В Мурманске хорошие и широкие дороги - при том, что рельеф в городе крайне пересечённый.
2.
По российским меркам, по крайней мере.
3.
И Мурманск вытянут на несколько десятков километров, что создаёт повышенную нагрузку на главную продольную магистраль.
4.
Да и мурманчане - народ совсем не бедный, и машин в городе немало (Мурманская область со своими 320 автомобилей на 1000 жителей входит в первую двадцатку регионов России).
5.
Парадные советские проспекты, мурманской ширины они достигают далеко не в каждом городе-миллионнике.
6.
Плюс довольно активное дорожное строительство в последние десятилетия.
7.
Мост через Кольский залив 2005 года - до сих пор самый длинный автодорожный мост за Полярным кругом.
8.
Восточная Объездная дорога - вроде бы единственная скоростная автодорога за Полярным Кругом - была модернизирована до современного состояния в последние несколько лет; как и полагается при таком статусе, автострада снабжена развязками.
9.
Но подозреваю, что непрекращающаяся убыль населения снижает гипотетическую плотность автомобилей на мурманских дорогах.
10.
Как результат, Мурманск - редкий российский крупный город, где практически не пробок; опять вспоминается Минск.
Основой городского общественного транспорта остаётся троллейбус - привет Собянину!
11.
12.
Стоит ли говорить, что это самая северная троллейбусная система в мире, и вообще самый северный в на планете представитель городского электротранспорта.
13.
Троллейбусная сеть - это, по сути, одна "стволовая линия", проходящая через весь Мурманск, почти от Росты до Южного Нагорного, и разветвляющаяся только в центре города.
14.
15.
В целом линия повторяет городскую планировку: практически вся она проходит по главной улице города - от Кольского проспекта до проспекта Героев-Североморцев.
16.
В центральной части троллейбусная магистраль раздваивается: восточная ветвь проходит по главному проспекту Ленина, мимо парадной застройки и Пяти Углов.
17.
А западная ветвь пролегает по улице Шмидта, поближе к порту и вокзальному транспортному узлу.
18.
19.
Две ветви-линии проходят буквально на расстоянии квартала-двух друг от друга.
20.
Забавно, что движение общественного транспорта по улице Шмидта более оживлённое, чем по проспекту Ленина; при том, что именно проспект Ленина - однозначная главная улица Мурманска.
21.
Дело в том, что улица Шмидта проходит мимо Привокзальной площади с железнодорожным и автовокзалом; соседство двух таких объектов уже означает практически максимальный для любого провинциального города спрос на перевозки.
22.
Ещё в центре Мурманска есть короткая северо-западная линия по улице Карла Либкнехта, с конечной над угольным терминалом порта.
23.
Восточная линия, поднимающаяся от проспекта Ленина обходным путём в жилой район Новое Плато.
И юго-восточная линия в Больничный Городок.
24.
Интересно, что первая линия мурманского троллейбуса, движение по которой было открыто в 1962 году, включала в себя второстепенные сейчас линии по Карла Либкнехта и на Больничный Городок.
25.
В 1987 г. троллейбус пошёл не только на юг и на север, но и на восток города - была открыта линия на Новое Плато, кружным путём поднимающаяся из центра города.
26.
По сути, пока это последнее расширение троллейбусной сети - если не считать служебную троллейбусную линию к депо №2 на проезде Ивченко.
Перед подъёмом на Зелёный Мыс западная центральная троллейбусная линия, так сказать, воссоединяется с восточной.
27.
Наверх, в северную часть города, троллейбус запустили к середине 1970-х годов - вместе со 2 троллейбусным депо.
28.
Ещё одно отклонение главной троллейбусной линии от основной городской магистрали - на крайнем юге Мурманска, за Горелой горой и сопкой "на Беринга" (Южное Нагорное).
29.
В южную часть города (ул. Щербакова) троллейбус пришёл в 1977 г.
30.
Но до современной южной конечной (улица Героев Рыбачьего) линию дотянули только в 1988 году.
