Горный Алтай: специфика, внешние районы, алтайцы

Feb 10, 2017 15:23












Горы и пустыни Центральной Азии - от Гималаев до Алтая и Саян, от Каспийского моря до озера Цинхай и Лёссового плато в Китае, необозримые и суровые просторы. Здесь, во внешней части Алтайской горной страны, между Бийском, Телецким озером и Сёминским перевалом, они ближе всего. Почти пересекаются с нашей равнинной российской действительностью, пусть даже и западно-сибирской, но привычной - ведь наша страна для своего размера потрясающе однородна по колориту и стилю жизни на большей части своей территории.
Это внешний, или Ближний Алтай: горы невысокие, покрытые лесом - ни ледников, ни скал.

4.


Асфальтированных дорог, сёл и деревень сравнительно много - большая часть речных долин обитаема.

5.


По значительной части перевалов проложены дороги, и для передвижения по этим местам не надо делать многокилометровые петли, как это часто бывает в глубинных районах республики.
Граничащая со Степным Алтаем 60-километровая полоса горной местности, высота хребтов не превышает 2 километров над уровнем моря, чаще составляя 1-1.5 километра.
Почти все турбазы и вообще туристическая инфраструктура республики Алтай расположены здесь, плотность населения выше; в 5 внешних сельских районах и единственном городе Горно-Алтайске на четверти территории региона сосредоточено 55% населения региона.

6.


Республика Алтай - один из 44 российских регионов, где наблюдается естественный прирост населения (превышение рождаемости над смертностью); по этому показателю республика занимает 10-е место среди регионов страны. Вероятно, рождаемость выше в дальних районах с более простой и патриархальной жизнью, но зато ближние/внешние районы более привлекательны для жизни, особенно Горно-Алтайск и прилегающий Майминский район; впрочем, подозреваю, что лежащие севернее большие города (Барнаул, Новосибирск) оттягивают на себя как минимум не меньше мигрантов.
Так что на внешние земли Горного Алтая в итоге приходится почти весь прирост населения региона (более чем на 20% с 1989 года).

Цивильные, "организованные" туристы, которые забираются дальше "Алтая-лайт", представленного Белокурихой, кажется, в основном остаются на турбазах Чемала, Шебалинского района и северного берега Телецкого озера.

7.


Сюда не надо ехать 10 часов и больше по разбитым дорогам от ближайшего города/железнодорожной станции, это 2 или 3 часа пути. Климат мягче, местность не так живописна, как в дальних горных районах, но как-то привычнее и нет ощущения своей ничтожности и бессмысленности от довлеющих гор, как это часто бывает ближе к высоким хребтам.

8.


Логично, что и местные, включая алтайцев, здесь более рафинированные и неотличимые от среднего россиянина.

9.


Люди, посетившие только внешние районы - они съездили на Алтай, они видели кедровые леса и шишки, горные реки, дышали горным воздухом, но не видели ни настоящих скалистых гор под облака, ни вечного снега и льда.

10.


Дальше, за Телецким озером и Сёминским перевалом, начинается внутренний, или Дальний Алтай - уже настоящая горная страна огромной красоты, со своими сюрпризами, где возможностей для комфортного и не дикого отдыха не так уж много.

11.


12.


Само население в Ближнем Алтае более привычно к туристам, да и собственно алтайцев, повторюсь, здесь не так много; отчасти поэтому здесь безопаснее.
До сих пор большая часть населения республики Алтай - русские (56%); их доля постепенно снижается, но гораздо медленнее, чем во многих других национальных республиках нашей страны - в 1989 г. этот показатель составлял 60%. Ещё 36% составляют представители алтайских народов (теленгиты, тубалары, челканцы), ещё 6% - казахи, живущие в основном на юге и юго-западе республики, в самом дальнем районе Дальнего Алтая (Кош-Агачский). Уникальность региона среди национальных республик в том, что русские исторически сосредоточены здесь не только в городах и крупных поселениях. Причина в том, что русские здесь - в том числе и коренное сельское население; это в отличие от большинства советских национальных образований, где русские приезжали в города из внешнего мира, часто по распределению на промышленные предприятия. Исторически сюда, на глухую и неосвоенную окраину страны, переселялись от гонений старообрядцы; во внешние районы республики прибывало немало и других русских переселенцев. В Ближнем Алтае русские составляют от половины до 90% населения. В целом, по мере удаления от равнины уменьшается и доля русских в населении; но и в глубине гор есть русские поселения и целые районы - это запад Дальнего Алтая, прежде всего Уймонская долина (Усть-Коксинский район), где и сейчас велико присутствие старообрядцев; но об этом в следующих постах.
Алтайцы - это тюркские народы, родственные тувинцам, якутам, казахам и киргизам. Как и многие другие восточно- и североазиатские народы, алтайцы, как считается, обладают меньшей устойчивостью к алкоголю - они быстрее пьянеют, а потом он на них сильнее действует. Кроме того, алтайцы - это жители далекой и суровой горной страны.

13.


