2.
Мурманск далеко не сразу стал городом озёр и сопок, с причудливо петляющими улицами и карабкающимися по склонам многоэтажками. Начинался он несколько обыденнее - с плоской приморской террасы - она совсем невелика для привыкших к равнинам жителей Центральной России, но для изначального Мурманска, думаю, её хватало с избытком.
3.
Тут начал строиться мурманский порт, сюда же чуть позже пришла железная дорога, потом появились жилые кварталы.
4.
Подозреваю, что сначала застройка была довольно хаотична, но уже в довоенные десятилетия тут были распланированы и освоены вполне правильные кварталы.
В принципе, планировка центральной части города в общих чертах сохранилась и сейчас - несмотря на почти полное разрушение Мурманска бомбардировками во время Великой Отечественной.
5.
Так что в городе почти не осталось довоенных зданий - зато после войны Мурманск получил прекрасный (хотя и не самый масштабный) неоклассицистический ансамбль.
Но об этом я расскажу в следующей части, а пока отправимся туда, откуда начинается практический любой российский провинциальный город, даже Мурманск, такой вытянутый и сложно устроенный - к железнодорожному вокзалу.
6.
Кажется, это самая "чистая", без следов "борьбы с излишествами" мурманская сталинка, и самая изящная.
7.
На мой вкус, один из самых красивых вокзалов страны.
Уже здесь видно, как в Мурманске умеют использовать рельеф местности, что приятно удивляет на российских просторах: вход в здание вокзала на высоте дорожного полотна, а рельсы чуть ниже, и поэтому пассажир оказывается на переходном мосту над ними, не затрудняя себя подъёмом.
8.
Вокзал миниатюрный, на станции всего несколько путей.
9.
В принципе, это объяснимо - Мурманск расположен на самом конце железнодорожной магистрали, и так далеко на север доходят всего несколько поездов дальнего следования.
10.
Сейчас их 9, из которых только 1 в ходу ежедневно (на Санкт-Петербург), ещё 5 более-менее регулярных (раз в несколько дней; на Вологду, 2 на Москву, Анапу, Минск), остальные (2 на Москву, 2 на Санкт-Петербург) - время от времени.
11.
Вы можете спросить - конечно, известно, что в России часто добраться между соседними региональными центрами можно только через столицу, но из Мурманска-то должен быть поезд в Архангельск! Но нет, такого нет - зато вологодский поезд идёт через станцию
Обозерская совсем недалеко от
Архангельска, где от состава отцепляется вагон и следует, собственно, в
поморскую столицу.
А с электричками, как я писал, на Мурманщине всё печально - о чём я уже
писал. И главная железнодорожная станция региона не исключение, скорее наоборот - где-нибудь в Апатитах или в Кандалакше пригородных поездов, как ни странно, сохранилось побольше.
А со станции Мурманск - только одна электричка дважды в неделю (!). Говорят, что здесь распространена практика проезда на рабочих поездах, которые сохраняются - без них никуда, но это точно не массовый транспорт и не решение проблемы обвала пригородного железнодорожного сообщения.
Привокзальная площадь небольшая, но уютная, и - как и весь город - удивительно цивильная. Цивилизованная, благоустроенная - только вот ещё парковку с неё бы убрать или хотя бы сократить.
11а.
Но, пожалуй, это самое оживлённое место в по-северному (или по-европейски?) спокойном Мурманске.
12.
С железнодорожным вокзалом соседствует автовокзал - что совсем не оригинально, но удобно.
13.
Но мне показалось довольно необычным, что кассы автовокзала и зал ожидания расположения на первом этаже обшарпанной пятиэтажки.
14.
Наверное, это может быть связано с тем, что междугородний автобусный транспорт (как и междугородние асфальтированные дороги) появились в Союзе довольно поздно - особенно в арктическом регионе. И к тому моменту, когда Мурманску понадобился автовокзал, площадь была уже застроена - вот и впихнули инфраструктуру куда смогли.
А с другой стороны от железной дороги сразу начинается порт и портовая промзона, стоит только перейти пешеходный мост.
15.
Впрочем, за несколькими путями для пассажирских поездов - многочисленные пути для поездов товарных.
16.
17.
С пешеходного моста можно увидеть много всякого; вот, например, контейнерный терминал:
18.
