4.
Река Которосль протекает с запада на восток и впадает в Волгу в самом сердце Ярославля, у Стрелки, и южнее неё - примерно треть территории города.
5.
6.
Это пространство занимают два административных района - Красноперекопский (западная часть) и Фрунзенский с совокупным населением порядка 200 тысяч человек (треть ярославцев).
7.
Но в реальности вся закоторосльная часть Ярославля гораздо более чётко делится на север и юг, чем на запад и восток.
К 1913 году Ярославль был уже довольно большим городом: со своими 117 тысячами жителей он был на 45-м месте по населению в тогдашней Российской империи и на 18-м месте, если брать нынешние российские границы. Город занимал обширную территорию: большая часть пространства, ограниченного Волгой на востоке и железной дорогой на севере, западе и юге была освоена.
Впадающая в Волгу река Которосль делит это пространство на две неравные части: примерно четверть южнее - так называемое Закоторослье - и три четверти севернее.
8.
Но в советское время судьба разных частей исторического Ярославля сложилась по-разному: районы севернее Которосли, в основном сохранив своё архитектурное наследие, полностью урбанизировались и сейчас составляет
основную часть ярославского Центра.
9.
А старые кварталы южнее Которосли во многом так и остались полудеревенского вида старыми пригородами, в основном застроенными частным сектором, которого так много в раскинувшемся на обоих берегах Волги Ярославле.
10.
Даже официально некоторые из этих районов до сих пор именуются "посёлками", хоть и в городской черте.
11.
В этих старых пригородах не так уж много старого: деревенская деревянная застройка в российских условиях живёт гораздо меньше каменной, да и в целом в неблагоустроенных районах сложнее обеспечивать охрану архитектурного наследия.
12.
В первую очередь это относится к восточной части Закоторослья, за Московским проспектом, а в западной части района побольше и больших домов, и асфальтированных улиц, и есть пара старых заводов.
13.
Но и в Восточном Закоторослье сохранилось несколько значимых памятников старины - прежде всего храмовый комплекс в Коровниках.
14.
15.
16.
Два храма середины XVII века постройки - Владимирский и Иоанна Златоуста - находятся прямо через Которосль от ярославского Старого города, прямо напротив Стрелки с её парком, модернизированного до полного глянца к городскому 1000-летию в 2010 году.
17.
А тут великолепное кирпичное узорочье окружено пейзажем Восточного Закоторослья.
18.
Часто немощёные улицы, где старая брусчатка виднеется из-под современных наслоений песка и земли, заросшая набережная, разномастные частные дома, часто в плохом состоянии.
19.
Хотя непосредственно на набережной, рядом с храмами сохранилось немного дореволюционной каменной застройки.
О том, насколько заросла проходящая здесь 1-я Закоторосльная набережная, можно судить по тому факту, что я без проблем поставил тут палатку.
20.
И меня не было видно ни со стороны реки, ни с той части набережной, которая ещё пригодна для проезда и прохода.
21.
Западнее Коровников - в основном ни чем не выделяющийся частный сектор, разбавленный парой кварталов современных многоквартирных домов.
22.
Но есть и тут одно место, примечательное больше не своим нынешним видом, а своей историей.
Считается, что именно на Туговой горе в 1257 году произошла легендарная битва ярославцев с татаро-монголами в которой ярославцы были разбиты.
23.
А кладбище, возникшее на месте захоронения павших русских воинов, существует и поныне; получается, что это старейшее кладбище города.
Храм Параскевы Пятницы при кладбище - конца XVII века постройки.
24.
Вдоль Московского проспекта, который рассекает Закоторослье на две неравные части, тянется настоящий оазис городской среды.
25.
26.
Эта магистраль - единственная прямая связка центра и густонаселённых южных районов города; к юбилею Ярославля в 2010 году прошла реконструкция проспекта, которая заключалась в основном в установке отбойника, устройстве надземных и подземных пешеходных переходов:
27.
С двух сторон от магистрали - полосы плотной городской застройки, состоящей как из дореволюционных домов, когда проспект был Большой Московской улицей, так и из домов советского и даже постсоветского времени.
28.
Самая выдающаяся постройка здесь - это здание Ярославского художественного училища
29.
Оно было возведено в 1903 году в неорусском стиле, изначально для детского приюта:
30.
Впрочем, на западе эта узкая полоса превращается в полноценные кварталы: южнее - это современный жилой комплекс 1990-х - 2010-х годов постройки, элитный по ярославским меркам:
Севернее целый квартал занимает училище противовоздушной обороны:
31.
На юге Закоторослья, ближе к железной дороге малоэтажная застройка всё же прорывается к самому Московскому проспекту.
Но всё же Закоторослье западнее проспекта имеет уже гораздо более городской вид по сравнению с Восточным.
32.
Его южная периферия по-прежнему занята неблагоустроенным частным сектором - это район Бутырки:
33.
Но главная ось района, Большая Фёдоровская улица вся окружена плотной городской застройкой.