31.
Троллейбусы в Мурманске курсируют по 5 маршрутам.
32.
И при этом два депо, то уже о многом говорит.
33.
Несмотря на скромный показатель протяжённости троллейбусных линий (27 км, это 54-е место в стране), мурманская троллейбусная сеть соединяет все основные точки притяжения в городе.
34.
Соответственно, городской троллейбус очень востребован: в сутки перевозится около 120 тыс. человек (17-е место среди российских троллейбусных систем по этому показателю), это порядка 40% всего населения города (!).
35.
36.
Основной изъян городской троллейбусной сети, самый крупный не охваченный троллейбусным транспортом район - это Восточный, он же Скальный - тот самый, который так живописно нависает над центром города. Он вроде бы недалеко, но прямой дороги нет - слишком крутой уклон, и транспорт ходит в обход.
Хотя способность троллейбуса одолевать крутые подъёмы меньше трамвайной, но на больших уклонах троллейбусный транспорт эффективнее автобусного.
Другой крупный район, не обеспеченный электротранспортом - это Роста на крайнем северо-западе, за северной троллейбусной конечной "улица адмирала флота Лобова".
37.
Неоднократно возникали планы пуска троллейбуса в этот район; говорят, что главное препятствие - переезд через электрифицированную железнодорожную линию Мурманск - Ваенга/Североморск.
Это вполне похоже на правду: пересечение контактных сетей железной дороги и троллейбуса на одном уровне технически довольно сложно организовать.
Линия в Росту дала бы первый прямой выход троллейбусного транспорта напрямую в промзону (завод "Севморпуть") - не считая линии по центральной улице Шмидта, которая только железнодорожной линией отделена от портового промышленного района.
38.
Да, ещё одна особенность мурманской троллейбусной сети - что вся она расположена в жилых районах, нет привычной советской функции "подвоза рабочих на заводы".
39.
Впрочем, даже в советское время промышленность в Мурманске никогда не играла такой роли, как в среднем отечественном областном центре, не говоря уже о постсоветском времени.
40.
Возможно, что изначальный приоритет связи центра и окраин в работе мурманского троллейбуса - один из дополнительных факторов, определяющих сохраняющуюся ведущую роль этого вида транспорта в городе.
41.
Кроме того, прямо-таки напрашивается строительство троллейбусной линии по улице Карла Маркса, которая соединила бы по кратчайшему пути линию на Новом Плато и непосредственно центр города.
42.
Подвижной состав - в основном почтенного возраста машины.
43.
Большая часть - старые добрые ЗиУ-682 - их 59, если считать постоянно эксплуатирующиеся; а всего в Мурманске в среднем выходят на линии около 100 троллейбусов ежедневно.
44.
Модных экземпляров - таких, как ТролЗа "Мегаполис" - всего несколько штук:
45.
Это к тому, что деньги - далеко не единственное и иногда даже не главное условие того, чтобы транспортная система эффективно работала и даже как-то развивалась.
46.
Троллейбусы в Мурманске курсируют с очень достойными интервалами: ждать не приходится.
47.
Тут Мурманск обогнал и родную первопрестольную столицу, и северную столицу, напомнив мне Белоруссию (там, правда, подвижной состав поновее), или какой-нибудь волго-вятский город вроде Чебоксар.
48.
Существуют более-менее реальные планы расширения сети - на север, в Росту; говорят, что основное предприятие - наличие на этом участке железнодорожного переезда.
Троллейбус - это бÒльшая часть мурманского городского общественного транспорта.
49.
Но есть ещё 15 маршрутов автобусов, обслуживаемых машинами большой вместимости - в основном МАЗами и ЛиАЗами.
50.
Автобус в городе появился уже в 1934 году, но с 1960-х годов автобусный транспорт был оттеснён на вторую роль троллейбусным.
51.
Интересно, что в Мурманске был общественный транспорт и до автобуса - трамвай, только не электрический, а бензомоторный, гораздо более редкий вид городского общественного транспорта.
