Центр горного, таинственного и бедного по российским меркам региона, самая маленькая региональная столица в России после Анадыря и Салехарда. Города в России почти никогда не расположены в горах, в крайнем случае они расположены у края гор и равнины, как та же
Белокуриха.
Но Горно-Алтайск - исключение, практически со всех сторон его окружают невысокие хребты.
3.
4.
Впрочем, до равнины тут меньше 10 км низкогорья, не очень похожего на то, что ожидает путника дальше по Чуйскому тракту или за Телецким озером, во "внутреннем Алтае".
А вся республика Алтай - это сотни километров гор и долин, и высокогорные степи, и горные озёра, и Горно-Алтайск находится настолько на краю региона, что его даже сложно рассматривать с ним как единое целое.
Но местный колорит чувствуется - алтайцев в городе уже более двух третей.
5.
В целом город современный и невзрачный с архитектурной точки зрения, но в поисках собственной идентичности местные власти строят в центре города здания с национальным колоритом.
Горно-Алтайск, выходящий на Чуйский тракт своим пригородом Майма - это последние алтайские ворота, за которыми начинаются горы, степи и пустыни Центральной Азии.
Горно-Алтайск устроен довольно характерно - как это часто бывает с горными городами, он вытянут по долине реки Майма, которая сливается с Катунью в селе Майма на западе.
6.
Ближе к центру долины попадаются широкие улицы и многоквартирные дома, подальше - в основном лезущий вверх по склонам частный сектор;
7.
Город узкий и почти отовсюду видны горы.
8.
От основного городского "русла" в разные стороны вверх в невысокие горы уходят районы по долинам речек поменьше - Каяса и Улалушки.
9.
Последнее название - оно не даёт забыть о короткой истории города.
10.
Село с поэтическим (если не сказать больше) именем Улала было основано в 1820-е гг. русскими поселенцами из
Бийска, дальнейшее его развитие было связано с деятельностью Алтайской духовной миссии из того же города. После революции в рамках советской политики коренизации была образована Ойротская автономная область - предшественница современной республики Алтай. Русское село Улала стало центром этого административно-национального образования, в 1928 г. село стало городом, а в 1932 г. получило более солидное имя Ойрот-Тура.
В конце 1940-х гг. было установлено, что алтайцы - это вовсе не ойроты; ойроты (ойраты) - это только калмыки, они же джунгары. В соответствии с этим Ойротская автономная область стала Горно-Алтайской автономной областью, а Ойрот-Тура, соответственно, Горно-Алтайском.
В 1991 г. на волне "парада суверенитетов" Горный Алтай повысил свой статус до республики; соответственно, и Горно-Алтайск из районного центра стал столицей региона, что повлекло за собой приток государственных средств и чиновников конкретно в город, что в значительной степени сформировало современный город.
Горно-Алтайск остаётся единственным городом республики; он концентрирует почти 30% населения региона (63 тысячи человек).
11.
За постсоветские годы город вырос более чем на треть - один из самых высоких показателей за пределами Северного Кавказа.
12.
Это не только и не столько высокая рождаемость алтайских народов, это положение региональной столицы: для жителей алтайских сёл, разбросанных по горным долинам дальше на юг и юго-восток, и этот небольшой и не самый богатый возможностями город сохраняет определённую миграционную привлекательность.
13.
Русских в городе около двух третей, их доля постепенно уменьшается; визуально на улицах их подавляющее большинство.
14.
Практически вся горно-алтайская промышленность тоже здесь - местного значения, малая часть от того немногого, что было в советское время: регион всегда был аграрным, и, как это обычно и случалось в таких местах, постсоветская деиндустриализация затронула Горный особенно сильно. Завод железобетонных изделий, швейная фабрика, кондитерская фабрика.
В общем, основная деятельность местных - это в многочисленных региональных министерствах и ведомствах, ну и ещё туризм. Впрочем, тут Горно-Алтайску далеко до
Белокурихи - с инфраструктурой не очень, создание "муниципальной рекреационной зоны" с канатной дорогой то ли только началось, то ли на стадии планирования.
15.
Растущий алтайский турпоток проходит город либо стороной, по Чуйскому тракту и майминской объездной, либо - в лучшем случае - транзитом.
16.
Удобство последнего варианта осложняется тем фактом, что в городе нет железной дороги; местный аэропорт хоть и был открыт после многолетней реконструкции в 2011 году, но остаётся очень второстепенной воздушной гаванью. Туристы всё равно приезжают сначала в Новосибирск/Барнаул/Бийск, откуда часто напрямую едут в алтайские горы.
Автовокзал здесь совсем небольшой, учитывая размеры региона и то, что автобус здесь единственный междугородний общественный транспорт.
17.
Впрочем, автобусов не так много, и рассчитанные на туристов дальние идут от всё тех же железнодорожных вокзалов Бийска или Барнаула.
В общем, самые последние алтайские ворота многие обходят стороной.
