Исторической России были не очень свойственны камни и большие озёра, да и каменных крепостей на все русские княжества было не очень много. Чем северо-западнее, тем больше и первого, и второго, и третьего: к Новгороду появляются большие озёра, к Пскову, Балтике и Ладоге - каменные крепости, а вот за Невой, на
Карельском перешейке есть в наличии все три компонента.
3.
И Корела, потом превратившаяся в Кексгольм, а ещё позже в Приозерск, началась с каменной крепости на реке и озере, окружённом увесистыми карельскими валунами и настоящими цельными "бараньими лбами".
4.
Экспансия Новгородской вечевой республики, которая, по сути, послужила моделью для последующей великой российской экспансии, происходила прежде всего на северо-восток, за озёра и болотистые леса до самого Белого моря, а потом и до Каменного Пояса, и даже за него. В той стороне, конечно, жили люди, это в основном были финно-угорские народы, но жили они нечасто и социально-экономического развития были невысокого. В то время как на западе людей было побольше, а государства были сильны и воинственны. На северо-западе было чуть получше, но и тут интересы Господина Великого Новгорода столкнулись с интересами Шведской державы, которая в течение столетий была сильнейшей в Северной Европе. И крайняя северо-западная точка, где смогли надолго укрепиться новгородцы - это восток Карельского перешейка, и центром этой области, позднее объединённый в Корельский уезд, стала построенная в на рубеже XIII и XIV веков крепость Корела.
5.
Крепость и выросший около неё город, бывший центром и опорой всего русского Западного и Северного Приладожья, первого куска исторической Карелии, попавшего под русскую власть, неоднократно атаковалась и несколько раз захватывалась шведами, но надолго только один раз - в 1611-1710 годах. Но в 1811 году вместе со всей Старой Финляндией Кексгольм был передан Александром I Великому княжеству Финляндскому, и в итоге город был финским в 1918-1940 годах и в 1941-1944 годах.
6.
Нынешний Приозерск расположен на перешейке между озером Вуокса и Ладожским озером, по обеим берегам северного русла реки Вуокса.
7.
Фактически, застроенная часть выходит только к озеру Вуокса, в то время как к Ладоге - восточные предместья, в первую очередь промзона бывшего целлюлозно-бумажного комбината и порт.
Река Вуокса, главный водоток всего Карельского перешейка, вбирающая в себя воды значительной части его проток и озёр, по полноводности примерно соответствует Оке в районе Коломны. Но основная масса воды прорывается в Ладогу южнее, по кратчайшему пути у станции Лосево, а кружным путём через озеро Вуокса и Приозерск до крупнейшего озера Европы добирается лишь небольшая часть воды, и река Вуокса в Приозерске неширока, в основном тиха и кое-где даже поросла кувшинками.
8.
Крепость Корела никогда не была особенно велика, хотя, думаю, поражала своей мощью не только представителей местных карельских племён, но и шведских воинов, отвыкших от подобного после пары недель пути через озёра, камни и болота Финляндии.
9.
Крепость довольно хорошо сохранилась, 500-метровая стена уцелела на всём протяжении.
10.
Впрочем, из настоящих башен до наших дней дошла только одна (Воротная), также в составе стены - два бастиона.
11.
Внутри крепости сохранились три строения - Старый и Новый арсеналы, а также Кавальер-бастион.
12.
Почти все сооружения крепости построены при очередной реконструкции крепости в конце XVI века, отмеченном самым массовым в допетровской России фортификационным строительством - стоит только вспомнить Смоленский кремль и московский Белый город. Единственное исключение - Новый арсенал конца XVIII века.
13.
Как и в
Шлиссельбурге, последние столетия существования приозерской крепости были связаны в основном с тюрьмой - и значительная часть музейной экспозиции, соответственно, посвящена тюрьме.
От старой крепости через реку расположена Новая крепость; она полностью бастионного типа, построена в XVI, перестроена в XVIII веке. На её территории находится военный санаторий, поэтому посетить её не так-то просто.
14.
Центр города находится севернее обеих крепостей и ограничен с запада озером Вуокса и железнодорожной станцией Приозерск.
15.
Его правильная прямоугольная планировка, видимо, восходит к временам Российской империи, хотя дореволюционных зданий здесь осталось не так уж много.
16.
Финская межвоенная архитектура представлена здесь несколько шире.
17.
Но самое видное здание в центре города - это всё же Рождественский собор 1830-х - 1840-х годов постройки. Вместе с парой дореволюционных и парой финских функционалистских зданий 1930-х годов образует ансамбль центральной площади Ленина - наиболее целостный в городе.
18.
Площадь является частью полосы бульваров, скверов и парков между улицами Ленина и Калинина, протянувшейся чуть более чем на километр от идущей вдоль берега озера Вуокса железной дороги до восточной границы центра города (улица Чапаева).
19.
Восточнее площади, в примыкающем к главной Красноармейской улице, я обнаружил любопытный артефакт - раскрашенный памятник Маугли и Багире примерно в человеческий рост.
20.
Главная городская Красноармейская улица - часть федеральной автодороги "Сортавала", которая связывает Санкт-Петербург с западным и северным Приладожьем,в том числе с собственно городом Сортавала и гранитными карьерами Рускеалы.
