Есть у Мурманска огромное достоинство, никак не связанное со средой, инфраструктурой, вниманием властей, благосостоянием населения и тому подобными бренными вещами.
2.
Это местный рельеф.
3.
И вода, конечно - без воды даже такие изгибы ландшафта были бы далеко не такими зрелищными.
4.
После Русской равнины здешний, совсем неплоский ландшафт выглядит как что-то совершенно экзотическое.
5.
Сопки, озёра, Кольский залив-фьорд - в таких условиях почти всё что угодно будет смотреться живописно.
С другой стороны, как известно на многих российских примерах, какой угодно ландшафт можно сильно испортить плохим планированием и хаотичной застройкой: самый явный пример - Петропавловск-Камчатский, где я не был, но тут релевантен и Владивосток, где я
был.
6.
Но в Мурманске планировка города очень удачно учитывает все особенности рельефа.
7.
И это в советском городе, где, как правило, складки местности старались просто не замечать, и они либо поглощались городом без следа, либо оказывались вне городской среды, и превращались (в лучшем случае) в пустыри, (в худшем случае) в свалки.
8.
А в Мурманске улицы идут траверсом по склонам, спускаются и поднимаются, вниз-вверх.
9.
Огибают особенно резкие возвышенности, спускаются в долины и плавно поднимаются на перевалы.
10.
И дома, особенно ближе к периферии, развешаны по склонам, соединены лестницами и пешеходными спусками - есть настоящая пешеходная инфраструктура, что тоже довольно-таки редкость.
11.
С каждого второго поворота - новый вид.
12.
Горная порода на поверхности - это же почти экзотика для нашего привычного к равнине взора.
13.
И столько воды - в самых разных формах.
14.
Город карабкается на склоны, обтекает сопки, спускается в долины.
15.
Мурманск растянулся на 20 километров вдоль восточного берега Кольского залива - при том, что ширина города не превышает 5 километров, и почти отовсюду видны лесистые и невысокие горы.
16.
Тем более, что другой берег узкого - примерно километр - залива почти не застроен; там только отдельные посёлки-районы при портовых участках.
17.
Три главные оси города: главная улица (Кольский проспект - проспект Ленина - улица Челюскинцев - проспект Героев-Североморцев), магистральная железная дорога, нижняя автодорога (Прибрежная дорога - Подгорная улица - улица Шмидта - улица Челюскинцев - улица Карла Либкнехта - Нижне-Ростинское шоссе).
18.
Мурманск легко делится на три основные части, разделённые крупными сопками - Север (включая Росту, наверху за сопкой Зелёный Мыс), Центр и Юг (южнее сопки на Беринга и долины Уюта).
19.
Как видно, Центр - самая массивная часть города.
20.
Ближе к Кольскому заливу - промышленная портовая застройка, и сам порт.
21.
Дальше, за железной дорогой - сам исторической центр, пара десятков кварталов неоклассицистической застройки ("сталинский ампир").
22.
А ещё восточнее - те самые "висячие микрорайоны" на крутом обрыве, над мурманским старым городом.
23.
На севере и на юге Мурманска рельеф не такой пересечённый, как внутри центральной/срединной части города, но тоже ничего:
24.
Север города - самая высокая часть города, и одновременно самая индустриальная (две промзоны), и самая рекреационная (Семёновское озеро), и самая монументальная ("Алёша").
25.
Мурманск сложно назвать индустриальным городом, особенно по сравнению с такими моногородами региона, как Мончегорск или Оленегорск. Местная промышленность - это либо связано с портом и обслуживанием флота, либо с нуждами города (электроэнергетика, пищевая отрасль).
26.
В постсоветские годы больше всего пострадала рыбопереработка - по горькой иронии судьбы, центр сказочно богатого рыбой региона остался практически без собственной рыбной промышленности.
27.
Но, тем не менее, рыбная промышленность остаётся важной отраслью местной экономики; впрочем, на первый план скорее выходит порт и судоремонтная промышленность, в первую очередь - связанная с оборонкой.
Так что, как это часто бывает в приморских городах, основная мурманская промзона - она вдоль моря, между берегом Кольского залива и железной дорогой.
28.
Кроме порта, там можно найти ещё Мурманскую ТЭЦ, работающую на мазуте - с этим связан такой грозный цвет дыма из трубы.
29.
Что касается достопримечательностей - я не буду утверждать, что город богат ими.
30.
Но в Мурманске определённо есть что посмотреть - кроме приятной планировки, городской среды и живописного рельефа, сопок вдоль фьорда.
31.
Это и послевоенная сталинская застройка (пусть и в несколько усечённом виде), и музей-атомоход "Ленин", и сопка Зелёный Мыс с памятником Алёше, и Феодоритовское подворье.
32.
Юг Мурманска отгорожен от центральной части города Горелой горой и сопкой "на Беринга", и из-за этого его можно принять за отдельный город.
33.
Самый "спальный" и, в целом - наименее интересный район города.
34.
С южной частью города практически сливается старая Кола, сейчас ставшая мурманским городом-спутником - между югом Мурманска и Колой расстояние меньше, чем между югом и центром Мурманска.
35.
Так как Кола, в отличие от самого Мурманска, город по-настоящему исторический, тут можно найти настоящее архитектурное наследие - но об этом подробнее в посте, посвящённом этому городу.