Я побывал в этом ближайшем северо-западном пригороде Петербурга
летом 2015 года, и оценил одну из "дачных столиц" Северо-Запада по достоинству. Пляжи, парки, дореволюционные деревянные особняки, уютное здание вокзала, немного элитных многоэтажек последних десятилетий.
4.
5.
6.
Но без моего внимания тогда остались другие важнейшие сестрорецкие объекты - бывший металлургический и оружейный завод, в петровское время давший началу города, и ленинские памятники ("Сарай" и "Шалаш"), расположенные в южной части города и южнее озера Сестрорецкий Разлив.
7.
8.
9.
И в 2017 году, когда волею судеб Петербург стал практически моим вторым домом, я получил возможность пристально изучить северо-западный сектор пригородной зоны Северной столицы, в том числе и ближайшие окрестности Сестрорецка, включая "ленинскую тропу" через леса и болота до станции Дибуны.
10.
А в 2019 году я довершил исследование этого пригорода марш-броском через приморские парки от Лахта-Центра через Лисий Нос до Тарховки.
11.
Сестрорецк начинался при Петре I и как промышленный центр, и как своеобразный центр туризма, почти одновременно: в 1714 году рядом с устьем реки Сестры, на берегу Финского залива был сооружён летний дворец императора, а в 1721 году чуть выше по течению реки был сооружён Сестрорецкий оружейный завод.
Дворец был деревянный, потом кирпичный, но был разобран к концу XVIII века - теперь на его месте
приморский парк "Сестрорецкие Дубки", а завод работал на историческом месте вплоть до 2000-х годов, став из оружейного инструментальным.
Город вырос при заводе, а заводская плотина дала начало большому и мелкому озеру Сестрорецкий Разлив, глядя на которое (и особенно на окружающие его с двух сторон болота) теперь и не скажешь, что изначально это было водохранилище.
Но территория поближе к морю через много лет продолжила развитие как курортно-рекреационная, и с наступлением дачного бума во второй половине XIX века там во множестве стали появляться дачи петербуржцев, а проложенная к 1899 году Приморская железная дорога довольно разделила две части города.
Впрочем, о западной части Сестрорецка с её прекрасными, резными деревянными дачами я рассказывал в
прошлой части, а здесь речь пойдёт о восточной половине города, которая и сейчас остаётся самой "городской" и оживлённой частью города. Если не считать жарких летних дней, когда на пляжах Финского залива и в прилегающих к ним парках всё же сосредотачивается больше людей.
При этом весь Сестрорецк вытянут узкой (1-2 километра) и длинной (до 7 километров) полосой между Финским заливом и озером Сестрорецкий Разлив:
12.
Стоит отметить, что деление на курортно-дачный запад и городской восток релевантно только в пределах городского ядра, в радиусе 1-2 километров от станции Сестрорецк; южнее и севернее вся застройка малоэтажная, в большой степени дачная (особенно на севере города).
Главная улица центральной части Сестрорецка - улица Воскова, на востоке уходящая в многоэтажные микрорайоны и к Сестрорецкому Разливу.
13.
На западе она пересекает железную дорогу по переезду у станции Сестрорецк и под именем Дубковского шоссе доходит до "Сестрорецких Дубков": подозреваю, что дорога, ещё при Петре I соединившая императорскую резиденцию и завод, проходила примерно по этому маршруту.
14.
На километр-полтора восточнее железной дороги по улице Воскова сохранилась более-менее целостная историческая застройка.
15.
Впрочем, по южной стороне уже в 400 метрах от станции она прерывается озёрным заливом, из которого в сторону моря (на север) вытекает река Сестра - или Малая Сестра, как её называют, чтобы отличать от собственно Сестры выше озера.
16.
17.
У истока Малой Сестры находится старая заводская плотина, когда-то обеспечивавшая работу заводского оборудования (и привёдшая к возникновению озера Сестрорецкий Разлив), укомплектованная давно не работающей гидроэлектростанцией.
