Слободской

Mar 02, 2016 20:09









Если Яранск - это самый аутентичный и заповедный город Вятки, то Слободской, пожалуй - самый красивый и исторический в полном смысле этого слова.

3.


4.


5.


Слободской сохранился не хуже Яранска и лучше всех остальных городов региона - храмы, уездная застройка дореволюционных времён, немного конструктивизма и даже памятник рабочему и колхознице. И машина времени здесь тоже неплохо работает, и дороги, несмотря на близость к Кирову, исчезают не менее бесследно.

6.


Да, и от Слободского до Кирова всего 36 километров - вообще не расстояние по вятским меркам, которые представляют собой что-то среднее между нашими среднерусскими и уральскими мерками. Слободской можно считать крайним северо-восточным пригородом Кирова, и пространство между этими городами больше всего в окрестностях вятской столицы похоже на агломерацию: вдоль старого Сибирского тракта, теперь скромной автодороги Киров - Пермь, почти без перерыва идут сёла и посёлки.
Слободской моложе Кирова и Котельнича - поселение здесь было основано в конце XV века устюжанами. Почти сразу здесь возникли укрепления: восточнее, за рекой Вяткой, земли лежали ещё более дикие и пустые, чем западнее. Как и в Хлынове-Вятке, в Слободском в помощь кремлю уже в конце XVI века была воздвигнута другая крепость - монастырь.
Подъём Слободского, как и всей Вятки, наступил после того, как основной путь на Урал и в Сибирь в XVII веке стал смещаться на юг и прошёл через эти земли. После этого в городах и сёлах вдоль дороги многократно увеличился объём торговли; слободской торг по своим объёмам даже немного превышал вятский - это при том, что официально Слободской тогда ещё не был городом, а был не более чем слободой. Неудивительно, что первое каменное здание - Екатерининская церковь - здесь появилось лишь несколькими годами позже, чем в Вятке. Эту церковь, стоявшую на главной кремлёвской площади, перестроили в камне в 1699 году.
К 1740 году относится упоминание о создании колокололитейного завода, где были отлиты колокола для каменного кафедрального собора в Вятке; таким образом, Слободской можно назвать одним из первых промышленных центров Вятской земли. Но, конечно, и столетие спустя экономика города была прежде всего связана с торговлей.
В 1780 году Слободской в ходе екатерининских городских и градостроительных реформ наконец получил наконец статус города - в один год с несколькими десятками других российских городов. К этому моменту в городе проживало более 2 тысяч человек, и он лишь немногим уступал губернской Вятке, население которой тогда не дотягивало до 3 тысяч.
В 1787 году Слободской опять оказался впереди: здесь было открыто первое в Вятском наместничестве учебное заведение - народное училище.
В дальнейшем Слободской постепенно перестал так выделяться среди других вятских городков: за XIX век можно отметить строительство в 1823 году одной из высочайших в губернии колокольни Спасо-Преображенского собора, которая и сейчас является доминантой города. Впрочем, достроена до такой высоты она была в последующие десятилетия, а тогда она состояла в основном из триумфальной арки в честь победы над Наполеоном.
Рост города и его промышленное развитие стали происходить немного быстрее ближе к концу XIX века; но к 1897 году, несмотря на солидное население в 10 тыс. жителей, почти всю местную промышленность составляли мелкие предприятия кожевенной отрасли и меховой отрасли, работающие на местном сырье.
В 1900-х годах в городе появилась спичечная фабрика "Белка"
В 1912 году в Слободском появился первый кинотеатр и городской водопровод.
В 1910-х годах также началось строительство железной дороги от станции Гирсово на линии Вятка - Котлас, но она так и не была достроена при царской власти.
К революции 1917 года Слободской был вторым городом на территории современной Кировской области и пятым по населению в тогдашней Вятской губернии, включавшей в себя крупные заводские и прикамские города современной Удмуртии - после самой Вятки, Ижевска, Воткинска и Сарапула.
В 1922 году железную дорогу наконец достроили до Слободского. Хотя до 1980-х годов по ней ходили пассажирские поезда, после появления автобусов она имела не очень большое значение. Дело в том, что эта линия не доходит до самого Кирова, проходя по другому берегу Вятки, а станция Гирсово находится северо-западнее города, и если ехать через неё с пересадкой, то получается большой крюк. Впрочем, грузовое движение на линии вроде как до сих пор сохраняется - пока работают промышленные предприятия в кировских правобережных пригородах и в самом Слободском.
В межвоенные десятилетия Слободского почти не коснулась индустриализация - разве что на территории старого колокольного завода было основано предприятие по выпуску металлоизделий для местных нужд. Но в целом всё оставалось также - спички, меховые и кожевенные изделия. Так историческая застройка здесь сохранилась в первый раз.
В 1930-е годы Слободской, как и многие далёкие провинциальные городки, оказался обойдён промышленным развитием - но в военные и послевоенные годы оно пошло как-то быстрее. В 1942 году Кирово-Чепецкая ТЭЦ дала первый ток, и Слободской наконец получил стабильный источник электричества; в 1950-е годы предприятие по выпуску металлоизделий для местных нужд стало Слободским ремонтно-механическим заводом, который освоил производство всякой мелкой техники для местных нужд, а также ремонт тракторов.
В начале 1960-х гг. был основан завод железобетонных изделий: в Слободской пришло панельное домостроение.
В принципе, после 1965 года развитие города опять замедлилось - вместе со всей вятской глубинкой он постепенно стал погружаться в сон, обеспечив себе такие прекрасные аутентичные исторические виды. Всё шло своим чередом, даже население медленно продолжало расти; был возведён банно-прачечный комбинат, новое здание школы №7 и ещё произошло несколько важных для города событий, но ничего кардинального. Так историческая застройка здесь сохранилась во второй раз.
За постсоветские годы, несмотря на свой депрессивный вид и значительный отток населения в соседний Киров, Слободской смотрится не так уж плохо на фоне прочей вятской глубинки: городское население уменьшилось лишь на 15% против 22% в целом по региону, меньше убыль населения оказалась только в Нолинске (честно говоря, сложно понять почему). Видимо, сказался тот факт, что промышленность здесь встала далеко не вся - градообразующие машиностроительный завод и спичечная фабрика работают; продукцию последней ("Белка-Фаворит") можно встретить и в Москве.

