"Новый центр" - название условное.
4.
Он новый только в сравнении со старейшими кварталами Ярославля, Рублёным и Земляным городом.
5.
Он занимает территорию между Которослью на юге, магистральными железными дорогами на западе и севере, старым городом (старым центром) на юго-востоке. В административном отношении это два ярославских района - Ленинский (севернее) и Кировский (южнее); здесь проживает около 100 тысяч жителей.
6.
Интересно, что, несмотря на центральность положения, население этих районов имеет тенденцию к снижению, причём к снижению более быстрому, чем демографическая убыль населения в масштабах Ярославля - 15-20%
7.
8.
9.
Если обширные районы северо-западнее и западнее ярославского "бульварного кольца", почти до самой железной дороги - это действительно более новая, в основном уже советская и постсоветская застройка, то кварталы, примыкающие к бульварам непосредственно, стали частью города уже пару веков назад.
Но историческая архитектура и там далеко не везде.
10.
Но так как это центр, но памятников архитектуры и охранных зон гораздо меньше, то эти места наиболее привлекательны для застройщиков - это чуть ли не основной район строительства местного элитного жилья.
11.
Дореволюционная застройка там уже далеко не такая плотная, но старые здания встречаются, в том числе настоящие шедевры.
Вот например Димитриевская церковь XVII века на юге, у самой Которосли:
12.
К ней примыкает церковь Похвалы Пресвятой Богородицы начала XIX века постройки.
Перед этим храмовым ансамблем с 1970-х до 2009 года располагалась ближайшая к центру Ярославля трамвайная конечная (Мукомольный переулок).
Сейчас на месте конечной сквер, который тоже называется в честь переулка ("сквер на Мукомольном") с памятником императору Александру II по центру:
13.
14.
Площадь "нанизана" на Большую Октябрьскую улицу, которая напрямую связывает самую оживлённую в городе Богоявленскую площадь с железнодорожным вокзалом.
15.
Недалеко - Успенская церковь того же возраста, оказавшаяся на территории мукомольного завода и потому сохранившаяся не полностью.
Хотя в Ярославле целых 8 набережных, как мало в каком другом городе России (а по общей длине набережных Ярославль и вовсе занимает третье место в стране, сразу после столиц), и многие из них благоустроены и облицованы камнем, но с разнообразием названий тут не очень.
Так и 3-километровая набережная по левому берегу Которосли называется просто "Которосльной".
16.
Во время восстания 1918 года город обстреливали из рабочих районов и предместий южнее Которосли, и поэтому кварталы вдоль Которосли были особенно разрушены.
17.
Как следствие, старых зданий тут не очень много, даже в первых от Богоявленской площади кварталов.
18.
Которосльная набережная из всех набережных Ярославля имеет наибольшее транспортное значение; это единственная набережная, которую можно отнести к основным улицам города.
19.
Дело в том, что на неё выходит построенный в 2010 году Косой мост через Которосль, который перенаправляет часть транспортного потока с Московского проспекта в обход центра и "полубульварного кольца".
20.
А в другую сторону по набережной можно выехать на проспект Толбухина, который ведёт в восточную часть Закоторослья (Красный Перекоп):
21.
Ну а дальше - главный железнодорожный вокзал, о котором позже.
Ещё пара кварталов вдоль Которосли от центра - и вы наткнётесь на ещё один храмовый комплекс XVII века.
22.
Он состоит из церквей Николы Мокрого и Тихвинской иконы Богоматери. Особенно ценна первая, там сохранились оригинальные фрески.
23.
24.
25.
С севера к храмам примыкает Ярославский планетарий в составе Культурно-просветительского центра им. Терешковой.
26.
27.
Планетарий в областном центре - это прекрасно, но вот само здание не очень - как, впрочем, почти всё, что было построено в рамках празднования 1000-летия Ярославля в 2010 году.
Похоже на запоздало осуществлённый московский архитектурный проект из девяностых.
