Санкт-Петербург - это странное по российским меркам место: вода со всех сторон, мерные и непрерывные линии монотонных фасадов, потемневшие от времени охристо-коричневые дома, огромные площади и шпили напополам с куполами, влажный воздух и дожди в любое время года.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
И сложно сказать, когда Петербург выглядел страннее. Когда он был европейским центром гигантского, очень неохотно выползавшего из азиатского средневековья государства?
14.
Когда он стал одновременно колыбелью революции и печальной столицей несуществующей страны, нелюбимым новой властью хранителем прошлого?
15.
Или сейчас, когда он превратился в колыбель правящего класса и главный экспортный туристический товар страны, когда он вернул себе часть своего староевропейского лоска, при этом не отставая от рванувшей вперёд Москвы только благодаря переводу сюда пары крупнейших госкорпораций и отдельных федеральных ведомств?
16.
17.
18.
19.
Но при этом есть место, которое ещё больше Санкт-Петербург,чем Санкт-Петербург, которое выглядит странным включением даже на пропитанном Европой Северо-Западе России, где ещё больше преобладают старые камни, прямые линии и вода во всех её проявлениях.
20.
21.
Это Кронштадт, единственный в России город-остров.
22.
23.
Кронштадт строился одновременно как форштадт Петербурга, как его аванпост, как вынесенное вперёд укрепление.
24.
Город-крепость, призванный защищать Северную столицу с самой уязвимой - западной - стороны и одновременно база главного военного флота страны - Балтийского, Кронштадт достиг пика своего развития в конце XIX - начале XX века, когда население его было примерно таким же как сейчас, те же 45 тысяч человек.
25.
26.
А до постройки Морского канала в 1870-е - 1880-е годы Кронштадт был и аванпортом Петербурга: около двух третей морских судов не были способны пройти мелководную восточную часть Невской губы (так называемую "Маркизову лужу") и заканчивали свой путь в Кронштадте, откуда грузы транспортировались в Северную столицу на судах с меньшей осадкой.
27.
Как известно, в Петербурге - самый большой в Европе исторический центр; Кронштадт гораздо меньше и его центр, соответственно, гораздо меньше, но зато исторические - дореволюционные - кварталы занимают в Кронштадте чуть ли не половину города.
28.
По сути, и сейчас основная часть жилых кварталов города-острова сосредоточена в границах XVIII-XIX веков, на восточной оконечности острова Котлин, ограниченной с запада старым рвом петровских времён.
29.
30.
31.
Это примерно четверть территории второго по размеру в Финском заливе острова.
32.
Как город более маленький, Кронштадт может позволить себе более однородную архитектуру, чем Санкт-Петербург.
33.
Облик флотской столицы определяют классицистические здания эпохи Николая I, местами почти однообразные, но в основном солидные и представительные.
34.
Один из самых заметных образцов - Гостиный двор, встречающий гостей города (рядом со зданием расположена автобусная остановка "улица Гражданская", служащая конечной для петербургских автобусов).
35.
В результате наводнения 1824 года, самого катастрофического на Северо-Западе за последние 300 лет, практически весь Кронштадт был разрушен.
36.
Осуществлявшееся в последующие десятилетия восстановление шло по строгому плану и в соответствии со вкусами времени - классицизм, ампир.
37.
К слову, планировка Кронштадта прямоугольная как планировка Петербурга, только без исключений вроде "трёх лучей" или лучевых площадей Петроградской стороны, а просто вся прямоугольная - в пределах исторической части, по крайней мере.
38.
Кварталы прямоугольные, перекрёстки все тоже под прямыми углами.
39.
Как этакий Сверхпетербург, Кронштадт не может не обладать собственной системой каналов.
40.
Петровский ров, прикрывающий старый город с запада, сложно считать каналом: фактически, сейчас это цепочка прудов.
41.
Зато есть внутренний ров, он же Обводный канал, опоясывающий внутреннюю часть центра Кронштадта.
42.
Это своего рода "центр центра", кронштадтская цитадель, в пределах которой сосредоточены здания Адмиралтейства:
43.
Итальянский дворец Меншикова:
44.
Чуть ли не самое старое сохранившееся здание Кронштадта, кстати (1720-е годы).
45.
грандиозный Морской собор в неовизантийском стиле; он строился 10 лет с 1903 по 1913 год:
46.
Его купол виден за пару десятков километров почти также хорошо, как питерский 400-метровый "Лахта-Центр":
47.
48.
49.
Византийские (и неовизантийские) храмы - на мой вкус, самые впечатляющие по интерьерам среди всех видов православных церквей:
50.
51.
52.
Собор был построен в память всех погибших моряков, и перед ним - пешеходная Якорная площадь:
53.
Она украшена памятником адмиралу Макарову, чуть ли не самому известному морскому военачальнику Российской империи.
54.
С северо-восточной стороны площадь отделена от городских кварталов главным городским Обводным каналом, с северо-западной и юго-восточной - краснокирпичные стены кронштадтского Адмиралтейства, с юго-западной - огромный овраг:
55.
56.
Овраг ведёт к вместительному доку петровских времён:
57.
58.
