Алейск

Feb 26, 2017 03:38









Сферический алтайский город в вакууме.

3.


Степная равнина, градообразующий элеватор, градообразующая железнодорожная станция рядом с ним.

4.


5.


Центр торговли и обмена для всей сельской округи.

6.


Традиционно провожу параллели с Краснодарским краем - там тоже такая одноэтажная невыразительная аграрная глубинка, где станицы неотличимы от городов, а города от станиц - только с поправкой на менее суровый климат, более теплую погоду, гораздо более высокий уровень жизни и гораздо большую плотность населения.

7.


Наверно, самое большое внешнее отличие алтайской сельской глубинки от краснодарской сельской глубинки - это повсеместные деревянные дома на Алтае и почти полное их отсутствие на Кубани:

8.


Алейск, да простят меня его жители и любители, потрясающе невыразительный - не очень отличающийся от соседних сельских райцентров.

9.


Такая квинтэссенция русской глубинки, какой её видят многие жители столичных городов.
Можно даже сказать, что отличающийся в худшую сторону - в райцентрах благоустройства и ухоженности не больше, но там меньше общественных пространств и "городской среды", больше "ничейной территории", которую надо содержать, с чем в Алейске справляются не очень.

10.


Не совсем города Русского Севера с их бараками, обделяемые вниманием властей чуть ли не с 1930-х годов, но что-то похожее есть:

11.


Выразителен Алейск, наверное, только своими странноватыми раскрашенными памятниками:

12.


Да, исторически градообразующая здесь именно станция - в 1913 году при станции Алейская строящейся Туркестано-Сибирской железной дороги был основан одноименный поселок.
В те времена в этих аграрных краях не было никакого надежного и более-менее быстрого транспорта кроме железнодорожного, и станция быстро стала пунктом вывоза сельскохозяйственного сырья со всей округи.

13.


Логично, что здесь был построен крупный элеватор, который видно, кажется, за десятки километров.

К концу 1920-х годов Туркестана-Сибирская железная дорога дошла, наконец, до Туркестана, объемы железнодорожных перевозок через станцию Алейская росли, ну и объемы централизованной переработки сельскохозяйственного сырья в условиях коллективизации и тотального изъятия всего у крестьян тоже не уменьшались.
Уже посёлок городского типа Алейск стал городом в 1939 году.
Судя по демографическим показателям, город сравнительно безболезненно пережил постсоветские годы: население уменьшилось примерно на 5%, что вдвое меньше среднего по краю показателя. Сейчас в городе проживает 28.5 тысяч человек - 8-е место в регионе, среди городов меньше только Змеиногорск, Белокуриха и Яровое.

14.


Несмотря на то, что Алейск входит в перечень российских "моногородов с наибольшим риском ухудшения социально-экономического положения", градообразующая пищевая промышленность вроде вполне функционирует. Пищевая промышленность - это, собственно, элеватор и базирующийся на нём "Алейскзернопродукт" (мука, крупы, растительное масло); видимо, есть и своя пекарня - запах чувствуется за квартал.

15.


Ещё есть молочный комбинат и мясокомбинат - можно сказать, что в городе перерабатывают все виды производимой в Алтайском крае сельскохозяйственной продукции.

Железнодорожный вокзал остается самым красивым зданием небольшого и невзрачного провинциального Алейска.

16.


Безошибочно угадываются черты "сибирского модерна", характерного для вокзалов Алтайской железной дороги и начального участка Турксиба (Новосибирск - Семипалатинск).
Памятник, кажется, железнодорожному рабочему - как признание роли железной дороги в местной истории - и еще здание времен основания станции, правда, перестроенное:

17.


Подозреваю, что пассажирское значение железнодорожной станции за 100 лет заметно упала: прямо через Алейск проходит трасса А322 Барнаул - Рубцовск - Семипалатинск - (Алма-Ата) - (Ташкент), соединяющая краевую столицу с третьим городом региона и многочисленными юго-западными районами, и автобусов тут десятки в день.
Тем не менее, пассажирских поездов относительно много - небогатый Алтайский край позволяет себе поддерживать высокую по нынешним временам интенсивность пригородного железнодорожного сообщения.
Две пары пригородных в день с Барнаула до Алейской, и две пары ускоренных пригородных экспрессов до Рубцовска ("Просторы Алтая"), проходящих станцию транзитом.
А вот дальних поездов, подозреваю, в советское время было значительно больше: проходящая через город Туркестано-Сибирская железная дорога - основная связка между Сибирью и Средней Азией.

18.


Сейчас ПДСов осталось только 3 пары: один сборный сибирско-среднеазиатский (вагоны Новосибирск - Алма-Ата, Новосибирск - Ташкент, Новокузнецк - Бишкек), один соединяет Сибирь с Восточным Казахстаном, северо-восточная часть которого и сейчас остается русским регионом (Томск - Лениногорск, он же Риддер), и еще один местный западносибирский (Омск - Рубцовск).

19.


К южной стороне вокзала меня и подвезла попутная машина со стороны Усть-Калманки.
Несмотря на то, что основная часть Алейска находится на другой, северной стороне железной дороги, на южной стороне находится и местная автостанция.

20.


Путь в центр - через пешеходный мост.

21.


Как почти все степные, равнинные, и вообще как большая часть российских малых городов, Алейск имеет прямоугольную планировку, сориентированную по железной дороге (юго-запад - северо-восток).
Центральная часть города - прямоугольник со стороной в несколько кварталов - начинается где-то в квартале от железной дороги.

22.


Чуть ли не единственное примечательное городское здание за исключением железнодорожного вокзала:

23.


Похоже на поздний и перестроенный конструктивизм.
Примечательный знак в виде разноцветного каменного столба, точного значения которого я не помню.

24.


Судя по цвету, это приграничный столб, но до границы - даже до недавно появившийся казахстанской - здесь не одна сотня километров.
В Алейске по-алтайски много рекламы, даже немного больше, чем положено в этих местах.
На любых поверхностях:

25.


Самый центр - Городская площадь (так и называется), большую часть которой занимает огромный газон:

26.


Городской мини-парк с фонтаном:




Невысокие дома, много зелени; да, и много странных памятников:

27.


Ох уж эти дельфины с жутким энтузиазмом в подведённых глазах - не хуже чем биробиджанский медведь.
Хотя Алейску есть чем ответить и по медвежьей части:

28.


Жирные красные сердца - загс, наверное:

29.


Инфраструктура развлечений:

30.


Доска почёта - куда же без неё:

31.


Военный мемориал брежневского времени какой-то особенно шаблонный, в виде барельефов:

32.


Ближайшая улица, кажется, по-прежнему играет роль аллеи для парадов или каких-то шествий:

33.


А потом резко начинается торговая зона - Пионерская улица.

34.


Отсайдингованные двухэтажен с магазинами, медленно ползущая вереница машин вперемешку с людьми, худшее дорожное покрытие во всём городе (и в крае насколько я видел).

35.


36.


А потом центр обрывается, и в стороне от главных улиц вы найдете совсем аутентичное алтайское село:

37.


38.


Да, как и в прекрасном северном Каргополе, спальных микрорайонов из блочных/панельных пятиэтажек в Алейске я не нашёл. Только немного трехэтажек:

39.


Юго-западные спальные районы:

40.


Как это часто бывает у нас весь креатив и творческая мощь - в автобусной остановке:

41.


Вот такой алтайский город Алейск, не обессудьте.
А меня ждала трасса на Рубцовск.

42.


43.


Алейск, Сибирь, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, Алтайский край, большое путешествие

Previous post Next post
Up