У самой границы Алтая и Казахстана, среди однообразных степных просторов и ленточных боров, где немногочисленные города и многочисленные сёла одинаково невыразительны и похожи друг на друга, и только встающие на юго-востоке горы вносят некоторое разнообразие, в широкой и неглубокой долине медленного Алея раскинулся город Рубцовск. Как и
Алейск, Рубцовск - это прямоугольные кварталы вдоль реки и железной дороги, здесь этих кварталов в несколько раз больше, чем в Алейске; Рубцовск - это прямоугольник размером 10 на 5 километров.
Здесь, в степи, где даже крупные города формировались поздно, и не могут, как правило, похвастаться архитектурными ансамблями 1930-х - 1950-х годов (так называемыми соцгородами), характерными практически для всех городов такого масштаба Европейской России, сформировался такой ансамбль, один из крупнейших и, на мой взгляд, самый цельный в Алтайском крае.
2.
В
Барнауле послевоенной сталинской архитектуры тоже немало, но город сформировался и вырос в дореволюционное годы, и эти здания в меньшей степени формируют его "лицо", фасад. А в
Бийске, который рос и индустриализировался в одном время с Рубцовском, и похожим образом - там ничего подобного нет, и массовое строительство/советские районы в городе представлены одними хрущёвками и брежневками.
Так что Рубцовск стоит здесь особняком, основная причина этого - дошедшая сюда военная эвакуация; впрочем, как свидетельствует пример Бийска, кроме самой эвакуации и промышленного развития важно было внимание советских планировщиков и управленцев.
3.
Хотя Рубцовск был основан ещё в XIX веке Михаилом Рубцовым, переселенцем из Самарской губернии - редкий случай, когда дореволюционная российская история сохранила имена таких людей - развивался он примерно как соседний
Алейск.
Железнодорожная станция на Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали, посёлок при станции, центр переработки местного сельскохозяйственного сырья. Уже в 1927 году Рубцовск получил статус города - первый после революции на Алтае; но новая жизнь наступила здесь в военные годы, когда сюда были эвакуированы Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения и знаменитый Харьковский тракторный завод.
На их базе стало развиваться местное сельскохозяйственное машиностроение - "Алтайсельмаш" и Алтайский тракторный завод; последний вскоре вышел на одно из первых мест в СССР по объёму производства в своей отрасли. Чуть позже к последнему прибавилось вспомогательное производство - АЗТЭ (Алтайский завод тракторного электрооборудования). С заводами в Рубцовске появился и свой соцгород. Говоря точнее, соцгородов здесь два - по числе градообразующих предприятий, но основной, центральный один - соцгород Алтайского тракторного завода.
4.
Конечно, освоение целины не могло обойти стороной и город машиностроителей, пищевая промышленность в городе развивалась не сильно медленнее, чем производство тракторов, о чём свидетельствует огромный элеватор у железнодорожной станции.
5.
В те годы население города росло темпами до 5% в год, уже к концу 1950-х годов оно перешло рубеж в 100 тысяч человек; Рубцовск стал третьим городом края.
Всё это великолепие и рост продолжались до 1990-х годов, когда постсоветские структурные перестройки в экономике очень больно ударили по машиностроению и сельскому хозяйству, и вдвойне болезненно - по сельскохозяйственному машиностроению, особенно настолько удалённому от центра и основных рынков сбыта (несмотря на все аграрные распаханные пространства на сотни километров вокруг).
6.
Город быстро превратился в депрессивный моногород - хотя градообразующих предприятий здесь было два, они относились к одной отрасли и испытывали одни и те же проблемы.
К концу 2000-х производство и на "Алтайсельмаше", и на Алтайском тракторном заводе полностью прекратилось; на втором была создана компания "Алтай трактор", также производящая тракторы, но в значительно меньшем размере.
Из живых промышленных предприятий - прежде всего предприятия пищевой отрасли, а также филиал новоалтайского "Алтайвагона"; впрочем, последний после 2014 года, судя по всему, чувствует себя не очень. Также на площадке РМЗ (Рубцовского машиностроительного завода) нижнетагильский "Уралвагонзавод" пытается что-то производить, но не очень понятно насколько успешно.
А город выжил, кажется, в основном благодаря торговле и вообще сфере услуг; торговля послужила дополнительный стимул к развитию с появлением в 30 километрах от Рубцовска российско-казахстанской границы.
По ощущению - город живёт, я бы не назвал его откровенно депрессивным; в том же Бийске, несмотря на весь
горноалтайский турпоток, ощущение мрачнее.
7.