За доком и оврагом - Летний сад (опять привет Питеру):
59.
Хотя тут он гораздо больше парк (или даже лесопарк), чем сад:
60.
61.
62.
63.
64.
За Летним садом - несколько кварталов жилых домов, часть из которых XVIII-XIX веков - а часть послевоенный неоклассицизм:
65.
66.
67.
68.
Как видно, отличаются они прежде всего количеством этажей: те, которые 1930-х - 1950-х годов - повыше:
69.
70.
А дальше - "Морской фасад" Кронштадта - Макаровская улица, за которой Петровский парк, гораздо более ухоженный и больше похожий на сад, чем Летний сад:
71.
72.
Гавани и молы:
73.
74.
75.
Военные корабли:
76.
И затерявшийся между ними "Метеор", ходящий отсюда напрямую в центральную часть Санкт-Петербурга:
77.
До достройки дамбы примерно отсюда же ходил паром до Ломоносова, на юг через 8-километровый пролив - я ещё успел на нём сплавать в 2001 году.
Морские контейнеровозы следуют мимо Котлина по
Морскому каналу, который проходит как раз по южному проливу:
78.
79.
На Макаровскую улицу, проходящую по северной границе гаваней, выходит упомянутый выше Итальянский дворец, и ещё
такое известное сооружение, как Мареограф, измерявший "эталонный" уровень моря:
80.
Кронштадт, где Питера в некоторых отношениях больше чем в самом Питере, и со знаменитыми питерскими наводнениями сталкивался раньше и ближе, чем Северная столица. Пожалуй, самый большой урон городу за всю историю нанёс не какой-нибудь артиллерийский обстрел, а наводнение 1824 года.
81.
82.
83.
Максимальная высота острова Котлин не превышает нескольких метров над уровнем окружающего его моря, то есть во время крупнейших наводнений остров может уходить под воду полностью.
84.
На востоке Кронштадта, за обводным каналом историческая застройка продолжается:
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
Через несколько кварталов широкая Тулонская аллея выводит на восточную оконечность Котлина, увенчанную территорией Кронштадтского яхт-клуба:
92.
Это так называемая "Летняя пристань"
93.
Тут же пляж и полуразрушенный мол:
94.
И морской фасад Санкт-Петербурга - во всей красе:
95.
Если посмотреть на запад, в сторону основной части Кронштадта, то через Заводскую гавань можно увидеть территорию судостроительного Кронштадтского морского завода:
96.
Вид у него какой-то полузаброшенный, если честно.
97.
Хотя на самом деле жизнь там теплится, и даже исторические сухие доки вроде как функционируют.
Но неужели Кронштадт - это одна сплошная история? И ни одного здания, построенного после начала борьбы с архитектурными излишествами и разоружения Кронштадтской крепости в 1950-х годах?
98.
99.
100.
Это не совсем так, в нескольких километрах западнее западной стены и крепостного рва, за нерасформированными ещё военными объектами находится один-единственный микрорайон многоэтажек 1980-х годов - так называемый "19-й квартал", или "Цитадель".
101.
102.
103.
Впрочем, учитывая плотность населения, здесь вполне может жить значительная часть кронштадтцев.
104.
"Цитадель" находится у самой Кольцевой дороги - не кронштадтской, конечно, а питерской.
105.
Под занавес советского периода в Союзе началась работа над парой десятков масштабных инфраструктурных объектов - от станций метро до длинных тоннелей и огромных мостов; всё это в основном было завершено в 2000-е годы, хотя кое-что не достроено и сейчас.
А дамба через Невскую губу была введена в эксплуатацию к 2011 году; она с двух сторон соединила остров Котлин с материком, защитила Санкт-Петербург (и Кронштадт, Ломоносов, Петергоф, Стрельну) от наводнений и окончательно превратила восточную часть губы в практически пресную "Маркизову лужу". Хотя и там всё сложилось не так плохо, как предсказывали некоторые алармисты ("болото", "биореактор"); на рубеже 1980-х и 1990-х, когда сила общественного мнения была особенно велика, такие опасения заметно замедлили строительство объекта.
106.
Впрочем, движение по северной части дамбы, соединившей Котлин с посёлком Горская между Сестрорецком и основной частью Петербурга на северном берегу Финского залива, было запущено уже в 1980-е годы, и с того момента Кронштадт был уже не совсем на острове: всего час на автобусе - и ты можешь сесть в метро на станции "Старая Деревня".
Северная часть дамбы имеет лишь водопропускные сооружения, а вот для южного участка потребовалось строительство сооружений, обеспечивающих проход судов, и тоннеля под ними: здесь проходит Морской канал в порт Санкт-Петербурга.
Ну и южный участок дамбы длиннее северного; полагаю, и это не последняя причина, почему строительство так затянулось.
По завершённой дамбе прошла КАД (таким образом, момент достройки дамбы в 2011 г. - это и момент пуска КАДа); теперь на автобусе можно доехать и до южного берега залива (город Ломоносов), но всё равно немного жаль, что туда больше нельзя добраться по воде с острова Котлин, как сделали мы во время моего первого посещения Кронштадта в июне 2001 года.