7.


В итоге сейчас Слободской с его 33 тысячами населения - третий город в регионе, уступающий Кирову в 11 раз и лесохимическому Кирово-Чепецку - более чем в два раза.
Как и по населению, так и при взгляде сверху Слободской похож на региональный центр как маленький брат на очень большого:

8.


Тот же старый город с прямоугольной сеткой улиц на холмах над рекой Вяткой, та же река Вятка на востоке, тот же мост, город так же вытянут вдоль реки. Только мост тут один на весь город, Вятка течёт не на север, а на юг, ну и многоэтажных спальных районов нет, только пятиэтажные кварталы.
ПАЗики последней модели, кажется, отличающиеся от более привычных нам старых лишь дизайном и большим присутствием пластика, курсируют между Слободским и Кировым несколько раз в час - чаще, чем некоторые московские городские автобусные маршруты. Фактически, это городской маршрут как в Кирове, где он проходит от автовокзала через весь центр, так и в Слободском, где он тоже проходит через полгорода - автобусы останавливаются на каждой остановке. Между городами населённые пункты очень часты, и за время поездки состав пассажиров сменяется примерно наполовину. Такая транспортная связность вполне подтверждает существование Кировской агломерации, хотя электричек в региональный центр явно не хватает:)
В Слободском я доехал до конечной, до автостанции; несмотря на то, что пассажирских поездов из города нет уже несколько десятилетий, конечная пригородных и междугородних автобусов и сейчас находится рядом с железнодорожной станцией.

9.


Это место находится на юге центра Слободского, довольно далеко как от западного, так и от восточного выезда из города - не очень конструктивно.

10.


Ощущение минувшего времени - почти сразу, как это часто бывает в вятской глубинке.

11.


По надписи на грязно-белой стеле можно с точностью определить, в каком именно году застрял Слободской:

12.


Ну, в принципе, 1970 год - это не так уж и давно.

Если пойти на север по улице Ленина, то совсем скоро можно увидеть этот самый сильный символ советской эпохи:

13.