Впрочем, Рубцовск не назовёшь и особенно процветающим - но после Барнаула он показался мне самым живым городом края.
8.
Да, несмотря на всю торговлю и сферу услуг, чувствуется, что Рубцовск небогатый - например, такое количество старых автомобилей редко увидишь в 100-тысячном городе:
9.
Местами ощущается машина времени:
10.
11.
Состояние городской среды приемлемое, основные дороги в основном относительно хорошие - но вместо тротуаров даже в центре города может встретиться вот такая пыльная/грязная обочина.
12.
Ну асфальт местами пропадает на второстепенных улицах:
13.
А такими дворами за пределами Москвы вообще нигде не удивишь:
14.
Но капитальная советская застройка, особенно 1950-х годов, формируют узнаваемый и эстетичный, несмотря на всю неухоженность, облик города.
15.
16.
Логично, что население города стало сокращаться с ухудшением социально-экономической обстановки; в целом оно уменьшилось почти на 16% с максимума (173 тысячи человек) в 1991 году.
17.
Это максимальный показатель среди крупных городов региона; впрочем, как и в Бийске, в последние годы наблюдается тенденция замедления уменьшения численности населения или даже стабилизация численности населения города на уровне 146-147 тысяч человек.
18.
19.
Как я уже писал выше, Рубцовск представляет собой прямоугольник, вытянутый вдоль реки Алей и железной дороги.
20.
Примерно одна пятая срединной части города, между железной дорогой и рекой - это многоквартирные дома, на юге - промзона "Алтайсельмаша". В северной части западной, залинейной/завокзальной части города - полумёртвая промзона Алтайского тракторного завода;
21.
на самом севере - живая промзона "Алтайвагона".
И живая промзона пищевой промышленности:
22.
На северо-западе, за ТЭЦ - 4 рубцовские колонии; в одной из них (ИК-5) сидел только что с четырёхдневным опозданием освобождённый
Ильдар Дадин.
Всё остальное, в том числе обширные городские жилые районы за вокзалом - это частный сектор, что характерно для в значительной степени аграрного Алтайского края.
23.
В целом, территория города чуть ли не на 90% - частный сектор, и даже многоэтажные кварталы часто "разбавлены" частной малоэтажной застройкой, особенно в центральной части города; в общем, для территориальной структуры Рубцовска характерно преобладание малоэтажной застройки и большая мозаичность.
24.
Ещё одна особенность территориальной структуры Рубцовска - это его полицентричность, на самое обычное явление в нашей централизованной стране.
Это можно объяснить тем, что вплоть до 1967 года у города не было единого генерального плана развития, проектированием занимались никак не координирующие свою деятельность различные проектные организации; между тем, именно в предшествующие 1967 году два десятилетия сформировалась основная часть Рубцовска. Полицентричностью и отсутствием централизованного планирования (в стране плановой экономики) можно объяснить тот факт, что в городе нет центрального парка, и вообще сколько-нибудь крупных городских зелёных зон.
Как и в целом в городах Алтайского края, в Рубцовске совсем немного парков. Их 9 штук, и все маленькие; тут нет обычного для советского города единого главного Парка культуры и отдыха. Его функцию отчасти берёт на себя парк Кирова, расположенный недалеко от железнодорожного вокзала, на юге исторического центра. Но он закладывался в 1930-е годы, ещё до индустриализации Рубцовска, и явно не соответствует потребностям 150-тысячного города. А так - есть небольшие парки районного масштаба, и почти все они сосредоточены в центральной части города; только один расположен западнее железной дороги (залинейная часть).
Можно выделить четыре рубцовских центра; они нанизаны на проспект Ленина - главную городскую улицу, тянущуюся почти через весь город с севера на юг на 8 километров.
25.
Есть самый представительный центр на севере, ближе всего к географическому центру города - площадь Ленина, соцгород Алтайского тракторного завода; эту часть города я изучил лучше всего.
26.
27.
Именно здесь находится главная из трёх городских площадей:
28.
Угадайте, как она называется?
29.
Главное здание на площади - ДК Алтайского тракторного завода 1956 года постройки - далеко не самое красивое: классическая "постсталинская" архитектура:
30.
На площади фонтаны - простенькие, но со вкусом покрашенные:
31.
Ещё в городе есть два фонтана - у железнодорожного вокзала и у торгового центра "Проспект" на проспекте Ленина, южнее соцгорода "Алтрака".
Ближе к западному краю северного соцгорода проходит улица Комсомольская - не такая главная и парадная, как проспект Ленина, но самая оживлённая в этих местах:
32.
На ней находится, кажется, самое красивое здание в городе - ДК Молодёжи (сейчас здесь расположен театр кукол Брахмана):
33.