18.
С севера на плотину и улицу Воскова выходит собственно Сестрорецкий завод.
19.
20.
В конце 2000-х производственные мощности завода были перенесены в промзону "Конная Лахта" поближе к основной части Санкт-Петербурга; после этого начался процесс джентрификации этой территории, и это место получило более привлекательное для инвесторов, почти романтическое имя "Петровский Арсенал".
Основной объём воды из Сестрорецкого Разлива выходит не по Малой Сестре через территорию завода, а по Водосливному каналу, который идёт на запад параллельно улице Восковка и Дубковской дороге, и вливается в Балтийское море в южной части парка "Сестрорецкие Дубки".
21.
(фото из Википедии)
Канал был проложен в 1860-е годы при строительстве плотины Гаусмана, которая заменила существовавшую здесь ранее плотину, прорванную во время очередного паводка; канал обеспечил дополнительный сброс воды из озера и сократил до минимума риск наводнений.
Само озеро Сестрорецкий Разлив находится скорее на периферии сестрорецкой городской жизни, а вот залив в ней несомненно участвует, и не только тем своим берегом, по которому проходит улица Воскова.
22.
Это не совсем обычно для России в целом, где городская среда редко полноценно взаимодействует с водными пространствами, и они нередко становятся маргинальными территориями, но более типично для Санкт-Петербурга и его окрестностей.
На его берегах парк (сквер Петра Великого), рядом с ним - администрация Курортного района (то есть центр управления всем северо-западным сектором Санкт-Петербургской пригородной зоны):
23.
И массивное здание в типичном для позднесоветского Ленинграда краснокирпичном оформлении:
24.
Изначально там было ПТУ, теперь пафосно именуемое "Мосинским лицеем"; Сергей Мосин - знаменитый конструктор стрелкового оружия дореволюционного времени, создавший "трёхлинейку", которая была и остаётся одним из самых массовых образцов вооружений, выпускалась на протяжении более чем 70 лет, Мосин закончил свою карьеру в качестве директора Сестрорецкого завода. Кроме лицея, в это просторное сооружение поместилась администрация Сестрорецка и даже прокуратура Курортного района Санкт-Петербурга.
Петропавловский храм, кафедральный для Сестрорецка; он был построен в 2000 году взамен прежнего собора, разобранного в 1930-е:
25.
За старой плотиной и заливом вдоль улицы Воскова - ещё немного старых зданий.
26.
Памятник Ленину на фоне школы, построенной в 1939 году на месте исторического Петропавловского собора:
27.
Чуть дальше - безымянная треугольная площадь:
28.
За ней старая часть Сестрорецка довольно быстро заканчивается, и улица Воскова становится улицей Володарского, продолжаясь как главная улица самого крупного в Сестрорецке массива многоквартирных жилых домов.
29.
Впрочем, улица Володарского - главная скорее как композиционная ось; основной автомобильный поток очень удачно переведён на Приморское шоссе, которое здесь уместнее было бы назвать "Приозёрным": оно проходит по краю микрорайона и берегу Сестрорецкого Разлива.
Приморское шоссе вместе с Сестрорецким и Выборгским направлениями железной дороги и федеральной автодорогой "Скандинавия" образует транспортный каркас Курортного района. Фактически, все четыре эти транспортные артерии выполняют одну основную функцию - они соединяют урбанизированную полосу, вытянувшуюся на несколько десятков километров вдоль северного берега Финского залива, с основной частью Санкт-Петербурга (Приморский район).
30.