Он стоит на пересечении с улицей Грина, она - самая оживлённая в городе, это составная часть дороги из Кирова на Пермь, единственного полностью асфальтированного выезда из Кировской области на восток.
Как и Киров, Слободской может похвастаться большим количеством знаменитых людей, связанных с городом. Александр Грин, который провёл большую часть детства в Вятке, родился именно здесь; в Слободском родился и отец композитора Чайковского. В Слободской сослали латышского поэта Яна Райниса (который в нашей стране известен прежде всего тем, что в честь него в советское время назвали немало улиц в городах Союза). В южном пригороде Слободского, деревне Бакули, есть дом-музей Александра Бакулева, который родился здесь, а потом стал видным учёным-хирургом.
Так что Слободской - тоже довольно музейный город: на 33 тысячи жителей - 3 музея. Кроме краеведческого, здесь ещё есть дом-музей Райниса и дом-музей Бакулева. Интересно, что фактически половину дома-музея Райниса занимает "музей романтики Александра Грина". Я, правда, добрался только до основного краеведческого.
За перекрёстком улиц Ленина и Грина начинается историческая застройка.

14.


Обратите внимание на потоки воды - последняя декада июля на севере Русской равнины в 2015 году выдалась весьма дождливой. Дождь иногда уходил на перерыв, и по нескольку раз за день свежевымытая действительность сияла на фоне тёмного-тёмного неба.

15.


Хотя улица Ленина начинается от автостанции, главная улица старого Слободского - не она, а лежащая на квартал восточнее Советская (в прошлом сначала Кунгурская, потом Глазовская, а уже перед самой революцией Анфилатовская).

16.


К слову, Анфилатовской её назвали в честь местного купца Ксенофонта Анфилатова, который в начале XIX века организовал первую российскую торговую экспедицию в США и основал первый в России общественный банк.

17.


18.


Советская улица, в отличие от улицы Грина, не является частью какой-нибудь длинной автодороги - Слободской, как и почти все вятские городки, сложно назвать узлом автодорог: по направлению север-юг уехать можно не дальше соседнего райцентра посёлка Нагорск.
Между Слободским и лежащим в нескольких десятках километров южнее Кирово-Чепецком, крупнейшим кировским пригородом и вторым городом региона - лишь болотистые леса.
Автобусные остановки - это, как известно, одно из самых любопытных и разнообразных явлений на постсоветских просторах, не так давно какой-то иностранец даже выпустил солидный фотоальбом, где были собраны самые замечательные их образцы. Слободской аналог - не шедевр, но изящен:

19.


Асфальт даже в центре только на главных улицах, отойдёшь в сторону - и перед тобой полная аутентичность и безвременье:

20.


21.


Так в вятской глубинке везде, в принципе - в Слободском, по крайней мере, асфальт который есть неплохой.

22.


23.


Как видно, в Слободском историческая застройка похожа на кировскую - в основном те же особняки рубежа XIX и XX веков, только тут в их ряды почти нигде не вклиниваются советские постройки, нет жутковатого современного элитного жилья.

24.


В общем, это гораздо больше похоже на старый город и гулять тут приятнее.

25.


Ещё в Слободском больше чувствуется Север - больше дерева как в виде бараков, так и в виде дров.

26.


В конце концов, здесь он уже и начинается - до лесоповалов Вятлага остаётся лишь пара сотен километров на северо-восток. Можно даже сказать, что сплошь заселённые и обжитые земли центра Вятской земли заканчиваются в нескольких десятках километров восточнее слободского моста через Вятку, за Белой Холуницей.
В отличие от Кирова, в Слободском сохранилось в практически первозданном виде ядро города, в частности центральная площадь Революции (исторически Красная):

27.


Как это обычно и бывало, с давних пор центральная городская площадь была городским рынком - именно тем слободским торгом, который одно время превосходил вятский.
Эта площадь примыкала к деревянному слободскому кремлю, от которого сейчас не осталось ничего, кроме Екатерининского собора, который стоит в квартале восточнее. Но на площадь выходят храмы, возведённые здесь уже когда кремля не было на месте древних деревянных церквей "на Торгу". Также площадь украшают сквер с фонтаном, и здание Гостиного двора, которое долго было кинотеатром "Космос", а теперь там снова магазины и ещё выставочный зал краеведческого музея. Вот оно:

28.


Видимо, старейшее здание Кировской области - деревянная церковь Михаила Архангела, некогда бывшая проездной башней Крестовоздвиженского монастыря:

29.


Сам Крестовоздвиженский монастырь был основан в самом конце XVI века севернее кремля и посада, после революции его территория была передана фабрично-заводскому училищу, позднее преобразованному в ПТУ. Сейчас от монастыря сохранилась только церковь "В скорбях и печалях утешение" 1873 года постройки, но до неё я не добрался.
Та самая колокольня Спасо-Преображенского собора, с основанием в виде триумфальной арки в честь победы в Отечественной войне 1812 года:

30.