Южнее находится торговый/транспортный центр - это кварталы восточнее железнодорожного вокзала; кроме самого железнодорожного вокзала и автостанции, это Центральный рынок и множество магазинов. Как всегда, бросается в глаза жёлто-зелёная "Мария-Ра":
34.
Кажется, "Мария-Ра" совмещает в Алтайском крае роли самого распространённого магазина ("Магнит", "Дикси" и "Пятёрочка" в одном лице) и Сбербанка (всегда самые безвкусные и уродующие городской пейзаж здания).
В этом районе - буйство рекламы и маленьких магазинчиков, удивительное даже для богатого на такие вещи Алтайского края.
35.
Тут мне и пришло в голову, что лишившийся обоих градообразующих предприятий Рубцовск выживает за счёт третичного сектора и малого бизнеса.
36.
Есть реклама и посолиднее - вот, например, баннер рубцовского филиала главного регионального ВУЗа со смешной аббревиатурой:
37.
Застройка торгового и транспортного центра - в основном позднесоветская/брежневская.
38.
39.
Эту часть Рубцовска я видел частично, прошёл транзитом. Именно до Центрального рынка меня подвезла попутная машина со стороны Барнаула и Алейска, из Поспелихи.
К сожалению, так и не увидел здания железнодорожного вокзала - судя по фотографиям, это один из самых удачных представителей "новоалтайского" архитектурного стиля, знакомого мне по Барнаула и по вокзалам
Славгорода и
Бийска.
Тут могу отослать вас к
посту Варандея, который, в отличие от меня, был на вокзале, и вообще осмотрел город несколько более полно, чем я.
Торговый и транспортный центр смыкается/перетекает в исторический центр - остатки дореволюционного села Рубцово со старыми деревянными домами и кафедральным собором архистратига Михаила.
40.
Где-то тут, на историческом участке проспекта Ленина, находится и городской краеведческий музей.
Этот центр я видел только из окон троллейбуса и у моста через Алей на Змеиногорском тракте, когда уезжал из города.
Алей - очень длинная (почти 900 километров), медленная и не очень полноводная река.
Не так далеко от Рубцовска она выходит из предгорий Алтайских гор, течёт при этом на запад, а потом как будто натыкается на невидимую преграду и следующие сотни километров течёт строго на северо-восток, параллельно Барнаульскому ленточному бору.
Кажется, в Рубцовске она наиболее полноводная - во всяком случае, в Алейске она кажется меньше; настоящая степная река:
41.
Есть, наконец, и четвёртый городской центр - соцгород завода "Алтайсельмаш", расположенный на юге срединной части Рубцовска. Он самый нецентральный из всех - если основной центр, соцгород Алтайского тракторного завода, после упадка и фактической смерти градообразующего предприятия сохранил своё значение за счёт центрального положения и различных базирующихся там общественных учреждений, то южный соцгород сейчас, фактически, стал периферией, сохранив при этом свою архитектуру и относительную композиционную целостность.
Эту часть города я упустил совсем, отсылаю вас к
посту рубцовчанки
lastochkanata, в журнале которой вообще можно узнать массу интересного о Рубцовске.
В заключение наша традиционная рубрика - транспорт.
Как я уже говорил, я не посетил железнодорожный вокзал Рубцовска - в город я как обычно приехал автостопом, времени было в обрез (часа 3), и до вокзала я не дошёл.
42.
Общая ситуация с междугородним транспортом в Рубцовске несколько отличается от типичной для городов
Степного Алтая картины; в то же время, она более обычна для современного российского города. Здесь меньше значение железнодорожного транспорта и больше значение автобуса - железная дорога неэлектрифицированная, станция неузловая, от ближайшего железнодорожного узла Веселоярск (станция Локоть) часть боковых линий разобрана, по единственной оставшейся (на казахстанский Усть-Каменогорск) движение минимальное. В общем, сообщение с окружающей местностью в основном автобусное/маршруточное - на Змеиногорск и северо-западные райцентры Алтайского края (Кулунда, Славгород) это единственный вариант, на казахстанские Усть-Каменогорск и Семипалатинск это дешевле и быстрее чем по железной дороге. Ещё один фактор, благоприятствующий развитию автобусного транспорта здесь - это хорошие дороги; этим Рубцовск отличается от того же Славгорода, где положение похожее, но дороги хуже. Трасса А322 (Новосибирск - Барнаул - Рубцовск - Семипалатинск - Алма-Ата - Ташкент) - одна из лучших дорог в регионе, ничуть не хуже идущего на Бийск Чуйского тракта, да и дорога на Змеиногорск более чем приемлема по качеству.
