4.
Могучая и бурная река Вуокса, по которой в Ладожское озеро и далее в Балтику просачивается чуть ли не половина всего озёрного бассейна юга Финляндии, течёт на по
Карельскому перешейку на юг и юго-восток, переливаясь из озера в озеро и прогрызая скальные выступы. У станции Лосево река почти всей своей мощью прорывается в Суходольское озеро, а потом, по короткой широкой протоке реки Бурной - в Ладожское озеро.
Но так было не всегда. Из очередного разлива реки чуть выше Лосева на север отходит цепь плёсов и озёр, соединённых неширокими протоками с небыстрым течением.
5.
До 1818 года Вуокса направляла всю свою водную массу на север, через весь Приозерский район, через Мельниково, озеро Вуокса,
Приозерск, и потом уже в Ладожское озеро. Но в 1818 году крестьяне вырыли канал для спуска вешних вод, угрожавших их деревне, из озера Суванто (Суходольского) в Ладожское озеро, а непогода направила в этот канал ещё больше воды, и в результате Вуокса стала впадать в Ладожское озеро по кратчайшему маршруту, а на старое северное русло воды осталось совсем немного.
6.
Сейчас Северная Вуокса - тихие места, по крайней мере воды на большие грохочущие пороги здесь не хватает.
7.
Но дачников становится всё больше, в том числе самых
высокопоставленных.
8.
Прекрасная и уникальная для России природа, до Питера далеко и он не мешает.
9.
Но при этом северная столица не так далеко, что нельзя было бы на выходные сюда приехать.
10.
Эти места можно назвать квинтэссенцией
Карельского перешейка.
Здесь и Ладога близко, и Вуокса, и озёра, и камни, и скалы.
12.
Разве что последних тут меньше среднего.
13.
Как и все земли севернее линии Сосново - Белоостров, Приозерский район в межвоенные годы был частью Финляндии, что положительно сказалось на его облике.
14.
Другое дело, что Финляндия в те годы, как и Россия была страной деревянных домов, которые особенно плохо переносят войну и последовавшее за ней советское хозяйствование.
Так что сохранилось то, что в камне, и всё, что я видел - в крупном посёлке Мельниково (финская Ряйсяля, старорусская Ряцела).
15.
Мельниково - из того типа поселений, которые занимают промежуточное положение между сельскими населёнными пунктами и настоящими городами; в Восточной Европе их принято называть "местечками", а наши посёлки городского типа выделены несколько топорно и, как правило, имеют уклон либо в сторону настоящих городов (когда такой статус присвоен из-за крупного промышленного предприятия), либо в сторону сёл (когда посёлок стал посёлком городского типа в первую очередь из-за своего размера).
Но Мельниково, несмотря на свой размер и роль локального центра, всегда были посёлком сельского типа.
16.
С финских времён здесь сохранилась кирха и несколько зданий общественного назначения.
17.
Но основная часть посёлка - это пара микрорайонов пятиэтажек советского времени, окружённых раскиданными по берегам близлежащих озёр и проток малоэтажными кварталами частного сектора.
18.
Мельниковская кирха была построена ещё во времена финляндской автономии в составе Российской империи, в 1912 году.
19.
Это одна из 35 церквей, построенных архитектором Йозефом Стенбеком на территории Великого княжества Финляндского, а затем - независимой Финляндии в 1892-1925 годах. 3 из этих церквей расположены на Карельском перешейке; кроме мельниковской это кирхи в Зеленогорске (в составе Курортного района Санкт-Петербурга) и в Приморске (в Выборгском районе Ленинградской области).
От Мельниково в сторону Санкт-Петербурга и Лосево идёт асфальтированная автомобильная дорога с довольно оживлённым движением.
Траффик состоит в основном из дачников; также попадаются грузовики, обслуживающие местные стройплощадки.
Всего в нескольких километрах южнее расположена деревня Васильево (финская Тиури, старорусская Тивра), зажатая между северным руслом Вуоксы и озером Лопата (финское Кинсъярви/озеро Коготь).
20.
Которое, в свою очередь соединено с Вуоксой узкой, еле наполненной водой протокой. Сама деревня совсем невелика - едва ли полсотни жителей - но многочисленными дачами растеклась по берегам озера, по Вуоксе и просто вдоль дороги.
21.
Финского тут я не особо много заметил - обычная русская деревня, только необычно разбросанная и ландшафт совсем не по-нашенски выглядит.
А главная достопримечательность - современная, деревянная часовня Андрея Первозванного 2000 года постройки, расположенная на крошечном скалистом островке посреди одного из разливов Старой Вуоксы.
22.
23.
Ещё пара километров на юг - и там, где дорога пересекает северное русло Вуоксы, расположено Тиверское городище.
24.
Началось всё с карельского поселения Тиурин-линна, которое возникло у порогов на реке Вуокса - там, где плывущим по реке гружёным судам приходилось так или иначе останавливаться. Когда сюда пришли новгородцы, поселение стало укреплённым городком Тиверск, расположенным совсем рядом с новгородско-шведской границей XIV века; в том же XIV веке здесь была построена каменная стена.
25.
Впрочем, уже в XV веке город был разрушен; но даже сейчас тут сохранились фрагменты средневековой каменной стены.
На северо-востоке городище выходит на мыс посреди очередного разлива Вуоксы.
26.
Очень красивое место, особенно августовским вечером: камни словно вырастают из воды, а лес по берегам, наоборот, уходит в воду.
27.
Ещё пара десятков километров на юг - и вы попадёте в посёлок Сапёрное.
28.