Мимо планетария проходит та самая Большая Октябрьская улица, которая соединяет вокзал и Богоявленскую площадь у Спасо-Преображенского монастыря:
28.
А с другой стороны от Николы Мокрого, между Которосльной набережной и самой Которослью, находится парк 1000-летия Ярославля, который тоже разбили к юбилею.
Следующая на север после Большой Октябрьской крупная радиальная магистраль - это улица Свободы, она соединяет проезжую Знаменскую башню и Старый город с вокзалом.
29.
Она на несколько кварталов от бывших городских укреплений сохранила историческую застройку:
Единственный чужеродный элемент тут - это позднесоветское (1984 год) здание театра Юного Зрителя с прилагающейся к нему площади Юности.
30.
Между улицами Свободы и Свердлова, следующей радиальной улицей, застройка вперемешку историческая и более-менее современная.
31.
32.
Самое интересное здесь - дом-музей оперного певца Собинова, в одном квартале от бульвара.
33.
На западе к этим местам примыкает Собиновский посёлок - самый центральный из многочисленных конструктивистских кварталов Ярославля.
За ним - небольшой Собиновский парк, где сейчас расположена самая близкая к центру трамвайная конечная.
Тут уже прекращается всякая историческая застройка, и в ткань города вторгается махина торгового центра "Аура", огибающая Вознесенскую церковь 1682 г. постройки:
34.
Она почти гармонирует с расположенной ещё чуть дальше площади Труда (главный городской стадион "Шинник" и цирк 1960-х годов постройки):
Но вернёмся в исторический центр Ярославля.
За музеем Собинова архитектурного наследия становится меньше: тут в старый центр вклинивается центр новый, возводившийся в первые советские десятилетия ближе к главной городской промзоне. Конструктивистские, постконструктивистские и сталинские дома группируются вдоль проспекта Октября и Советской улицы, которые сходятся на Красной площади в составе "полубульварного кольца".
А вот за Советской улицей, в кварталах ближе к Волге опять можно встретить немного Старого Ярославля.
Воздвиженская церковь XVII века - в глубине района:
35.
Ансамбль из Вознесенской и Благовещенской церквей (XVII-XVIII века) прямо на верхнем ярусе Волжской набережной:
36.
Следующий "городской слой", наросший на ярославский старый город с северной стороны - это так называемый "новый центр".
37.
Это что-то вроде соцгорода, который в 1920-е - 1960-е годы заполнил пространство между старым Ярославлем и крупнейшей в городе промзоной с шинным и моторным заводами.
38.
Соответственно, практически вся примечательная застройка тут - это либо конструктивизм, либо неоклассицизм (сталинский ампир).
40.
41.
42.
Промзону от жилых кварталов отделяет магистральная железная дорога, дальше уходящая на волжский мост и в сторону
Архангельска:
43.
44.
Из старого центра туда можно быстро попасть по Советской улице и проспекту Октября, но если двигаться вдоль Волги, то всё начнётся с Октябрьской площади.
Одна из крупнейших в городе транспортных развязок, она выполнена в виде кругового движения и обеспечивает выезд из основной части Ярославля на Октябрьский мост через Волгу.
Открытый в 1966 году, это был третий автомобильный мост через "большую Волгу" (на участке между Рыбинским водохранилищем и Волгоградом), открытый на пару лет позже мостов в Рыбинске и Саратове.
До 2010 года это был единственный мост через Волгу в Ярославле, да и сейчас это оптимальный путь из центра города в заволжские районы, так что проблем с востребованностью у него точно точно нет.
45.
Соответственно, всегда оживлена и Октябрьская площадь, обеспечивающая выезд на мост со стороны центра города.
46.
Логично, что это один из основных узлов городской сети общественного транспорта.
47.
Главная улица нового ярославского центра - это проспект Ленина, широкий и выполненный в основном в виде бульвара.
48.