Пожалуй, это было главным наследием интервенции Антанты в Мурманске: линия, соединяющая вокзал, центр города и угольный терминал рядом с Зелёным Мысом, была запущена в 1918 году, в период оккупации города союзными державами. Строго говоря, изначально это была узкоколейная железная дорога, строившаяся и использовавшаяся в военных целях.
А потом, после наступления мирного времени, эта железная дорога стала использоваться для пассажирских перевозок.
Но вернёмся к современности.
52.
Итак, в Мурманске 15 городских автобусных маршрутов, из которых два - фактически, пригородные (до посёлка Абрам-Мыс на противоположном берегу залива и до Росляково севернее города).
53.
Есть ещё 25 пригородных (не входящих в состав городской транспортной системы) маршрутов, в меньшей степени интегрированных в городскую транспортную систему; собственно, пригородные маршруты Мурманской агломерации - это бóльшая часть междугородних автобусных маршрутов Мурманской области: всё-таки здесь проживает около половины населения региона.
54.
Но, так как автобусы и троллейбусы ходят исправно и часто, то нет ощущения, что на маршрутки уходит весь пассажиропоток; их роль в Мурманске близка к той, которая должна быть - они дополняют городскую транспортную систему, обслуживая "избыточный" пассажиропоток, повышая гибкость маршрутной сети и повышая её удобство для пассажиров.
55.
Как и полагается в сбалансированной транспортной системе, троллейбусы обслуживают наиболее загруженные транспортные коридоры, а автобусы - второстепенные направления.
56.
Логично, что наиболее важную роль этот вид транспорта играет в обеспечении связи с крупными спальными районами, не обеспеченными троллейбусами - Скальным/Восточным и Лостой.
57.
Другие транспортные коридоры, обслуживаемые только автобусами - портовый (вдоль Кольского залива севернее и южнее центра города), а также связки с ближайшими пригородами (Кола, Североморск) и отдалёнными районами города (за Кольским заливом и Росляково на полпути до Североморска).
Уникальный для России факт: мурманская автобусная система с 2014 года организационно входит в состав троллейбусного предприятия (ОАО "Электротранспорт").
А основная функция 4 автобусных маршрутов - подвоз жителей отдалённых районов к троллейбусным линиям (!).
Можно замахнуться на лучшие образцы мировой транспортной практики и заявить, что в Мурманске имеет место транк-фидерная транспортная сеть, т.е. маршруты городского общественного транспорта разделены на магистральные и подвозные (по
мурманской терминологии - "довозочные"), что делает эффективнее работу всей транспортной системы в целом.
В России такое оптимальное и двухступенчатое устройство транспортной системы я припоминаю только в городах с метрополитеном, да и то не во всех.
58.
Впрочем, есть и исключения в таком "разделении труда": по основной магистральной линии север-юг троллейбусные маршруты с интенсивным движением на значительном протяжении дублируются автобусным маршрутом с почти столь же интенсивным движением, который, к тому же, доходит на севере до района Роста, который не обслуживается троллейбусным транспортом.
59.
Впрочем, и автобусы, и троллейбусы на этой линии неизменно пользуются спросом у пассажиров, так что можно сказать, что автобус помогает троллейбусу справляться с большим пассажиропотоком в наиболее напряжённом пассажирском транспортном коридоре Мурманска.
60.
И остановки в Мурманске что надо, с ларьками - и даже с маршрутными табличками, что не в каждом даже крупном российском городе увидишь.
61.
Кроме того, в Мурманске есть ещё и маршрутки - 13 линий (чтобы не говорить "маршрутов":)) - насколько я помню, все они обслуживаются импортными микроавтобусами.
62.
Как и полагается маршруткам, они в основном дублируют линии крупномасштабного общественного транспорта.
63.
"Самостоятельными", не имеющими автобусных/троллейбусных аналогов являются лишь 4, ещё 3 идентичны "настоящим" маршрутам городского общественного транспорта на большей части их протяжёния, или являются их сокращённой версией.