21.
В Приозерске нет объездной, и весь транзитный поток идёт по этой двухполосной автодороге через центр города.
Севернее главной площади Ленина можно обнаружить ещё одну важнейшую городскую достопримечательность - так называемую Новую кирху.
22.
Она была построена при финнах в 1930 году; к церкви примыкают два небольших памятника павшим финским военнослужащим, которые были установлены уже после 1991 года.
23.
За исключением некоторых участков, большая часть приозерского центра застроена пятиэтажками, в основном позднесоветской постройки; за пределами центра лишь на востоке, по направлению к промзоне целлюлозно-бумажного комбината, расположен ещё один микрорайон многоквартирных домов.
24.
Другие периферийные районы города, за исключением расположенной ещё восточнее промзоны - это частный сектор.
25.
Самый крупный такой район - Тенкалахти на противоположном, правом берегу реки Вуокса.
Приозерск сложно назвать большим городом; тем не менее, с его 18 тысячами жителей он является третьим по величине городом Карельского перешейка - после собственно Санкт-Петербурга и Выборга, и делит с Сортавалой первое место среди городов, расположенных на берегах Ладожского озера.
26.
Население города незначительно уменьшается в последние годы, но в целом остаётся примерно на одном и том же уровне последние 20 лет. Это очень неплохой показатель для дальней периферии Ленинградской области, где влияния Петербурга уже недостаточно для поддержания демографической стабильности. И это при том, что экономическая ситуация тут не самая лучшая.
Но тут не стоит забывать о том, что занимающий северо-восточную часть
Карельского перешейка Приозерский район с его лесами, озёрами и реками - это одно из самых престижных мест отдыха в окрестностях Северной столицы, а если судить по явлениям вроде
кооператива "Озеро" - и одно из самых престижных мест отдыха в масштабах страны.
27.
Такая популярность и создаёт дополнительные рабочие места, и способствует поднятию уровня оплаты труда на существующих рабочих местах, и вызывает дополнительный спрос на местные товары и услуги.
Через Приозерск, по восточному берегу озера Вуокса проходит магистральная железная дорога Санкт-Петербург - Хийтола, примыкающая к линии на Сортавалу - Суоярви.
28.
Во входящем в состав Российской империи Великом княжестве Финляндском и железнодорожная сеть была своей, соединяясь с основной имперской сетью лишь через трамвайные пути на петербургском Литейном мосту. Лишь под самый занавес стали предприниматься усилия по интеграции финской сети в сеть национальную, и в 1913 году был запущен Финляндский железнодорожный мост, впервые обеспечивший железнодорожную связь между Финляндским вокзалом и остальной частью российской железнодорожной сети. К 1916 году была достроена вторая железная дорога, связавшая Финляндский вокзал с финляндской железнодорожной сетью; она прошла через Кексгольм-Приозерск и через станцию Хийтола соединилась с построенной 30 годами ранее внутрифинляндской железнодорожной линией Выборг - Сортавала - Йоэнсуу.
Севернее станции Лосево (примерно две трети 140-километрового пути от Петербурга до Приозерска) железная дорога однопутная, но с 1976 года электрифицированная.
К слову, здание вокзала 1916 года постройки - скромное и деревянное, но изящное - и сейчас украшает станцию Приозерск.
29.
В настоящее время между Приозерском и Северной столицей курсируют от 7 до 10 пар электропоездов, примерно половина которых следует до станции Кузнечное, расположенной несколько севернее.
30.
Но скорость движения пригородных поездов на Приозерском направлении - чуть ли не минимальная среди магистральных железнодорожных линий Петербургского узла: 140 километров до Петербурга даже экспресс-"ласточка" преодолевает за 2 часа, а обычные электрички - более чем за 2 часа. Разительное отличие от соседнего Выборгского направления. Интересно, что транзитные дальние поезда в Северное Приладожье и Карелию, которых в какой-то момент стало совсем мало, а в последнее время их даже больше чем раньше - во многом из-за реализации туристического потенциала Сортавалы и Рускеалы - они идут не по короткому пути через Приозерск - Кузнечное - Хийтолу, а по более длинному, через Выборг - Хийтолу. Сложно сказать, в чём основная причина такого выбора маршрута - то ли это недостаток пропускной способности на однопутном участке Лосево - Хийтола, то ли это повышенный спрос на перевозки на участке Сортавала - Хийтола - Выборг.
31.
Как и в целом в Карелии и во всей Фенноскандии, в Приозерске водный транспорт играет заметно большую роль, чем в среднем по России. Так и в Приозерске - при движении от центра города стоит лишь пересечь железную дорогу по проходу под путями, и оказываешься на очень капитальной для 18-тысячного города пристани на берегу озера Вуокса. Нет, конечно, тут нет регулярного пассажирского судоходства, и все эти десятки лодок - либо частные, либо напрокат, либо экскурсионные.
32.
Но масштаб сооружения, причалы и настоящий деревянный дебаркадер - всё это производит впечатление.
33.
Дальше - ещё о некоторых местах Карельского перешейка, которве я успел увидеть за последние несколько лет.