Он является непосредственным преемником финской деревни Валкъярви/Белое озеро, но сам по себе это чисто советский населённый пункт при военной части.
29.
Пожалуй, самый "нефинское" место в этих местах - пятиэтажки, высокие бетонный забор, заброшенный госпиталь.
30.
31.
32.
33.
34.
По юго-восточной окраине Сапёрного проходит магистральная автодорога А-121 "Сортавала", через
Приозерск соединяющая Санкт-Петербург с собственно Сортавалой.
Первые 100 километров от северной столицы до Лосева в последние годы были превращены в настоящую скоростную автодорогу с отбойником и двумя полосами движения в каждую сторону.
35.
Вот что значит престижное дачное направление: такого качества дороги к Питеру подведены ещё только со стороны Выборга (трасса "Скандинавия", тоже Карельский перешеек), Вологды/Мурманска (трасса "Кола"), ну и теперь ещё платная Ленинградка (М-11). Обслуживающая более густонаселённую, чем здесь на Карельском перешейке, местность, включая несколько городов и циклопические дачные посёлки, автодорога Р-23 "Псков" (Киевское шоссе) имеет значительно меньшую пропускную способность и практически все развязки выполнены в одном уровне, что приводит к масштабным заторам на южных въездах в Санкт-Петербург. А здесь на Карельском перешейке, где, помимо дачных посёлков, лишь несколько крупных сёл и буквально пара небольших городов - скоростная автодорога с разноуровневыми развязками от самого КАДа.
Но перед Лосево и мостом через основное русло Вуоксы скоростной и участок автодороги "Сортавала" заканчивается, хотя мост через реку уже расширен и четырёхполосный участок тянется до Сапёрного, а реконструкция автодороги уже идёт и дальше.
Узкое место - мост через Вуоксы - расширен до четырёх полос уже в начале 2018 года.
Лосево, вернее, посёлок станции Лосево - довольно типичный для периферии крупной агломерации транспортный узел, где осуществляется пересадка с железнодорожного на автомобильный и автобусный транспорт.
36.
Сам посёлок совсем невелик: даже вместе с прилегающей деревней Варшко тут едва ли наберётся 300 человек, что на порядок меньше Сапёрного и Мельникова.
37.
Но вокруг, как и практически везде в Приозерском районе, немало дач, да и многочисленные магазины, рассчитанные на обслуживание проезжающих и пересаживающихся, делают посёлок больше для внешнего наблюдателя.
38.
Само Лосево - это не станция, а платформа (остановочный пункт без путевого развития), расположенная между автодорогой "Сортавала" и Суходольским озером.
39.
Транспортный узел обслуживает не только местных, местных дачников и следующих дальше по автодорогам, но и клиентов баз отдыха и баз водного спорта, которые находятся в непосредственной близости.
40.
Буквально в сотне метров южнее платформы - короткий, но очень бурный участок нового русла Вуоксы, которая впадает здесь в Суходольское озеро.
41.
Фактически, весь участок занят Лосевским порогом, что создаёт крайне благоприятные условия для водных видов спорта: за 800 метров падение составляет 2,5 метра, при этом ширина потока - порядка 75 метров.
42.
Как я рассказывал в связи с
Приозерском, в прошлом река Вуокса впадала в Ладогу по длинному пути: начала на север вдоль упомянутых выше Тиверского городища, Васильева и Мельникова, потом через озеро Вуокса и Приозерск - в Ладожское озеро.
А на месте Лосевского порога вплоть до 1818 года, когда не без помощи местных крестьян образовался сток из Суходольского в Ладожское озеро, был ручей. После образования реки Бурная между Суходольским и Ладожским озером ручей на месте Лосевского потока пересох; но в середине XIX в попытке создать кратчайший судоходный путь из внутренних районов Финляндии в Ладожское озеро на узком перешейке были проведены буровзрывные работы, которые и создали нынешнее русло Вуоксы. Видимо, взрывники не учли перепад высот, и вместо судоходного пути получился мощнейший в Европе порог.
А с недавних пор Лосево стало и железнодорожным узлом: за Вуоксой, около деревни Варшко была построена станция Лосево I , где к старой железной дороге Санкт-Петербург - Приозерск - Хийтола примыкает новая двухпутная электрифицированная магистраль, от Лосева проведённая на Каменногорск, Светогорск и далее в финскую Иматру.
43.
Дело в том, что железнодорожный грузопоток между Россией и Финляндией велик, но велика и интенсивность пассажирского железнодорожного сообщения, в том числе скоростного ("Аллегро"). И до последнего времени весь траффик шёл через основной ход Санкт-Петербург - Выборг - Хельсинки.
И в отличие от коридора Москва - Санкт-Петербург, где похожая специфика (запуск скоростного движения по не до конца адаптированной под это двухпутной железной дороге), на Карельском перешейке не было альтернативных путей, на которые можно было бы перевести мешающий пассажирскому сообщению грузовой траффик. И в 2009-2017 гг. с нуля была построена двухпутная электрифицированная железная дорога Лосево - Каменногорск, в последнем примкнувшая к существовавшей до этого железной дороге Каменногорск - Светогорск - Иматра; новая железнодорожная линия обеспечила прямой выход в Финляндию с Приозёрского направления. В настоящее время по новой железнодорожной линии курсируют только грузовые поезда, но в ближайшем будущем планируется организация движения международных пассажирских поездов Санкт-Петербург - Каменногорск - Иматра.
Вот и всё, что я смог рассказать о глубинной части Карельского перешейка; в следующих сериях обратимся к более знакомым петербуржцам и гостям северной столицы приморским районам.
44.