Проложенный ещё в XVIII веке как часть внешней таможенной границы города (Городской вал), с началом застройки этого района в начале XX века проспект Ленина стал единственной улицей в центральной части города, которая выбивается из радиально-кольцевого плана.
49.
Видимо, в память о пограничном прошлом этой магистрали у одного из перекрёстков поставили памятник караульному стражнику:
50.
Проспект соединяет район железнодорожного вокзала с заводами северо-восточнее и выездами в северную часть города, по пути пересекая практически все большие улицы этой части города.
51.
Проспект Ленина вносит в улично-дорожную сеть центра Ярославля элемент лучевой планировки, почти как в Париже.
Есть на проспекте и свой памятник Ленину - на северо-востоке, ближе к Волге:
52.
По всей длине проспекта проложена троллейбусная линия:
53.
Пожалуй, из всех улиц города проспект Ленина имеет самый парадный вид: широкий, застроенный в большой степени неоклассицистическими послевоенными зданиями.
54.
Проспект Ленина - не самая оживлённая улица города, так что при своей ширине он относительно свободен.
Это самый комфортный в плане городской среды район Ярославля: много хороших домов, относительно высокий уровень благоустройства, много парков - не считая бульвара на самом проспекте.
55.
Именно здесь, на пересечении с другой важнейшей улицей, проспектом Октября, расположена ярославская миниатюрная сталинская высотка - "дом с башней" 1951 года постройки.
56.
С другой стороны перекрёстка - бюст Карла Маркса:
57.
В самом центре проспекта Ленина находится Юбилейная площадь с Домом культуры имени Добрынина (бывший ДК Моторостроителей) 1965 года постройки.
58.
59.
Он несколько выбивается из ряда сталинских домов по проспекту.
60.
Вдоль проспекта на площадь выходит небольшой парк 950-летия Ярославля.
Он украшен бюстом маршала Толбухина - того самого уроженца Ярославской губернии, в честь которого названы Толбухинский мост через Которосль и проспект, который на этот мост ведёт.
61.
В глубине парка - ещё и небольшой памятник Георгию Победоносцу:
62.
Говорят, что его поставили на память о сотрудниках правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга.
За ДК - самый большой в районе Юбилейный парк:
63.
64.
Он доходит до проспекта Октября и даже до улицы Чкалова, до трамвайной развилки.
65.
66.
67.
Есть в новом центре Ярославля и небольшие парки в стороне от проспекта Ленина - например, вот Угличский парк западнее, на старой угличской дороге:
68.
69.
Самая загруженная улица нового центра - это проспект Октября; наверное, в Ярославле по этому показателю он уступает лишь Московскому проспекту.
70.
71.
И если Московский проспект - это главная (и единственная) связка центра города с его южными районами, то проспект Октября - это главная связка центра города с районами северными.
72.
Вдоль него через промзону в Брагино уходит и троллейбусная, и трамвайная линия, выходящая на проспект Октября со стороны Собиновского парка.
73.
Вообще, новый центр можно назвать самым трамвайным районом Ярославля.
74.
Здесь проходят все 4 городских трамвайных маршрута и сходятся все основные линии сети - с юго-востока со стороны центра города, с запада со стороны "Пятёрки", с севера со стороны Брагина.
75.
76.
Район "Пятёрка" это своё народное название даже получил в честь трамвая: дело в том, что сюда первым делом почти с самого открытия линии, с 1960-х годов ходят трамваи пятого маршрута.
Впрочем, новый центр - это ещё и самый троллейбусный район: плотность сети тут самая большая в городе, и курсируют 6 из 7 ярославских троллейбусных маршрутов.
77.
Перед самым путепроводом, по которому проспект Октября уходит из нового центра, находится самое большое в районе дореволюционное здание:
78.
Сейчас это областная онкологическая больница, а в начале XX века это была просто больница, которую называли Голодухинской по фамилии меценатки, которая дала много денег на строительство этого медицинского учреждения.