Мурманский порт на 5 месте в России по грузообороту (52 млн. тонн по состоянию на 2017 г.) - это 70% грузооборота всего Арктического бассейна, и 7% грузооборота всех портов страны.
19.
И масштабы заметны.
20.
Мурманск среди крупнейших портов России выделяется максимальными темпами роста грузоперевозок - более 50%, т.е. почти в полтора раза только за последний год.
21.
Как результат, главный арктический порт почти догнал порт Санкт-Петербург и главный российский нефтяной порт Приморск по загрузке.
22.
Порт - это не только краны и корабли.
Это, конечно, ещё пути и вагоны.
23.
Мурманск с железной дороги - не очень весело, но гораздо презентабельнее почти любого российского регионального центра:
24.
25.
Центральная часть порта в Мурманске довольно цивильна, тем более что тут располагается Морской вокзал.
26.
До 2013 года с него ходил катер через залив (на Абрам-Мыс).
27.
К слову, этот район-посёлок, который прекрасно видно через залив - наверное, самое большое моё упущение в Мурманске. Так что могу только отослать к этому
посту nord_ursus.
28.
Там есть памятник и музей ПВО, защищавших (правда, не очень успешно - но силы, видимо, были слишком неравны) Мурманск от налётов во время войны.
Ну и просто было бы интересно посмотреть на город с противоположной стороны.
А сейчас на мурманском Морском вокзале из пассажирского сообщения, кажется, осталась только "дальняя" Клавдия Еланская, обходящая Кольский полуостров с севера и востока где-то на две трети.
29.
30.
Около Морского вокзала есть даже сквер с инсталляцией "Краны" (!) и памятником портовикам, погибшим в годы войны:
31.
Заметно, что до недавнего времени это была не промышленная окраина города, как это обычно бывает с такими учреждениями, а вполне себе живое место и даже транспортный узел.
32.
С недавнего времени на Морской вокзал надо идти за одной из главных достопримечательностей Мурманска - не так давно был открыт для посещения стоящий здесь с 1989 года атомоход "Ленин".
33.
Я неважный знаток флота и судостроения, могу сказать только, что атомный ледокол "Ленин", разработанный и построенный в 1950-е годы в Санкт-Петербурге - первое в мире надводное судно с атомным двигателем.
Он стоит прямо у одного из пирсов морвокзала - они явно не пользуются повышенным спросом: пассажирское судоходство за последние десятилетия тут упало практически до нуля.
Осмотр - только с экскурсией, но сеансы регулярные и для всех желающих.
Желающих летом 16 года было как где-нибудь на Золотом Кольце.
34.
Экскурсия не очень длительная, содержимое корабля, его масштабы и интерьеры успевают впечатлить, но подробно всё не осмотришь.
35.
Кают-компания, больше похожая на зал заседаний:
36.
Каюта:
37.
Капитанский мостик:
38.
Учебный класс:
39.
Машинное отделение (?):
40.
Кажется, я никогда не был внутри корабля таких размеров.
Немного кафкианские коридоры:
41.
Сделали интерактивный музейный зал, посвящённый Арктике:
42.
Впечатляет отделка и масштабы - видно, что ни на чём не экономили.
Есть ассоциация с космическим кораблем - всё-таки есть у дальней Арктики что-то общее с межпланетным пространством.
Мне кажется, для судолюбителей (или кораблелюбителей) вполне оправданно ехать в Мурманск чисто ради "Ленина".
43.
С севера к Морскому вокзалу примыкает угольный терминал, который так хорошо
видно с сопки Зелёный Мыс.
44.
45.
Кроме грузового порта и морского вокзала, в портовой промзоне есть свой небольшой судоремонтный завод.
46.
И рыбный порт с рыбокомбинатом - по слухам, последний практически простаивает. Говорят, российская бюрократия такова, что русским морякам проще разгрузиться и продать пойманную рыбу в соседней Норвегии.
47.
С другой стороны, вот
здесь заявляют о 15%-процентном росте перевалки рыбы. В итоге мурманский порт только за декабрь минувшего года переработал 22 тыс. тонн рыбной продукции. Хотелось бы, конечно, чтобы рыбная промышленность шла в русле успехов сельского хозяйства в целом.
На этой обнадёживающей ноте прервусь - чтобы вскоре вернуться и рассказать вам, наконец, про центр Мурманска.