Но если автодорога "Скандинавия" - это транзитный транспортный поток в сторону Финляндии, а также траффик до дальней части Курортного района (
Зеленогорск), магистральная железная дорога (Выборгское направление) выполняет примерно такую же функцию (не считая обслуживания ближнего пригорода севернее Сестрорецка, вдоль Выборгского шоссе), Приморская железная дорога (Сестрорецкое направление) обслуживает Сестрорецк, ближнюю часть Курортного района и дальнюю часть Приморского района Санкт-Петербурга, то Приморское шоссе проходит и через ближнюю (
Сестрорецк), и через дальнюю (
Зеленогорск) части Курортного района, связывая в единое целое все части северо-западного сектора Санкт-Петербургской агломерации. Соответственно, по Приморскому шоссе проходит и основная часть дальних автобусов, связывающих все здешние пригороды с основной частью Северной столицы.
31.
Южнее Водосливного канала начинается сестрорецкий район Разлив.
В его западной части, вдоль Приморского шоссе - в основном жилые многоэтажки 1990-х - 2010-х годов постройки:
32.
33.
А в восточной преобладает старый частный сектор, значительная часть которого используется как дачи:
34.
Так было и 100 лет назад; впрочем, Николай Емельянов, в сарае которого Ленин прятался от Временного правительства в июле 1917 года, был квалифицированным рабочим Сестрорецкого завода и жил здесь постоянно.
35.
В начале июля большевики вместе с анархистами в первый раз попытались свергнуть власть, и после этого лидеры партии были вынуждены перейти на нелегальное положение. Ленин сменил 5 конспиративных квартир в Петрограде, потом сбежал в Разлив и скрывался здесь, у рабочего Емельянова.
36.
37.
Строение, на чердаке которого он жил, официально называется "Сараем":
38.
В общем, всем бы россиянам такой дом, какой был у товарища Емельянова сарай.
39.
Район Разлив обслуживается своей железнодорожной платформой (следующая от Сестрорецка по направлению к Финляндскому вокзалу Санкт-Петербурга).
40.
Видимо, чтобы попасть к Емельянову, Ленин в своё время воспользовался именно станцией Разлив.
41.
Как и в других дачных районах основной части Сестрорецка, как и в других старых дачных посёлках в окрестностях Санкт-Петербурга, в Разливе попадаются очень изящные дореволюционные дачи:
42.
43.
Впрочем, есть и удачные современные особняки:
44.
И даже один прекрасный деревянный магазин:
45.
Сестрорецкие ленинские места очень рано были включены в состав официальной Ленинианы, и уже в 1925 году в Сарае открылся музей.
46.
47.
К столетию Владимира Ильича, когда всё хоть как-то связанное с его не такой уж долгой жизнью в стране приводилось в порядок, реконструировалось и занимало своё место в ленинском культе, над Сараем был построен стеклянный футляр.
48.
49.
В Союзе вообще нередко так поступали с деревянными зданиями, которые было необходимо сохранить: не надеясь на долговечность дерева в условиях отечественного хозяйствования, дом накрывали колпаком (вот как в Сестрорецке), или вообще помещали внутрь другого дома, или хотя бы под него (Ульяновск).
50.
Пожив несколько дней на чердаке емельяновского сарая, после того, как в посёлке были замечены полицейские, Ленин с Зиновьевым на лодке эвакуировались на другой берег озера Сестрорецкий Разлив, где жили почти месяц, маскируясь под финнов-косцов.
51.
52.
По официальным данным, они жили в шалаше.
53.
Как и Сарай, Шалаш был быстро включён в число официальных памятников ленинской жизни, и уже в конце 1920-х годов здесь был построен мемориальный шалаш из гранита - коммунистический, ленинский стиль.
54.
Впрочем, и настоящий шалаш из соломы здесь сооружают заново каждый год.
55.
При этом сухопутной всесезонной дороги сюда не было до второй половины 1930-х годов, экскурсанты добирались сюда по озеру из Тарховки. Кроме того, граница с Финляндией до конца 1939 года проходила в нескольких километрах северо-западнее (станция Белоостров), и тут был приграничный укрепрайон, что делало возможным посещение мемориала только организованными группами.
56.