Но, в отличие от Московского проспекта, у проспекта Октября есть альтернатива: пересечь промзону и попасть в Северный Ярославль можно и по Республиканской улице, которая начинается от Октябрьской площади и быстро выходит на берег Волги; в неё упирается своим дальним от вокзала концом проспект Ленина.
Советская улица, как и проспект Октября, начинается от Красной площади на краю Старого города; но в отличие от него она не уходит далеко, а заканчивается на краю нового центра, у проходной Шинного завода сразу за магистральной железной дорогой.
79.
По северной границе нового центра проходит магистральная железная дорога Москва - Архангельск (Даниловское направление), и в районе есть своя железнодорожная станция - Приволжье. Впрочем, она обслуживает только электрички, 2 из которых заканчивают свой путь на станции Филино в заволжской части Ярославля, а 4 идут до Данилова, откуда после 2015 года всё равно дальше в сторону Вологды не уедешь.
80.
Своим западным концом проспект Ленина приходит в район железнодорожного вокзала.
81.
Тут, у треугольного парка Мира, он сливается с улицей Свободы - основной связкой вокзала и старого города.
82.
Железнодорожный вокзал "Ярославль-Главный" когда-то назывался станцией Всполье и вообще далеко не сразу стал главной станцией города. Слишком уж далеко от центра города он был расположен, да и железнодорожные линии на Рыбинск/Питер и за Волгу, в сторону
Вологды и Архангельска появилась через 30 лет после того, как железная дорога пришла в сам Ярославль. Так что изначально главной железнодорожной станцией города был Московский вокзал за Которослью, а "Всполье" - второстепенной станцией. Ситуация стала меняться после 1913 года, когда появился мост через Волгу и всполье стало транзитной станцией на магистрали Москва - Архангельск; статус главной железнодорожной станции города был "закреплён" строительством роскошного вокзального здания в стиле сталинского ампира в начале 1950-х годов. Кажется, это самое масштабное сталинское здание во всём Ярославе, своей башней оно немного напоминает курортные вокзалы Симферополя и Сочи.
83.
84.
Сейчас через "Ярославль-Главный" проходят как все поезда, следующие из Москвы в Архангельск, так и все поезда, следующие со стороны Санкт-Петербурга в Иваново и Поволжье, и только поезда, следующие из Москвы на Кострому, идут с московского хода сразу на Ярославль-Московский, не заезжая на главный вокзал.
В итоге сейчас через главный ярославский вокзал в сутки проходит порядка 12 пар поездов дальнего следования, из которых 10 идут по направлению Москва - Вологда - Архангельск, а 2 - по направлению Санкт-Петербург - Иваново.
На Ярославль-Главный заходят и все 17 пар пригородных поездов, ежедневно курсирующих по Ярославскому железнодорожному узлу; для 7 из них главный ярославский вокзал является конечной станцией.
85.
Набирающие в последние годы популярность дневные экспрессы (3 пары Ярославль - Москва, 1 пара Вологда - Москва), формально относясь к категории поездов дальнего следования, фактически занимают промежуточное положение между дальними и пригородными поездами.
86.
И площадь перед главным вокзалом - это предсказуемо один из главных транспортных узлов города:
87.
88.
Она носит странное название "площадь Ярославль-Главный"
89.
Напротив вокзала - конструктивистское здание ДК Железнодорожников:
90.
Чуть дальше по улице Чехова, напротив Угличского парка находится Леонтьевское кладбище - самое крупное в центральной части города.
91.
Количество могил известных людей - и просто старых захоронений - делает его настоящим городским некрополем.
92.
Как и многие старые кладбище, оно было организовано в последней четверти XVIII века для захоронения умерших от чумы, эпидемия которой поразила тогда крупные города европейской части империи.
93.
94.
Примерно тогда же (в 1791 году) в центре кладбища была построена Леонтьевская церковь:
95.
Именно на Леонтьевском кладбище в 1918 году началось Ярославское восстание против большевиков.