Чуйский тракт от Бийска идёт, прижимаясь к правому берегу Катуни, и горы здесь начинаются внезапно: вот только что были немного холмистые степи Красногорского района, потом деревня с романтическим, как будто из романа Андрея Платонова названием "Долина Свободы" - и вот уже первые скалы над дорогой.
18.
Горный Алтай, республика Алтай встречает гостей 17-тысячным селом Майма, самым большим в Сибири и вторым по величине за Уралом.
19.
Горно-Алтайск при своём скромном размере имеет внушительную агломерацию и несколько пригородных сёл, население которых в условиях большого миграционного внутрирегионального притока растёт так же быстро, как население региональной столицы - жильё дешевле (плюс российские сельские льготы), а город всё равно близко. Горное и придорожное село Майма после 1991 г. оставило позади все сёла сибирской житницы
Алтайского края именно по этой причине.
Прямо от трассы в Майме в сторону центра Горно-Алтайска ходят городские автобусы, как это и положено между пригородом и городом.
Как это обычно бывает в советском городе, здесь есть несколько спальных микрорайонов - на северо-западе города, которые как раз встречают большинство приезжающих из внешнего мира; была замечена даже одна типовая девятиэтажка.
20.
Жилые многоэтажки есть и в центральной части.
21.
Основная часть Горно-Алтайска - это параллельные, вытянутые с запада на восток улица Григория Чорос-Гуркина и Коммунистический проспект.
22.
23.
Здесь, в пределах нескольких кварталов, сосредоточены все основные достопримечательности.
Наверно, главная из них - это "Эл музей", он же республиканский краеведческий музей им. Анохина. За аляповатым пластиковым фасадом скрываются некоторые известные реликвии здешних гор - та же "принцесса Укока", мумия молодой женщины с юга региона, плато Укок.
24.
Повторю, что в советское время Горно-Алтайск был фактически лишь райцентром, и совсем не был сколько-нибудь индустриальным городом, и масштабного "парадного" строительства общественных зданий тут не велось.
Советских сооружений дохрущёвской эпохи здесь очень немного.
Зато вот есть, например, конструктивизм:
25.
Немного видоизменённая сталинка:
26.
Изб сельского периода немного больше, но они остались больше по краям города.
Поэтому всё архитектурное оформление "республиканского" статуса города происходило уже в 1990-е - 2000-е гг., что не лучшим образом сказалось на облике его центральных улиц и площадей.
27.
На мой взгляд, заметно хуже типичного для Степного Алтая "новоалтайского" стиля, но, кажется, не хуже отдельных видов Казани или Тюмени.
28.
Собственно, в основном целостного облика сформировано не было, какая-то такая смесь:
29.
30.
31.
Местами совсем неэстетично:
32.
Главный архитектурный ансамбль - это центральная площадь Ленина, она же просто Площадь.
33.
Именно там я углядел национальную архитектуру - здание Национального драматического театра, напомнившее мне современные общественные здания западных регионов Китая.
34.
35.
И страшноватое позднесоветское здание местного парламента попытались как-то осовременить, но, кажется, как-то не очень удачно:
36.
Подозреваю, что синяя крыша - это тоже какие-то национальные центральноазиатские мотивы; много где видел такую в Горном.
И одно из немногих увиденных мною в городе зданий сталинской эпохи - гостиница "Алтай":
37.
Как это часто бывает в провинциальных городах и гораздо крупнее Горно-Алтайска, здесь на главной площади - весь спектр городской жизни.
38.
И власть, и торговля, и культура, и развлечения.
Там же и скромный, но ухоженный сквер:
39 .
Парк культуры и отдыха находится южнее, вблизи слияния Улалушки и Маймы, но я туда не добрался.
В целом, город довольно благоустроенный - по крайней мере, центральная часть; в этом можно увидеть местный национальный колорит.
40.
Ещё я усмотрел колорит в присутствии родника прямо в центре города, оформленном в каком-то национально-советском духе:
41.
Как и полагается уважающему себя субъекту Российской федерации, Горный Алтай обладает собственным университетом, созданным в 1992 г. из пединститута и сельхозтехникума.
У него смешная аббревиатура ("ГАГУ"), и внушительные плакаты под стенами, видимо, призванные подчеркнуть связь науки, народа и власти:
42.
Креативно оформленные здания:
43.
Как и везде, кажется, в бедных национальных окраинах России, присутствие нашей единой партии особенно заметно:
44.
И много рекламы - как и в соседнем Алтайском крае:
45.
Метров через 500 после сквера и центральной площади вся центральная эспланада упирается в улицу Ленина; весь город поворачивает в виде буквы "Г" - вслед за рекой Майма.
46.
Всё сразу становится попроще:
47.
Восточные кварталы города; попадается всё больше алтайцев, и больше пьяных алтайцев.
Впрочем, больше о национальной специфике я расскажу в следующем посте.
Вскоре после моста через Улалушку выходишь на уютную площадь с клумбой, откуда начинается дорога на Телецкое озеро и в Кузбасс.
48.
Оттуда я с переменным успехом выбрался на окраину, и через темнеющие горы поехал на попутной машине в сторону Телецкого озера.
Дальше про Горный Алтай - в следующих сериях.