Горцы, привыкшие к постоянной борьбе за скудные в этих землях ресурсы, что не способствует миролюбию, зато хорошо воспитывает боевые качества.

14.


В общем, алкоголь ли виной или горская специфика местного населения - скорее всего, и то и другое - но Алтай стабильно входит в пятерку самых криминальных и небезопасных регионов России; по количеству преступлений на душу населения регион уступает только соседней республике Тува, а также восточносибирскому Забайкальскому краю. И это чувствуется - сильнее, чем в том же Забайкальском крае; видимо, играет роль этнический фактор: местные (особенно в Дальнем Алтае) воспринимают тебя как чужака.
У нас принято не любить/опасаться кавказцев - дескать, они агрессивные, горячие, сплоченные и любят все на одного, особенно если этот один не их одноплеменник. Но при этом кажется бесспорным, что они вместе с тем гостеприимные, часто великодушные люди, и если ты для них друг/гость - то они сделают для тебя все.
Так вот, на Алтае туристу гораздо сложнее стать гостем. Алтайцы, по моим наблюдениям - это те же горцы как на Кавказе, но при этом холодные и враждебные к любым чужакам - не так важно, кто они и зачем пришли сюда. Как правило, в обычной жизни алтаец сдержан, но появляется алкоголь - и накопленные обиды и раздражение выплескивается совсем без ограничений и тормозов. Все это усугубляется социальными проблемами (бедность, неразвитость экономики и инфраструктуры), удаленностью региона (слабый контроль дальних районов даже региональными властями); все это отлично сочетается с привычкой алтайцев к войнам и стычкам, плюс они почти все охотники/стрелки и боевое оружие тут у очень многих чуть ли не с Гражданской. Как и много где за Уралом, на Алтае Гражданская война - война №1: в этих местах она была длиннее и часто ожесточённее. Надо отметить, что среди алтайского неблагополучного и криминализованного населения немало и русских; прилегающие районы Алтайского края и Алтайский край в целом относится к числу регионов с наименее удовлетворительной криминальной обстановкой. Впрочем, республика Алтай всё же опережает сопредельный Алтайский край по удельному уровню преступности (количество преступлений на душу населения); и самыми опасными для приезжих районами считаются именно районы, в населении которых больше доля алтайских народов.
В общем, Горный Алтай остается довольно небезопасным для туризма местом; впрочем, в п.ервую очередь это относится к внутренним районам, в Ближнем Алтае гораздо больше и цивилизации, и туристов, и русского населения; это все облегчает ситуацию. Говорят, что еще лет 10 назад Алтай был примерно как Тува, где даже в Кызыле буддийские ламы не выходят после заката на улицу, а полицейские не ходят поодиночке. Но сейчас, по мере того, как количество туристов каждые несколько лет удваивается, все больше местных родов/семей/кланов согласны с тем, что с туристов можно срубить гораздо больше денег, если их не грабить, а если, например, организовать турбазу или хотя бы кемпинг.
Понятно, что в таких условиях не самым разумным поступком было ехать в пятничных сумерках 180 километров автостопом от Горно-Алтайска до Телецкого озера. Пусть даже это и гипотетически безопасные окрестности регионального центра, и Ближний Алтай, где нет совсем глухих мест, но тем не менее.
Я изначально предполагал, что поеду от Бийска автостопом вверх вдоль Бии до самого Иогача на берегу Телецкого озера. Но судьба распорядилась иначе, и в горные алтайские районы я попал, двигаясь из Горно-Алтайска на восток по Телецкому тракту в сторону одноимённого озера.
Сначала все шло хорошо - сначала местные алтайцы, потом русские туристы первые несколько деревень. Потом, уже в почти полной темноте, подобрали два алтайца, один постарше, другой помоложе; машина была такси и, судя по всему, пожилой алтаец как водитель вёз более молодого. Тут надо отметить, что, несмотря на гипотетическую близость трёх североалтайских народов, внешность у них порой очень разнится - так, молодой алтаец по лицу был просто вылитый турок, в то время как алтаец постарше был больше похож на киргиза или казаха.
Сначала всё по-прежнему шло более-менее, но с течением времени в молодом алтайце оказывалось всё больше пива, он становился всё недоброжелательнее и резче.
Пошли уже полузабытые, не слышанные мною несколько лет высказывания и зажравшейся Москве, о "понаехали тут", "всё скупают в наших горах", плюс "мы тебя подобрали, ты должен нам быть прям вот так благодарен". Я реагировал спокойно, что воспринималось как высокомерие; обстановка определённо накалялась. Я был, кажется, больше удивлён, чем испуган - за три на тот момент года автостопа это был первый случай не то чтобы опасного автостопа, но даже просто открыто недружелюбного отношения к попутчику.
В итоге всё обошлось, хотя в какой-то момент дело чуть не дошло до драки.
Они просто оставили меня на берегу Бии не доезжая пары десятков километров до Телецкого озера, где я с явным облегчением поставил палатку.

15.


О Телецком озере и продвижении дальше в горы - в следующих частях.

Горный Алтай, горы, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, Алтай, большое путешествие

Previous post Next post
Up