3.
Монашеская жизнь - занятие непростое и нетривиальное. Сейчас-то вообще труба, в современном обществе надо быть очень специальным и выдержанным человеком, чтобы таким заниматься, но и 600 лет назад это было не самое обычное дело.
4.
Вот и уходили и уходят люди в далёкие уединённые места и присоединяются к общинам, и основывают свои. А на Северо-Западе такое место проще всего найти на острове, которых тут сотни и тысячи.
Хотя, конечно, 600 лет назад защищённость острова от многочисленных врагов была не менее важным фактором, чем его уединённость.
Так или иначе, уже в конце XIV века новгородские монахи основали на острове Коневец Коневский монастырь.
5.
Остров Коневец невелик (2 на 5 километров), и расположен близко от западного берега Ладожского озера (5 километров). Его можно считать уменьшенной версией знаменитого
Валаамского архипелага, который расположен в 60 км севернее, где и до берега дальше, и природа каменистее и суровее.
6.
Впрочем, на Валаам значительно проще уплыть: движение судов от сортавальской пристани к архипелагу отличается большей регулярностью (2 рейса в сутки по состоянию на 20119 год), в то время как катер от Владимировской пристани к Коневцу может идти не каждый день и надо присоединяться к экскурсии.
7.
Владимировская пристань расположена в небольшом и в меру депрессивном посёлке Владимировка Приозерского района, главное неудобство которого - то, что он расположен в стороне от основного местного транспортного коридора (автомобильная и железная дороги Санкт-Петербург - Приозерск).
Надо отметить, что к пристани подходят не только скромные суда рядовых экскурсий:
8.
Но мы погрузились на наш небольшой катер, уже переполненный участниками других коневецких экскурсий, и направились через неширокий пролив.
9.
На Ладоге был штиль, светло-серая вода переходила в светло-серое небо,
10.
и движение наше было плавным и почти незаметным.
11.
12.
Монастырь, расположенный на юго-западном побережье острова, встречает издали своим Рождественским собором:
13.
В августе 2018 года на Коневце была в разгаре масштабная реконструкция вполне в духе Собянина - капитальная переделка всех дорожек (и пристани), устройство газонов и вазонов.
14.
Было это приурочено то ли к визиту кого-то важного, то ли к какому-то юбилею - но суть в том, что подступы к монастырскому ансамблю выглядели почти как центр Москвы на начальных этапах программы "Моя улица".
15.
Несмотря на свою древность, Коневский монастырь не сохранил по-настоящему древних памятников архитектуры: обитель очень долго была деревянной, а в начале XIX века, когда монастырь обрёл высокопоставленных паломников, популярность и деньги, он был быстро и полностью перестроен в камне.
16.
Все основные здания ансамбля были возведены в период от 1809 до 1812 года.
17.
И этот ансамбль совсем невелик: в центре квадратного двора расположен главный храм - Рождественский собор 1809 года постройки:
18.
Внутри монастыря больше церквей нет.
19.
По краям территорию монастыря ограничивают примыкающие друг к другу 1-2-этажные здания, служащие заменой уже неактуальным к началу XIX века оборонительным стенам - так называемое "монастырское каре".
20.
На въезде со стороны пристани - Западные ворота с колокольней, 1812 года постройки:
21.
К дальним от пристани углам "монастырского каре" были пристроены храмы, оформленные в виде башен - храм Арсения Коневского в 1849 году (севернее) и храм Николая Чудотворца в 1815 году (южнее).
22.
23.
В Коневском монастыре не чувствуется особенной древности - но зато ансамбль из-за одновременности и единообразия архитектуры выглядит очень гармонично.
Ну и от советской власти местная архитектура не очень пострадала: как и все земли севернее Соснова в этом направлении, Коневец оказался в независимой Финляндии, и самые тяжёлые для церкви раннесоветские годы счастливо обошли обитель. Ну а когда финские войска уходили из этих мест в 1940 году, коневецкие монахи, как и валаамские, эвакуировались вместе с ними, увезя с собой и тем самым с большой степенью вероятности спасая большую часть имущества. В Финляндии коневецкие и валаамские монахи объединились и основали существующий и поныне Нововалаамский православный монастырь.
24.