Да, Тарховка - это следующий район Сестрорецка, следующий за Разливом при движении на юг.
57.
58.
59.
Как и Разлив, Тарховка снабжена одноимённым остановочным пунктом железной дороги:
60.
После войны и смерти Сталина страна зажила получше, к 1970 году культ почитания Ленина окончательно оформился, нашлись ресурсы и время для окончательного оформления и ленинских мест.
61.
62.
Рядом с двумя шалашами было построено здание музея.
63.
Я оказался у шалаша ровно - с точностью до недели - через 100 лет после событий 1917 года.
64.
В тот год в России не было недостатка в выставках и экспозициях на революционную тему, не остался в стороне и музейный павильон Шалаша, там была размещена очень неплохая выставка, посвящённая главным действующим лицам обеих революций.
65.
66.
67.
К слову, сохранившиеся петербургские музеи Ленина в целом очень неплохо приспособились к новому времени: почти все из них были переоборудованы, снабжены новыми, более объективными экспозициями; Петербург, некогда бывший самым революционным местом в нашей стране, сейчас успешнее всех прочих городов работает с революционным наследием.
68.
...А уже в августе 1917 года будущие вожди тоталитарного государства рабочих и крестьян поздним вечером ушли на станцию Дибуны Выборгского направления железной дороги, это около 9 километров через болотистый лес.
69.
Оттуда они отправились в Петроград, а Ленин, чуть позже опять выехал из столицы в ту же сторону, пересёк границу Великого княжества Финляндского и уехал в
Ялкалу около Териоки/Зеленогорска. Там он провёл ещё некоторое время, после чего скрылся в
Выборге, а потом - там, где и сейчас Финляндия (Хельсинки).
70.
Я приехал на станцию Дибуны вечером из Петербурга и шёл в обратном направлении, но мне повезло больше, чем Ленину: за годы советской власти здесь проложили тропу для экскурсантов, которая, хоть и пришла в некоторый упадок за последние десятилетия, является довольно редким явлением для труднопроходимых пригородных лесов Санкт-Петербурга.
71.
В первой половине июля на широте Петербурга продолжаются белые ночи; но когда сумерки сгустились до максимальной отметки, я поставил палатку на берегу озера Сестрорецкий Разлив, немного не доходя ленинского Шалаша.
72.
73.
74.
А от Шалаша до Тарховки, куда я направился после посещения мемориального комплекса, сейчас вообще ведёт асфальтированная дорога.
75.
76.
И, вместо эпилога - приморские парки южных районов Сестрорецка.
77.
Сестрорецк, как город курортный, почти на всех 7 километрах своей береговой линии выходит к Финскому заливу парками и лесопарками.
78.
В южной части города это лесопарки Гагарка, Разлив и Тарховка; первые два совсем миниатюрные, и я там был только с краю, а вот Тарховский лесопарк мы прошли насквозь - сначала вдоль балтийского берега с юга, а потом поперёк, к железнодорожной станции Разлив.
79.
80.
81.
Как и почти все лесопарковые зоны в пригородной зоне Санкт-Петербурга, лесопарк Тарховка не очень благоустроен и местами подтоплен, но виды с береговой линии впечатляют.
82.
83.
Лучшая видовая точка - мыс Тарховский (Таркала), с которого на север виден весь Сестрорецк, на запад - Кронштадт, на юг - кронштадтская дамба.
84.
85.
Как и почти все выгодно расположенные точки на берегах и островах восточной части Финского залива, Тарховский мыс был снабжён укреплённой точкой - ДОТом №32 Карельского укрепрайона, 1930 года постройки.
86.
Кронштадтская крепость, со всеми своими береговыми и островными укреплениями бывшая одним из крупнейших фортификационных сооружений своего времени, достигла пика своего развития именно в межвоенные десятилетия, когда страна в целом была сильно военизирована, да ещё и финская граница проходила буквально по пригородам Ленинграда.