Она неожиданно широка - две полосы в каждую сторону; дело в том, что до 2004 (в западной части улицы) и до 2006 (в восточной части улицы) года тут ходил трамвай.
34.
R 2006 году была закрыта вся закоторосльная часть ярославской трамвайной сети, а троллейбус в этих районах ходит только по Московскому проспекту. Так что эти довольно старые и урбанизированные места так и остались без городского электротранспорта.
Застройка вдоль Большой Фёдоровской почти вся современная, причём много элитных зданий: хотя район тут не самый благоустроенный, центр города в двух шагах.
Но между многоквартирными домами затесались храмы XVII века: всё же эта территория уже не одно столетие входит в состав города.
35.
Фёдоровский собор был построен в тогдашней пригородной Толчковской слободе, жители которой в основном занимались кожевенным ремеслом, в 1687 году.
36.
По соседству с собором - храм Николая Чудотворца на Пенье 1691 года, так называемый "Никола Пенский":
37.
В самое плохое для религии время - в 1930-е годы - он был единственным действующим храмом в тогдашнем Ярославле.
Рядом с церквями - ещё несколько строений поменьше, частично старых, частично стилизованных под старину:
38.
Ещё чуть западнее - и к Большой Фёдоровской с севера подходит Толбухинский проспект, который переходит здесь реку Которосль по одноимённому мосту. Построенный в 1975 году (вместе с трамвайной линией), этот мост - редкий за новейшую историю Ярославля пример развития альтернативных транспортных связей между районами города. Собственно, на юг за Закоторослье уходит только одна магистральная улица - Московский проспект.
39.
Толбухинский мост очень широк для Ярославля - по 3 полосы движения в каждую сторону, и даже до демонтажа трамвайных путей он был четырёхполосным.
Такое ощущение, что изначально были планы продлить Толбухинский проспект дальше на юг, чтобы через малоэтажные кварталы Бутырок он обеспечил прямую связь с густонаселёнными южными микрорайонами (Нефтестрой), создав альтернативу Московскому проспекту.
40.
Но и сейчас, через 46 лет Толбухинский проспект упирается в Большую Фёдоровскую улицу и заканчивается тут.
41.
На берегу Которосли, чуть западнее Толбухинского моста, находится сама известная достопримечательность Закоторослья.
42.
Известная не только и не столько благодаря своему внешнему виду или интерьеру, сколько тому, что в 1997 году попала на 1000-рублёвую купюру, где и сейчас красуется над надписью "Ярославль".
43.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построена во второй половине XVII века, конечно, красива и достойна внимания сама по себе, но на взгляд дилетанта её не так уж просто отличить от пары десятков других ярославских церквей XVII века.
44.
За церковью и Толбухинским проспектом начинается промзона, самая старая в городе.
45.
Именно эти места были оплотом большевиков и им сочувствовавших во время революций 1917 года и последующих печальных событий.
46.
Промзону с севера на юг пересекает магистральная железная дорога, чуть севернее выходящая к главному городскому вокзалу.
47.
48.
Около пересечения железной дороги с Большой Фёдоровской расположен остановочный пункт Которосль, что обеспечивает неожиданно удобную пересадку.
49.
Он находится между двумя городскими вокзалами - Главным и Московским - и через него проходят почти все электрички, курсирующие в Ярославле - 13 пар из 17.
А за железной дорогой начинается Красный Перекоп - самая пролетарская часть Ярославля.
50.
Район при старой краснокирпичной фабрике, который есть, кажется, в каждом историческом и при этом крупном городе Центральной России.
51.
Именно тут была главная база большевиков, которые
основательно разрушили Ярославль во время восстания 1918 года.
Индустриализация России, как и везде, начиналась с текстильной промышленности, и фабрика "Красный Перекоп" - именно текстильная.
52.
Впрочем, в данном конкретном случае развитие промышленности началось задолго до индустриализации: это предприятие - одно из старейших в стране, и в качестве Ярославской мануфактуры оно было основано ещё в петровские времена.
Как и положено рабочему району, Красный Перекоп - место довольно самодостаточное.
Тут есть своя главная площадь (Комсомольская):
53.
До 2006 года тут было оборотное кольцо трамвайной линии, но сейчас из общественного транспорта тут в лучшем случае автобусы:
55.
Вокруг Комсомольской площади - понемногу старой застройки от каждой эпохи: и дореволюционной, и послевоенного неоклассицизма.
56.
57.
Но больше всего дореволюционной:
58.
Есть даже купеческого вида дома типа "каменный низ, деревянный верх":
59.
60.
Здесь же сохранились храмы - Андрея Критского, построенный в 1908 году, когда эти места уже были пролетарским центром Ярославля:
61.
Чуть за ним, на берегу Которосли - масштабная Николо-Меленская церковь, открытая в 1672 году.
62.
63.
История Красного Перекопа более многослойная, чем это часто бывает у рабочих районов: церковь когда-то была частью Николо-Сковородского монастыря, и пригородная деревня Меленки занимала почти всю центральную часть нынешнего Красного Перекопа.
64.