Хотя Коневец - самый доступный из северных монастырей, во времена империи съездить сюда на один день было не очень реально - тогда, как правило, плыли несколько часов из Санкт-Петербурга, сначала вверх по Неве, а потом по Ладожскому озеру.
25.
Уже на пристани гостей встречает Странноприимный дом 1866 года постройки - сейчас тут расположена паломническая служба, иконная лавка и другие важные для благосостояния монастыря учреждения.
26.
Тут же расположена часовня святителя Николая, сооружённая в 1815 году - примерно ровесница монастырского ансамбля.
Но, как и при других отдалённых монастырях Севера, при Коневском монастыре была настоящая гостиница, и даже не одна.
27.
Более роскошная - Белая гостиница, возведённая слева от главного входа в монастырь со стороны пристани. Она была построена несколько позже основного ансамбля - в 1860-е годы, и предназначалась для важных гостей. Такое ощущение, что по общей площади именно она является самым большим зданием на острове Коневец.
Вторая гостиница - Красная, расположена южнее монастыря.
28.
Она деревянная, более скромная, и своим обликом больше напоминает турбазу. Нас тут кормили, и тут же на время ремонта "монастырского каре" селили монахов и трудников.
Со всех сторон к монастырю подступает лес, преимущественно сосновый - собственно подобными ландшафтами занято почти все восемь с половиной квадратных километров площади Коневца.
29.
Из Восточных ворот Коневского монастыря на северо-восток идёт прямая как стрела аллея.
30.
Которая, впрочем, довольно быстро становится просто лесной дорогой.
Всего метров через 200 - развилка: прямая как стрела аллея уходит к святой горе, направо от неё под острым углом отходит грунтовка к восточному побережью острова.
У развилки - прекрасная деревянная Успенская часовня 1899 года постройки.
31.
За ней и чуть сбоку - Мирское кладбище
32.
Тут максимально появились минусы экскурсионного посещения острова - другое по состоянию на август 2018 года было попросту невозможно.
33.
Экскурсовод - усатый, но не очень солидный мужчина где-то в конце своих средних лет - довольно нервно относились к любым попыткам сойти с маршрута хотя бы на 10 метров.
34.
Ссылались на дикую природу и на неизбежную потерю ориентации за ближайшей сосной, но я всё равно чувствовал себя немного как на экскурсии в начальной школе.
35.
Ещё метров 100 по прямой - и мы у подножия Святой горы.
36.
Ну как горы - 34 метра над уровнем Ладожского озера; но это наивысшая точка небольшого острова Коневец.
37.
У подножия горы - Казанский скит, построенный даже раньше перестройки центрального монастырского ансамбля - в 1794-1796 годах.
Вроде как на этом месте когда-то был расположен сам Коневский Рождество-Богородичный монастырь, и лишь потом он был перенесён юго-западнее, на нынешнее место.
Тут нас неожиданно наградили парой часов свободного времени.
Чувствуя на губах пряный вкус недозволенного, мы пошли по дороге, которая уводила направо от Успенской часовни.
38.
Меньше чем через два километра мы оказались на восточном побережье Коневца, лицом к открытой Ладоге.
39.
Удивительно, что камней на восточном берегу, как и на западном, почти не было обнаружено - в то время как на сопредельных сегментах западного берега Ладожского озера их хоть ложкой ешь.
40.
И даже после купания нам ещё хватило времени, чтобы вернуться назад к Успенской часовне, а потом пойти по левой лесной дороге.
41.
Она вывела меня к Конь-камню, четырёхметровому валуну, символу острова, в прошлом - языческому святилищу.
42.
Видимо, чтобы вывести всякий аромат многобожия, на Конь-камне издревле строили часовню Арсения Коневского; существующая сейчас версия относится к 1895 году.
43.
Да простят мне не самое лицеприятное сравнение, но больше всего эта часовня напоминает детский домик на дереве.
44.
Совсем рядом Конь-камнем - это западный берег острова Коневец, оформленный как песчаниковый утёс высотой с добрый десяток метров.
45.
Ну а потом - а потом уже надо было на корабль; мы опаздывали на него и в итоге не смогли опоздать, что откровенно меня разочаровало: тогда бы мы сходили в северную часть Коневца и переночевали бы там, несмотря на все запреты.
Но рында катера звучала не только над пристанью, но и над монастырём, и отказаться от такого предложения было невозможно.
46.
47.