31.


Справа на фотографии - крыльцо Благовещенской церкви 1784 г. постройки, где сейчас расположена основная часть краеведческого музея.

32.


Музей атмосферен, пропитан стариной (а что ещё требуется от исторической экспозиции), и ещё есть в нём что-то почти волшебное. Думаю, не в последнюю очередь это из-за высоких сводов и необычной для гражданского учреждения планировки; я сталкивался с таким почти во всех музеях, которые смогли до сих пор удержать за собой церковные здания (краеведческий музей в Данкове Липецкой области, музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге).

Преображенский собор был снесён в советское время, но по местным меркам это скорее исключение: на Вятке за пределами регионального центра снос церквей не приобрёл большого масштаба. Вообще, довольно занятно, что в нашей стране кое-где снесли почти все церкви что были (заводские города Урала), а где-то осталось почти всё (Вятка, юго-запад Нижегородской области).
В Слободском сохранилось 9 церквей, из которых 6 действует - такое в русской глубинке мало где можно встретить за пределами Золотого кольца. Прихожан, думаю, не очень много - во многом и поэтому, наверно, краеведческий музей смог остаться в церковном здании.
Между храмами - самая центральная слободская детская площадка:

33.


За колокольней и музеем - Екатерининский собор, старейшее каменное здание Слободского (1699 год) и единственное, оставшееся от кремлёвского ансамбля:

34.


Как видно, восточнее центральной улицы асфальт тоже исчезает меньше чем через квартал:

35.


Но дальше ещё есть старый городской парк, который, подобно кировскому Александровскому саду, расположился на высоком берегу реки Вятки.

36.


Но тут всё заросло, набережная потерялась за могучими деревьями, и даже обрыв тут какой-то оплывший, а сама Вятка - уже:

37.


Вообще, если плыть по реке через небольшой городок в российском Нечерноземье, то его можо и не заметить - жилые дома никогда не подступали близко к воде, до революции вдоль берега были причалы и лодочные сараи, после революции - ещё и промзоны, но сейчас всё это по большей части развалилось и заросло.

38.


Зато уютнее, чем в Кирове, и людей совсем не видно.
Официально этот парк называется "аллея Славы", и действительно: эта самая аллея - единственное полностью очищенное от растительности здесь место.

39.


С запада к площади Революции подходит Вятская улица - вторая главная улица старого города. Исторической застройки на ней меньше, чем на Советской - всего пара кварталов - но она выглядит даже более эффектной и цельной.

40.


Этот вид мне неожиданно напомнил перспективу Советской улицы в Касимове рядом с Соборной площадью или Советской улицы в Сарапуле рядом с Красной площадью:

41.


Размах только не тот, всё какое-то более камерное, но не менее живописное.
Чуть дальше по Вятской улице стоит Христорождественский монастырь, основанный где-то в середине XIX века.

42.


Ему больше повезло, чем Крестовоздвиженскому - сохранилось 2 храма, которые сейчас находятся на разной стадии восстановления; также сохранилась колокольня, которую в качестве каланчи до сих пор удерживает местная пожарная часть.
За монастырём старый город, в общем-то заканчивается. За музеем Яна Райниса начинается не очень старый и довольно непритязательный частный сектор.
Исторически Вятская улица была дорогой на Вятку; хотя сейчас такая функция перешла к улице Грина, по Вятской тоже можно выйти на выезд в сторону областного центра.
На западе города - слободские спальные районы, точнее, кварталы.

43.


44.


Слободской дворик:

45.


46.


Вообще, Слободской для северного города на редкость малоэтажен - есть всего лишь несколько кварталов пятиэтажек. Их большая часть находится даже не на западе, а на юге города - рядом с меховой фабрикой "Белка" и фанерным заводом "Красный Якорь".
В те места я не добрался, а ведь помимо серых пятиэтажек там есть довольно большой дом культуры в конструктивистском стиле и собор Сошествия Святого Духа. А по дороге из центра можно зайти на городское кладбище с его Троицкой церковью и часовней Иоанна Предтечи в виде ротонды.
Но мне надо было срочно ехать в Кирово-Чепецк, а сделать это можно только через Киров - между двумя крупнейшими пригородами Кирова леса и болота.
И на западе города я опять сел на тот же автобус, и по узкой оживлённой дороге отправился обратно.

47.

Кировская область, Вятка, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, Слободской, путеводитель

Previous post Next post
Up