64.
Главное слабое место Мурманска транспортного - то, что почти никак не используется для пассажирсих перевозок местная железнодорожная инфраструктура.
65.
Магистральный ход железной дороги проходит через весь город, параллельно заливу, по границе города и порта, соединяя большую часть городских районов - но электричек тут только одна пара в сутки, и не каждый день.
Кроме того, велик потенциал электрички как связки города с некоторыми пригородами (прежде всего Колой).
Только на сегменте, по которому есть движение этого пригородного поезда, в городских границах находятся, помимо железнодорожного вокзала, ещё 5 станций электрички.
А ведь есть ещё линия на Ваенгу (Североморск) без пассажирского движения, продолжающая магистральную Мурманскую железную дорогу на север.
66.
Судя по количеству остановочных пунктов, когда-то железная дорога использовалась - или её предполагали использовать - в том числе и как внутригородской транспорт.
67.
Конечно, дополнительные препятствия сколько-нибудь частому пассажирскому сообщению по железной дороге создают интенсивные грузовые перевозки, без которых не может нормально функционировать мурманский порт.
68.
И, пожалуй, прекрасный траффик на мурманских дорогах - если уровень пробок низкий, то необходимость городского/пригородного пассажирского железнодорожного сообщения обосновать гораздо сложнее.
Про развал пригородного железнодорожного сообщения в регионе я писал в посте про
Мурманскую область - и по области, несмотря на развитую железнодорожную сеть с высокой долей электрификации, практически все перевозки выполняются автобусами - тем более, что отправляются они оттуда же, от Привокзальной площади.
69.
Всего Мурманск соединяет с более-менее отдалёнными районами региона 19 междугородних автобусных маршрутов, а вот межрегиональных маршрутов нет.
На дальнемагистральных направлениях конкуренцию железной дороге создаёт только авиация - всё-таки очень далеко от всего расположена Мурманская область.
70.
Другое дело, что всё международное сообщение из Мурманска (финский Рованиеми и норвежский Киркенес) - это автобусы: железной дороги в ближнее зарубежье просто нет.
Как известно, Мурманск стоит на берегу длинного и узкого Кольского залива, вдающегося в материк на десятки километров. Город весь расположен на восточном берегу, но на другой стороне есть всякие отдалённые и обособленные районы, по сути дела посёлки в составе города.
Вплоть до 2013 г. через залив существовало регулярное пассажирское водное сообщение - знаменитый Мост через Кольский залив на самом деле расположен в 2 километрах от южной оконечности этого водного объекта.
И даже после постройки этого моста в 2005 году путь из центра города в Абрам-Мыс, самый крупный посёлок на западном берегу - это 21 километр и без малого час на автобусе.
71.
Но, так или иначе, в 2013 г. катер от мурманского Морского вокзала до Абрам-Мыса повторил судьбу большей части российских водных сообщений, и теперь единственный пассажирский водный транспорт из Мурманска - это дальнемагистральный теплоход "Клавдия Еланская" вокруг Кольского полуострова.
72.
Развитой общественный транспорт в Мурманске сочетается с, повторюсь, высокой автомобилизацией.
И какой автомобилизацией: внедорожники и пикапы, что вполне понятно, учитывая, с одной стороны, относительное благосостояние мурманчан, и, с другой стороны, просторы региона и развитость местного туризма.
73.
Дороги в Мурманской области, конечно, хорошие, но и они не бесконечны и не охватывают всё.
А вот ещё один плюс Мурманска как города - как ни странно, хорошие продукты и общепит.
74.
Даже мне, как путешественнику, обращающему внимание на эту сторону жизни в послкдеюю очередь, бросилось в глаза: недорогой и неплохой местный фастфуд, много европейской еды ("Евроопт") - тоже не слишком обременительной для кошелька.
На этой приятной ноте и закончим про Мурманск как про город.
75.
В следующих сериях - про районы.
76.
Продолжение рассказа про Мурманск - по географическому признаку.