьем этапе проекта) - к делу подключились евангелисты, которые облачили эту идею - уже в совсем другие формы, чуждые и враждебные еврейству.
Они же вложили в уста персонажей те слова, которые им были нужны для реализации их интересов.
И уже никто не узнает, что хотели на самом деле Иисус и Павел, а мы будем знать только: что хотели евангелисты, чтобы сказали «отцы-основатели» в написанном ими текстах.

И в конце концов «лавры» несущих единобожие в мир - достались христианам, а евреи остались у разбитого корыта (разрушенного Храма).

При этом все ключевые идеи единобожия - изначально были еврейскими.
И только в дальнейшем - христиане начали добавлять свои идеи, за которые мы уже не отвечаем.

= - = - =

Если мы совершим «раскопки» и отделим более поздние наслоения от изначальных возможностей, мы сможем выстроить очень конструктивную концепцию.

Взяв идею Павла - за основу, мы - евреи могли сами стать мировой силой, спасшей мир от язычества и научившей весь мир - Единому Б-гу и Святой Книге - Танаху.

= - = - =
Подведем итог:
Мы видим, что в древности была гигантская аудитория - язычников, желающих стать монотеистами. И евреи - эту аудиторию не оценили и не осчастливили, а упустили, хотя имели все возможности стать носителями света в мир.

Кстати, историки обращают внимание, что Римская Империя создала развитую инфраструктуру. И через эту инфраструктуру - евреи могли нести свет миру, пользуясь достижениями римлян.
= - = - =
А теперь проведем параллель с сегодняшним днем.

Подобная аудитория есть в современном мире.
Это во-первых, «выпавшие евреи», которые хотят найти для себя адекватную духовность.
Но им не нравится иудаизм (из-за тех стереотипов и барьеров которыми они заразились).
Тем более, что в глазах этих евреев иудаизм считает неевреев и христиан - «идиотами и зверями».

Большинство их не особо рвутся в христианство, но им оно интересно. И они с огромной благодарностью примут тех, кто - покажет им глубинный свет и объективную картину.

И, во-вторых, это «выпавшие» неевреи, которых Советская власть - вырвала из религии.
И сейчас они также как и евреи - ждут новых знаний о старой мудрости...

И более того, если раньше Римляне создали инфраструктуру для рсапространения в виде дорог, то сейчас Интернет - создал информационно-коммуникационную инфраструктуру - для наиболее эффективного распространения наших знаний - всему миру!

= - = - =

А далее - очень важное наблюдение.
Пока мы не реализовываем интересы этих людей, появляются новые «самодельщики».
Например, тот же Лайтман - который зная об интересе и тяге людей к глубинной духовности - преподает им каббалу в своей «упаковке».

Но так же как евангелисты - в конце концов оторвали еврейские идеи от евреев, и продали еврейскую мудрость под своим «брэндом», то же самое сейчас успешно делает Лайтман, отрывая каббалу от евреев, и продавая еврейскую мистику под бреэндом «лайтманизма».
= - = - =
Но хорошая новость такова, что у нас есть все шансы - не наступить второй раз на те же грабли.

У меня даже возникла гипотеза.
Говорилось в комментариях на Тору, что Моше не впустили в Израиль, чтобы он не сделал «Вечный Храм», который нельзя разрушить (Моше - выражает сфиру нецах-аспект вечности).

И когда евреи неправы и Б-г на них гневается, он может вместо евреев излить свой гнев на Храм, уничтожив Храм, но не евреев. (подобно предохранителю в сети, который сгорает, но спасает прибор).

И христиане не совсем неправы, говоря, что Второй Храм был разрушен из-за христианства.

Только они говорят, что Б-г на нас обиделся, потому что мы не приняли христианство.

А я предлагаю сформулировать это по-другому: «Б-г на нас обиделся, потому что мы упустили возможность и не взяли проект в свои руки и не сделали изначально то что стало христианством еврейской религией для народов мира (ор ле-гоим).
И когда мы отдали этот гениальный проект - в чужие руки - это привело к 2000-летней драме.
И именно за это Б-г мог обидеться на нас - и чтобы не изливать свой гнев на евреев, он излил его на Храм, разрушив его.

Сейчас классический иудаизм - пытается повторить ту же ошибку.
С одной стороны, не умея дать правильную оценку проекту «Христианство».
А с другой стороны, допуская проект «Лайтманианство», «продающий» нашу каббалу без нас.

И суть гипотезы в следующем. Если мы останемся упертыми и будем настаивать на своем нежелании работать в области «ор ле-гоим» - Б-г вынужден будет снова на нас разгневаться - за упущенные возможности.
И что же он должен будет разрушить, при отсутствии Храма?
Неужели - в этом случае, не дай Б-г, - «разбитым корытом» станет государство Израиль?
= - = - =
Наш сценарий - оптимистический. Мы предлагаем - прямо сейчас -научиться на своих ошибках и развернуть «линию партии» в сторону нашей настоящей работы - «Свет народам мира».

И тогда Б-гу не понадобится разрушать ничего, чтобы не проливать гнев на самих евреев.

= - = - =

Далее эту тему можно и нужно развивать в конструктивном направлении, чем мы займемся в-дальнейшем.

А я хочу привести важный ключевой момент и пример...

В христианстве есть много интересных вызовов иудаизму.

Когда христиане утверждают, что они знают или умеют что-то лучше нас, мы не должны отворачиваться от «брошенной перчатки». Ведь мы можем продемонстрировать нашу силу в любом вопросе, используя наши глубинные ресурсы.
= - = - =
Приведу очень красивый пример.
Христиане утверждают, что еврейский «Ветхий Завет» представляет «Злого Б-га», который использует насилие к людям (утопил поколение во время Ноаха, вырезал хананейцев и др.).
А вот у самих христиан (по их мнению) - более хороший Б-г любви, который не злится, а всех любит.

Сейчас у нас возникла интересная ситуация.

Совсем недавно вышли (и даже на русском языке) две интересные книги про то, что же такое любовь - в христианском контексте в современном мире. Вот замечательные рецензии на них:
Паскаль Брюкнер. Парадокс любви: Эссе/ Перевод с французского. 
Михаил Эпштейн. Sola amore: Любовь в пяти измерениях.

С другой стороны, Пинхас и Нехама Полонские почти закончили каббалистическую книгу о «Мужчине и женщине» - о любви в еврейском мистическом понимании.

Если мы сопоставим эти два подхода - подход христиан к любви и наш серьезный разговор о любви - это продемонстрирует нашу силу, мудрость и глубину, но не принижая христиан, а показывая себя, а также увидев новые смыслы, пласты и горизонты.....

Более того, материалы книги Полонских - доступны не только евреям, но могут быть освоены и неевреями, так как основаны на мидрашах про Адама и Хаву, которые имеют глобальный смысл.

И это уже будет настоящая работа, которой от нас ждет Вс-вышний на сегодняшнем этапе.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).
Previous post Next post
Up