Водитель, которого мы поймали, за 14 часов довёз нас от окраин Златоуста в Челябинской области до Димитровграда в Ульяновской области.
Рассвет где-то за Уфой:
Вообще, мы не знали точно, как собираемся добираться до Москвы и где пересекать Волгу, но подвозивший нас человек ехал в Димитровград. Он носил редкое имя Макар, родился в Димитровграде, работал в Екатеринбурге, при этом на провинциала ну совсем не похож.
По трассе "Урал" мы доехали до села Сергиевск на северо-востоке Самарской области:
Оттуда по местным дорогам через село Кошки попали в Ульяновскую область, в Димитровград.
Это был мой первый опыт автостопа на такое расстояние, и мне очень понравилось.
Подвозящие водители очень радушны, гораздо приятнее проводников и железнодорожных проводников, да и попутчиков тоже.
Димитровград - второй город Ульяновской области, состоит из двух разрозненных частей - восточной, старой, бывший посад Мелекесс, остатки уездного центра позапрошлого века и частный сектор, и западной части, выросшей во второй половине XX века вокруг института проектирования атомных реакторов (НИИАР), в основном советские бетонные коробки. Две части города слабо связаны между собой, каждый имеет свою инфраструктуру, фактически, это два города-спутника.
Мы высадились в центре восточной части Димитровграда:
ПАЗики, основной общественный транспорт русской провинции.
Исторических зданий всё же немного, зато на главной площади невероятное количество разномастной рекламы.
В промежутках делаются странные и не очень понятные попытки донести до прохожих и гипотетических туристов историю города:
Чуть в стороне от главного транспортного узла стали попадаться действительно красивые старые здания.
Вот, например, театр:
Около него - чахлый бульвар и белые скульптуры журавлей, как-то хитро связанные с победой в войне:
Неожиданно вышли к филиалу МИФИ (слева):
Следы института проектирования атомных реакторов в историческом центре.
По мечети чувствуется, что Татарстан рядом.
Старый рынок:
Почему-то в Поволжье и на Урале прежде всего бросаются в глаза именно магазины с алкоголем:
Не сравнить с нашими московскими блеклыми надписями "вино" и "рюмочная" :)
Дом советов всё же расположен в исторической части Димитровграда:
Из старого города мы направились по направлению к музею и железнодорожному вокзалу.
Начался унылый частный сектор.
Впрочем, не без изюминки:
Неожиданно ещё одно историческое здание - краеведческий музей:
Музей, как это часто бывает с краеведческими музеями небольших и не самых красивых городов, был совершенно безлюден.
Смотрительниц было по одной на этаж, экспозиция неинтересна, она явно не изменилась за последние 20 лет. При этом местными правилами было строго запрещено посетителям находиться в комнате без присмотра - не ровен час, сопрут полуистлевшее чучело рыси. Смотрительниц на нас не хватало, поэтому по залам мы вынуждены были передвигаться только вместе, с бдительно семенящей тёткой за спиной.
После музея был железнодорожный вокзал:
Как и вся линия Инза - Ульяновск - Бугульма - Чишмы, используется очень мало - четыре пригородных поезда в татарстанский Нурлат, три в Ульяновск (подан под посадку), ещё четыре дальних поезда. Всё дело в том, что линия однопутная, неэлектрифицированная, полотно в плохом состоянии, при этом путь на Южный Урал через Ульяновск на несколько часов быстрее, чем через Самару.
Вид на более новую часть города с институтом атомных реакторов:
Как-то она ещё невзрачнее выглядит.
От вокзала мы сели на городской автобус, добрались до кольца у выезда на Ульяновск.
Там нам повстречалась не очень симпатичная свадьба:
Далее мы ещё немного прошли, окончательно вышли из Димитровграда и довольно быстро поймали попутную машину. В этот раз нас подвёз молодой мужчина, с женой и ребёнком едущий в лес собирать грибы. Вспоминал свою автостопную молодость.
На автодороге Димитровград - Ульяновск расположен посёлок городского типа Мулловка с гордым самоназванием "пирожковая столица":
Пирожки и вправду оказались очень даже ничего.
К сожалению, мы не проехали и половину пути до областного центра, как молодой семье понадобилось свернуть в сторону леса, и мы опять высадились.
Оставшиеся 30 километров нас подвозило ещё два человека, первый из которых делал это так недолго, что я вообще ничего про него не помню.
