Западный край Алтайских гор, окружённый степной холмистой равниной с трёх сторон.
2.
Невысокие ещё хребты только встают на восточном горизонте, но тут и там среди холмов видна то глубокая ложбина с озером, то скальные выходы.
Это Рудный Алтай - Урал на дальнем краю Сибири, в полутора тысячах километров от Уральских гор.
3.
Почему Урал? Алтайские горные заводы, где плавили руду, строились на несколько десятилетий позже, чем на Урале, но по уральскому образцу, и теми же Демидовыми, крупнейшими владельцами уральских заводов. Уральские и алтайские заводы работали как единая система: алтайский металл перевозился на Урал, где проходил дальнейшую обработку. И Колыванский хребет Алтая похож на Урал не только многочисленными рудными выходами, но и небольшой высотой и очертаниями вершин.
В начале XVIII века потребность России в металле резко возросла - петровская модернизация и экспансия на запад требовала армии, и, значит, железа. Началось горнопромышленное освоение Урала, где в 1701 г. были введены в эксплуатацию первые заводы.
Но реформирующаяся и стремительно меняющаяся страна требовала не только железа и стали для войны, но и серебра для торговли. Российская монетная система исторически испытывала дефицит серебра, которое приходилось завозить из-за рубежа, что не лучшим образом сказывалось на отечественном торговом балансе. Серебряные руды нашли на далёких окраинах империи - сначала в Нерчинск (Забайкалье), а потом здесь, на Алтае, на юго-восточной окраине Сибири, у границы с Великой Степью. В этих местах были обнаружены и медные руды, что тоже было совсем не лишним - из меди (как и из сплава меди с оловом - бронзы) же тоже делали монеты, только поменьше номиналом.
В 1726 году Акинфий Демидов, сын основателя династии и основателя уральских заводов Никиты Демидова, построил в Колывани первый завод; он был медеплавильным и использовал местные полиметаллические руды. Сейчас Колывань - это село в нескольких десятках километров от Змеиногорска, за невысоким хребтом; это один из самых глухих углов
Алтайского края - между
После истощения местных рудников в конце XVIII века здесь была основана камнерезная фабрика (знаменитые колыванские вазы), действующая и по сей день. Место удалённое, где сохранилось многое, и потому очень аутентичное; я туда не добрался, отсылаю к
репортажу Варандея.
А в 1735 году началась разработка Змеиногорского серебряного месторождения; руда отправлялась на все западносибирские сереброплавильные заводы, в том числе и на
Барнаульский завод, вокруг которого позже выросла столица Алтайского края. В отличие от того же Барнаула и Колывани, Змеиногорск никогда не был центром горного округа, но зато здешнее месторождение, видимо, было крупнейшим в своей отрасли на тот момент.
В 1750-е годы в Змеиногорске, на Караульной горе появилась крепость - Колыванов-Воскресенская укреплённая линия строилась вдоль южных предгорий Урала для защиты южносибирских рубежей империи от степняков и горцев
Как и на Урале, на Рудном Алтае изначально всё работало на воде - впрочем, в те годы другого массового привода для промышленности в России и не существовало. Металлургии в первой половине XVIII века не могло быть и без лесов под рукой - другого массового топлива тогда было не достать. Нужда в водных и лесных ресурсах делало положение заводов в горах особенно выгодным - ведь здесь есть перепады высоты, позволяющие устанавливать всевозможные водяные механизмы, и лес, растущий на склонах над бескрайней степью. В Змеиногорске, где поначалу осуществлялась не производство металла, а только добыча руды, особенно были важны водные ресурсы.
Тут не было паровых машин, как на Барнаульском заводе, но зато были изобретены и внедрены другие технические новшества - такие, как позволившие автоматизировать часть горных работ уникальные механизмы на водной тяге. После строительства местного сереброплавильного завода в начале XIX века в Змеиногорске была построена вторая (после петрозаводской - не смотрите на то, что написано на табличке на следующей фотографии) в Российской империи железная дорога.
4.
Забавно, что та железная дорога, проработав чуть ли не до революции 1917 года, закрылась, а сейчас в Змеиногорске этого вида транспорта нет - помимо курортной
Белокурихи, это единственный в Алтайском крае город без железной дороги.
В наше время это звучит странно, но в XVIII-XIX веках большая часть алтайского русского населения была сосредоточена в предгорьях от Змеиногорска до Бийска и вдоль Оби, при заводах и в окрестных сёлах. Алтайские степи стали массово распахивать и более-менее сплошняком заселять только в конце XIX века.
А змеиногорский рудник в XIX веке стал приходить в упадок, вскоре то же стало происходить с заводом; причины были примерно те же, что на Урале - истощение рудных и лесных ресурсов, малопроизводительный труд крепостных, делающий затруднительной конкуренцию с западными партнёрами. После отмены крепостного права производство и добыча стали здесь совсем невыгодными; к концу XIX века и завод, и рудник закрылись, Змеиногорск превратился во второстепенное купеческое село.
5.
С тех пор добыча полиметаллических руд несколько раз возобновлялась, но в очень небольших масштабах, пока в 1997 году рудник не был окончательно затоплен, потому что "прекратилась откачка воды".
Градообразующим предприятием стал ликёро-водочный завод; но собственно городом Змеиногорск стал только в 1952 году.
6.
Сейчас Змеиногорск - самый маленький город Алтайского края (10 тысяч человек населения), но тут и сейчас кое-что напоминает о былом величии.
7.
Прежде всего, это остатки старого рудника и горных выработок:
8.
Конкретно здесь виден сохранившийся вход в Екатерининскую шахту.
А на месте большей части дореволюционного горнодобывающего комплекса в советское время был устроен карьер:
9.
Змеиная гора, давшее название городу; говорят, что в её названии нет никакой тайны - просто много змей было на прогретых солнцем безлистных склонах.
10.
На вершине - триангуляционная вышка; нечасто увидишь такое в наши дни.
Выходы породы:
11.
В другую сторону - Нагорный пруд, тоже, судя по всему сохранившийся от завода.
12.
На берегу пруда - памятник Ермаку, перевезённый сюда из казахстанского города Аксу соседней Павлодарской области; этот город некогда назывался в честь знаменитого казака.
Центр города поднимается с северной стороны Змеиной горы от автостанции; там сохранилось несколько дореволюционных зданий очень уездного вида.
13.
Впрочем, большую их часть я так и не увидел.
14.
Лысоватые сопки, крыши частных домов.
15.
16.
Город кажется не то чтобы депрессивным, но выглядит глухим и далёким-далёким местом - особенно вечером выходного дня.
17.
18.
Очень контрастно смотрятся характерные для "новоалтайского" стиля яркие цвета:
19.
А в нижней части города - автостанция с циклопической надписью "Змеиногорск", и основные магазины.
20.
Конечно же, "Мария-Ра".
И стадион с олимпийской символикой:
21.
А солнце уже село, и меня ждал Восточный Казахстан.
22.