Сферический алтайский город в вакууме.
3.
Степная равнина, градообразующий элеватор, градообразующая железнодорожная станция рядом с ним.
4.
5.
Центр торговли и обмена для всей сельской округи.
6.
Традиционно провожу параллели с
Краснодарским краем - там тоже такая одноэтажная невыразительная аграрная глубинка, где станицы неотличимы от городов, а города от станиц - только с поправкой на менее суровый климат, более теплую погоду, гораздо более высокий уровень жизни и гораздо большую плотность населения.
7.
Наверно, самое большое внешнее отличие алтайской сельской глубинки от краснодарской сельской глубинки - это повсеместные деревянные дома на Алтае и почти полное их отсутствие на Кубани:
8.
Алейск, да простят меня его жители и любители, потрясающе невыразительный - не очень отличающийся от соседних сельских райцентров.
9.
Такая квинтэссенция русской глубинки, какой её видят многие жители столичных городов.
Можно даже сказать, что отличающийся в худшую сторону - в райцентрах благоустройства и ухоженности не больше, но там меньше общественных пространств и "городской среды", больше "ничейной территории", которую надо содержать, с чем в Алейске справляются не очень.
10.
Не совсем города Русского Севера с их бараками, обделяемые вниманием властей чуть ли не с 1930-х годов, но что-то похожее есть:
11.
Выразителен Алейск, наверное, только своими странноватыми раскрашенными памятниками:
12.
Да, исторически градообразующая здесь именно станция - в 1913 году при станции Алейская строящейся Туркестано-Сибирской железной дороги был основан одноименный поселок.
В те времена в этих аграрных краях не было никакого надежного и более-менее быстрого транспорта кроме железнодорожного, и станция быстро стала пунктом вывоза сельскохозяйственного сырья со всей округи.
13.
Логично, что здесь был построен крупный элеватор, который видно, кажется, за десятки километров.
К концу 1920-х годов Туркестана-Сибирская железная дорога дошла, наконец, до Туркестана, объемы железнодорожных перевозок через станцию Алейская росли, ну и объемы централизованной переработки сельскохозяйственного сырья в условиях коллективизации и тотального изъятия всего у крестьян тоже не уменьшались.
Уже посёлок городского типа Алейск стал городом в 1939 году.
Судя по демографическим показателям, город сравнительно безболезненно пережил постсоветские годы: население уменьшилось примерно на 5%, что вдвое меньше среднего по краю показателя. Сейчас в городе проживает 28.5 тысяч человек - 8-е место в регионе, среди городов меньше только Змеиногорск, Белокуриха и Яровое.
14.
Несмотря на то, что Алейск входит в перечень российских "моногородов с наибольшим риском ухудшения социально-экономического положения", градообразующая пищевая промышленность вроде вполне функционирует. Пищевая промышленность - это, собственно, элеватор и базирующийся на нём "Алейскзернопродукт" (мука, крупы, растительное масло); видимо, есть и своя пекарня - запах чувствуется за квартал.
15.
Ещё есть молочный комбинат и мясокомбинат - можно сказать, что в городе перерабатывают все виды производимой в Алтайском крае сельскохозяйственной продукции.
Железнодорожный вокзал остается самым красивым зданием небольшого и невзрачного провинциального Алейска.
16.
Безошибочно угадываются черты "сибирского модерна", характерного для вокзалов Алтайской железной дороги и начального участка Турксиба (Новосибирск - Семипалатинск).
Памятник, кажется, железнодорожному рабочему - как признание роли железной дороги в местной истории - и еще здание времен основания станции, правда, перестроенное:
17.
Подозреваю, что пассажирское значение железнодорожной станции за 100 лет заметно упала: прямо через Алейск проходит трасса А322 Барнаул - Рубцовск - Семипалатинск - (Алма-Ата) - (Ташкент), соединяющая краевую столицу с третьим городом региона и многочисленными юго-западными районами, и автобусов тут десятки в день.
Тем не менее, пассажирских поездов относительно много - небогатый Алтайский край позволяет себе поддерживать высокую по нынешним временам интенсивность пригородного железнодорожного сообщения.
Две пары пригородных в день с Барнаула до Алейской, и две пары ускоренных пригородных экспрессов до Рубцовска ("Просторы Алтая"), проходящих станцию транзитом.
А вот дальних поездов, подозреваю, в советское время было значительно больше: проходящая через город Туркестано-Сибирская железная дорога - основная связка между Сибирью и Средней Азией.
18.
Сейчас ПДСов осталось только 3 пары: один сборный сибирско-среднеазиатский (вагоны Новосибирск - Алма-Ата, Новосибирск - Ташкент, Новокузнецк - Бишкек), один соединяет Сибирь с Восточным Казахстаном, северо-восточная часть которого и сейчас остается русским регионом (Томск - Лениногорск, он же Риддер), и еще один местный западносибирский (Омск - Рубцовск).
19.
К южной стороне вокзала меня и подвезла попутная машина со стороны Усть-Калманки.
Несмотря на то, что основная часть Алейска находится на другой, северной стороне железной дороги, на южной стороне находится и местная автостанция.
20.
Путь в центр - через пешеходный мост.
21.
Как почти все степные, равнинные, и вообще как большая часть российских малых городов, Алейск имеет прямоугольную планировку, сориентированную по железной дороге (юго-запад - северо-восток).
Центральная часть города - прямоугольник со стороной в несколько кварталов - начинается где-то в квартале от железной дороги.
22.
Чуть ли не единственное примечательное городское здание за исключением железнодорожного вокзала:
23.
Похоже на поздний и перестроенный конструктивизм.
Примечательный знак в виде разноцветного каменного столба, точного значения которого я не помню.
24.
Судя по цвету, это приграничный столб, но до границы - даже до недавно появившийся казахстанской - здесь не одна сотня километров.
В Алейске по-алтайски много рекламы, даже немного больше, чем положено в этих местах.
На любых поверхностях:
25.
Самый центр - Городская площадь (так и называется), большую часть которой занимает огромный газон:
26.
Городской мини-парк с фонтаном:
Невысокие дома, много зелени; да, и много странных памятников:
27.
Ох уж эти дельфины с жутким энтузиазмом в подведённых глазах - не хуже чем
биробиджанский медведь.
Хотя Алейску есть чем ответить и по медвежьей части:
28.
Жирные красные сердца - загс, наверное:
29.
Инфраструктура развлечений:
30.
Доска почёта - куда же без неё:
31.
Военный мемориал брежневского времени какой-то особенно шаблонный, в виде барельефов:
32.
Ближайшая улица, кажется, по-прежнему играет роль аллеи для парадов или каких-то шествий:
33.
А потом резко начинается торговая зона - Пионерская улица.
34.
Отсайдингованные двухэтажен с магазинами, медленно ползущая вереница машин вперемешку с людьми, худшее дорожное покрытие во всём городе (и в крае насколько я видел).
35.
36.
А потом центр обрывается, и в стороне от главных улиц вы найдете совсем аутентичное алтайское село:
37.
38.
Да, как и в прекрасном северном Каргополе, спальных микрорайонов из блочных/панельных пятиэтажек в Алейске я не нашёл. Только немного трехэтажек:
39.
Юго-западные спальные районы:
40.
Как это часто бывает у нас весь креатив и творческая мощь - в автобусной остановке:
41.
Вот такой алтайский город Алейск, не обессудьте.
А меня ждала трасса на Рубцовск.
42.
43.