Во второй раз нас взяли с собой два молодых инженера Ульяновского авиазавода (не думал, что такие остались). Интересно было поговорить, в Ульяновске на военном аэродроме как раз происходило какое-то авиашоу.
Ульяновск ещё в большей степени, чем Димитровград, разорван на две части, разделённых Волгой.
Восточная часть - в основном позднесоветской постройки, просторная, унылая, с ТЭЦ, автомобильным и авиазаводом.
Западная часть города несколько больше восточной, тоже в свою очередь разделяется на две части.
Исторический центр расположен на высокой горе в междуречье Волги и Свияги (ширина междуречья пара километров, при этом Свияга впадает в Волгу более чем в 100 километрах севернее, в Татарстане). Западнее Свияги расположены, в целом, примерно такие же спальные районы и промзоны, как в заволжской части города, только рельеф поинтереснее.
Город вроде не очень большой по населению, при этом разбросанный, расстояния огромные, из не самой восточной части Заволжья в центр автобус шёл минут 50.
Через Волгу до недавнего прошлого был только один мост, с одним железнодорожным путём и двумя полосами автомобильного движения. Естественно, при 400 тысячах населения с одной стороны и 300 тысячах - с другой такой мост явно ограничивал связь между ними. Во многом поэтому две части города в значительной степени автономны, даже трамвай есть только в западной части, троллейбус - только в восточной, ни тот, ни другой вид транспорта реку не пересекает.
В 2009 году наконец ввели в строй второй (Президентский) мост через Волгу, по которому ещё в советское время была спроектирована линия скоростного трамвая. Но уже перед открытием выяснилось, что скоростной трамвай - это только вторая очередь, как водится, отложенная на перспективу.
Мы переезжали Волгу по старому мосту:
Новый мост на заднем плане.
Ульяновск-Симбирск был богатым купеческим волжским городом, не самым маленьким.
Исторический центр довольно велик, имеет радиально-кольцевую планировку и даже бульварное полукольцо, основная проблема в том, что в сердце этого центр, вместо кремля в Москве построен комплекс музея Ленина и всего с ним связанного, включая уродливую высотку гостиницы "Венец".
Музейный комплекс стоит на высоком волжском берегу - так, чтобы даже с проплывающих теплоходов было не ошибиться:
Маленький Володя Ульянов с мамой, дом, где он жил в детстве, циклопическое позднесоветское здание музея Ленина на ножках:
Вообще, гениальное советское музейное ноу-хау - старое, красивое и маленькое внутри нового, большого и некрасивого. Сразу видно всё убожество последнего.
Во дворе музея - ещё какие дореволюционные связанные с Лениным здания.
К сожалению, в центр Ульяновска мы прибыли уже вечером, в музей нас уже не путили.
Странные плакаты непонятного назначения на фоне дома-музея:
Памятник букве ё и то понятнее.
Впрочем, вид на Волгу, старый мост и заволжскую часть Ульяновска всё равно очень даже неплох:
Близко к обрыву даже сохранилось что-то большое и старое:
Но чуть пройдёшь - и опять то же самое.
Дом советов, опять Ленин, смотрящий в небесное светлое будущее:
Сбоку от подножия вождя люди играют в очень большие шахматы - прямо как в Баден-Бадене:
Как и во многих крупных советских городах, особенно в отмеченных вниманием начальства, что-нибудь более нетронутое можно найти где-то посередине между центром и окраиной.
Бульварное полукольцо.
Неожиданно синагога:
Потом по широким темнеющим бульварам вышли мы на проспект, сели на трамвай, потом на автобус, и уехали в западные пригороды, за западную окружную дорогу - машину ловить.
Было совсем темно, и мы смогли поймать дальнобойщика. В принципе, им запрещают брать попутчиков, когда темно и они возвращаются без груза, гораздо проще обойти запрет.
Дальнобойщики оказались ещё радушнее обычных водителей - кормили едой, в том числе и за свой счёт в придорожных закусочных, предлагали кофе и развлекали рассказами о своей профессии (хотя по идее это автостопщики должны развлекать водителей).
Поражает кабина дальнобойщика - она мало что большая, со спальными полками как в ночном поезде, там ещё очень много всяких устройств и прибамбасов - от небольшого плазменного экрана до газового баллона с плитой.
С дальнобойщиком ещё до полуночи мы доехали до самой мордовской границы.
Там, в пойменном лесу на берегу большой реки Суры, и заночевали.