43.
И только на Барнаул существуют более-менее конкурентоспособные ускоренные пригородные дизель-поезда ("Просторы Алтая"), которые преодолевают 300 километров до краевой столицы за приемлемые 4.5 часа; это где-то на полчаса меньше, чем в среднем тратят рейсовые автобусы на преодоление этого расстояния. Дизель-поезда на Локоть/Веселоярск имеют в основном пригородное, местное значение; их два - один из самого Рубцовска, один транзитный из Алейска. Дальние поезда в Рубцовске все те же, что и в
Алейске - один сборный сибирско-среднеазиатский (вагоны Новосибирск - Ташкент, Новосибирск - Алма-Ата, Новокузнецк - Бишкек), один сибирско-казахстанский, соединяющий университетский
Томск с русскими городами Восточного Казахстана (Усть-Каменогорск, Риддер), и один местный западносибирский (Омск - Рубцовск).
Теперь о городском транспорте Рубцовска.
Как это обычно бывает в малых, средних и крупных (а иногда и крупнейших - больше 500 тысяч населения) провинциальных городах России, от городской автобусной сети здесь остались в основном маршрутки.
44.
В городе вроде как есть несколько муниципальных автобусных маршрутов, в основном обслуживающих обширные массивы частного сектора в залинейной, западной части города, и примыкающую с севера к ним промзону, а также не обеспеченный троллейбусом квартал многоэтажек на юго-востоке ("Домики").
Но я ни одного городского автобуса большой/средней вместимости в Рубцовске не видел.
45.
Зато в Рубцовске есть троллейбус; поизносившаяся, но живая и востребованная система.
46.
Большинство конкурентоспособных и пользующихся спросом троллейбусных систем России именно такие - старые ЗиУ-682 в окружении маршрутных "ГАЗелей".
47.
История троллейбуса в Рубцовске характерна для советского индустриального города: заводам нужен был надёжный вид транспорта для доставки рабочих в цеха; хотя в 1968 году центр вроде как выделил средства на строительство троллейбусной сети в городе, основной объём работ был выполнен именно Алтайским тракторным заводом и "Алтайсельмашем".
Система была введена в эксплуатацию в 1973 году, первая линия соединяла два завода, проходя через все четыре центра города.
В дальнейшем (2-я очередь, 1981 год) была построена ещё одна линия между теми же двумя заводами, проходящая по параллельным улицам и один раз пересекающая первую линию. Это и определило конфигурацию сети, сохраняющуюся и сейчас - два маршрута с одной конечной, проходящие через всю срединную часть города; после 1981 года было лишь одно продление линий в 1985 году, не очень значительное.
48.
Общая протяжённость сети по оси улиц - немногим более 20 километров, это 61-е место в России по этому показателю. Сеть невелика, но, тем не менее, в небогатом на троллейбусы Алтайском крае она нет так уж сильно (в полтора раза) уступает сети 600-тысячного Барнаула.
Понятно, что после смерти обоих заводов направления и характер пассажиропотоков изменились, но троллейбус, судя по всему, смог приспособиться к переменам: теперь он соединяет не две промзоны с центром, а спальные районы на севере (Черёмушки) и на юге (посёлок или соцгород "Алтайсельмаша") с центром. Троллейбусная сеть по-прежнему охватывает основные городские узлы формирования пассажиропотока.
49.
В сутки городским троллейбусом пользуется около 40 тысяч человек, что не так уж мало для 150-тысячного города. Это 47-й показатель в стране - если сравнить с местом городского троллейбуса в рейтинге по длине линий, то видно, что востребованность рубцовской троллейбусной системы заметно выше среднероссийской.
50.
Как это часто бывает в регионах, троллейбус в Рубцовске даже влияет на городскую среду - так, в силу технических особенностей этого вида транспорта в первую очередь ремонтируют именно те улицы, над которыми висят троллейбусные провода.
51.
52.
Как видно, подвижной состав на рубцовском троллейбусе представлен не только ЗиУ-682 - например, здесь ещё есть машины такого экзотического для горожанина Европейской России производителя, как "Сибирский троллейбус" (Новосибирск):
53.
В заключение можно сказать, что пригородные дизель-поезда - по крайней мере, в прошлом - играли функцию внутригородского транспорта. Об этом свидетельствуют платформы в черте города - кроме собственно вокзала, станции Рубцовск, их три - все у крупных заводов.
Вот и всё о Рубцовске.
Следующая серия - заключительная в алтайском цикле - про старый город Змеиногорск.