К вопросы о самодостаточности - у района есть свой Меленский автомобильный мост через Которосль, то есть своя связь с центром, что в Ярославле с его недостатком межрайонных связей особенно ценно.
И это не считая одного железнодорожного моста, выстроенного для обслуживающей фабрику "Красный Перекоп" подъездной линии; впрочем, в наше деиндустриальное время мост этот больше используется пешеходами.
65.
А сама фабрика - роскошна:
66.
В российской провинции краснокирпичные фабрики такого размера и мощи я припоминаю только в Твери с её Морозовским городком.
67.
Да, очень не хватает этому району трамвая, который уже 15 лет как тут не ходит.
68.
Рядом с фабрикой - немало дореволюционных домов:
69.
70.
Между фабрикой и старинным храмом - непременный Ленин:
71.
При удалении от зданий фабрики дореволюционная и даже сталинская застройка быстро сходит на нет, уступая место обычным советским пятиэтажкам, которые образуют несколько кварталов и даже два настоящих микрорайона.
72.
Есть и дома повыше:
73.
Приметы прошлого:
74.
Возвращаемся к автономности района: здесь есть и собственный парк, официально именуемый "садом Рабочих".
75.
76.
Как и значительная часть местной инфраструктуры, он был устроен ещё Корзинкиными, дореволюционными владельцами фабрики.
77.
78.
Самое интересное в жилой части Перекопа - это посёлок Текстилей южнее Комсомольской площади.
79.
80.
81.
Это трёхэтажные жилые дома для рабочих, построенные в 1920-е годы.
82.
Дальняя часть конструктивистского жилого комплекса, состоящая из деревянных домов поменьше, практически вся заброшена:
83.
84.
85.
86.
На соседнем Донском кладбище - братская могила рабочих, расстрелянных казаками во время революций 1905 и 1917 годов:
87.
Но когда-то было в этих местах ещё одно старое промышленное предприятие, полотняная и бумажная мануфактура купцов Затрапезновых, и была она расположена в где-то в километре южнее нынешней фабрики "Красный Перекоп".
Но уже к середине XIX века она сначала перестала функционировать, а потом и сгорела, и на её месте со временем появился Петропавловский парк.
88.
От мануфактуры остался Петропавловский храм 1740-х годов постройки; такое петровское барокко разве что ещё только в Петербурге и пригородах встретишь.
От остальных мануфактурных построек сохранились только руины.
Это самый крупный парк на все южные районы Ярославля, и старые и новые, но при этом он находится в стороне от густонаселённой застройки, а потому пустынен и имеет почти загородный вид:
Прежде чем окончательно покинуть старый Ярославль, осталось рассказать только о Московском вокзале, который располагался когда-то у южного въезда в город. А теперь он стоит сразу за железной дорогой, если ехать из центра - это единственное старое городское здание южнее железной дороги.
Исторически это был первый городской вокзал: ведь за Волгу железная дорога из Москвы пошла далеко не сразу, сначала она заканчивалась в Ярославле, и заканчивалась именно нынешним Московским вокзалом. Впрочем, тогда он был главным, а нынешний Ярославль-Главный был просто станцией Всполье.
Интересно, что и электрификация в Ярославле началась именно с Московского вокзала: в 1957 контактная сесть была проведена отсюда в сторону станции Которосль, и только в 1958 году появилась она на станции Ярославль-Главный.
89.
Во многом благодаря тому, что сейчас Московский вокзал сейчас имеет гораздо меньшее значение, чем при его открытии в 1870 году, здесь сохранилось изначальное вокзальное здание, одноэтажное и в неорусском стиле.
90.
В сутки через Московский вокзал Ярославля проходит 12 пар электричек - то есть большая часть электропоездов, курсирующих на территории города.
91.
В Ярославле реализована довольно эффективная схема организации движения пригородных электропоездов. Главный городской вокзал не служит для них всех единой конечной, электрички с рыбинского и даниловского направлений в основном проходят Ярославль-Главный транзитом и заканчивают свой путь на Ярославле-Московском (а некоторые идут и на несколько станций дальше), и наоборот: электрички со стороны Костромы проходят Московский вокзал транзитом и идут до главного вокзала. А иногда сюда заходят и электропоезда со стороны Москвы (с Александрова).
Так что, хотя два ярославских вокзала нельзя назвать равноценными, некоторое разделение ролей между ними всё же присутствует. Есть и дальние поезда, которые останавливаются только на Московском вокзале - те, которые идут со стороны Москвы на Кострому (4 пары), из которых 3 костромских и 1 владивостокский, уходящий на северный ход Транссиба через неэлектрифицированную линию Кострома - Галич. Интересно, что при этом поезда, идущие по той же костромской линии со стороны Петербурга в сторону Иванова, останавливаются только на Ярославле-Главном, Московский вокзал проходя транзитом.
92.
Вокзал находится на занятой густым сквером площади Подвойского.
93.
Деревья стоят так тесно, что летом вокзал бывает не так уж просто увидеть с Московского проспекта, проходящего по другой стороне площади.
94.