Кировские окраины не то чтобы очень обширны, они занимают не очень большую территорию за пределами центра; больше месте занимают поля, дачи, деревни и даже леса - на левом берегу реки Вятки. Почти везде кировские окраины отделены от центра поясом промзон - прямо как в столицах. Как и сам город, окраины компактны - если принимать за окраины настоящие городские районы с многоэтажной застройкой.
Первые жилые кварталы на северо-западе Кирова появились в 1940-е годы, когда из западной части страны сюда было эвакуировано несколько крупных заводов. Заводы освоили военное производство, осели, и после Великой Отечественной стали обзаводиться своими жилыми районами.
Заводы - это прежде всего "Лепсе" поближе к центру города, и "Авитек" подальше; их можно назвать градообразующими предприятиями города - даже сейчас на каждом из них трудится более 4 тысяч человек. Вскоре после войны между ними появился ещё и Кировский завод по обработке цветных металлов - третье по величине городское предприятие.
3.
Завод имени Лепсе, созданный на базе двух московских предприятий на месте существовавшего здесь до войны КУТШО (комбината учебно-технического школьного оборудования), выпускает электрооборудование для авиационной промышленности - то есть это то самое уцелевшее от советское наукоёмкой индустрии, которого так немного в нашей стране и которым так выделяется Киров.
Я не то чтобы хорошо изучил кировский Северо-Запад - фактически, я лишь был на главной площади призаводского района, неожиданно носящей имя Лепсе.
4.
Площадь расположена на Октябрьском проспекте, который отделяет промзону от жилых кварталов.
5.
Жилые районы при заводах застраивались вполне обычными для индустриальных центров советской провинции XX века сталинками - впрочем, декор на них есть только на главных улицах, а с тыльных сторон он пропадает совсем.
6.
Но район всё равно приятен и уютен; это крупнейший массив сталинской архитектуры на Вятке.
7.
8.
Самое красивое послевоенное здание города:
9.
Обратите внимание на троллейбус - сюда, к заводам ещё в войну была пущена одна из первых троллейбусных линий; и трамвай, который был частично построен, но так и не был пущен, тоже должен был в первую очередь соединить важные для обороны страны промзоны с центром города.
Единственное новое здание здесь - Ильинская церковь, простая, но неплохая на вид:
10.
Вообще, в Кирове почему-то особенно большое церковное строительство: за постсоветские годы количество православных храмов в городе чуть ли не удвоилось.
Завод "Авитек" тоже специализируется на выпуске комплектующих для авиационной промышленности, и он тоже довольно бодро работает - но, судя по всему, здесь ещё больше доля военного заказа (судя по тому, что значительная часть заводской продукции - зенитно-ракетные комплексы).
Если район Лепсе более-менее однороден, то с окрестностями "Авитека" всё сложнее. Район имеет историческое название Филейка - то есть до переезда сюда промышленности тут что-то было. Если южнее Октябрьского проспекта тут несколько кварталов сталинок, то севернее - обычный позднесоветский спальный район. На его северо-восточной окраине, в выходящей на пойму Вятки панельной многоэтажке скрывается отдел природы Кировского краеведческого музея, сосланный сюда неизвестно за какие грехи; это единственный крупный музей в Кирове, расположенный за пределами центра города.
А сам "Авитек" на западе; единственное, чем этот район однозначно лучше Лепсе - это классический советский ДК с колоннами, расположенный на площади имени XXII партсъезда, которая, как и в Лепсе, находится на границе между жилой и промышленной зонами.
А ещё из района "Авитека" - прямой путь на Новый мост через Вятку, который является основным выходом из Кирова во внешний мир (и в Сыктывкар, и в Пермь, и в Москву, и в Нижний, и в Петербург).
Главный недостаток всего кировского Северо-Запада - тут почти нет парков, зато чуть ли не половину застроенной территории занимают заводы; главное место для отдыха - довольно неблагоустроенная вятская пойма, примыкающая к району с севера.
На западе города расположен главный спальный район Кирова, где живёт почти 25% населения города (более 100 тыс. человек); исторически он имеет более благозвучное название Юго-Западный.
11.
Это чуть ли не самая ближняя из кировских окраин, и единственная, расположенная не у реки Вятки - но это и самый молодой спальный район; активное строительство жилых домов здесь началось лишь в 1980-е годы. Тут господствуют пейзажи, больше характерные для городов-миллионников - проспекты и довольно высокие дома; из-за молодости района здесь почти нет хрущёвок, что большая редкость для российского региона.
Пожалуй, этот район я посетил ещё меньше, чем Северо-Запад: я тут только ночевал, и утром отправился прямиком в центр города. Но вид из окна даёт примерное представление о том, как этот район устроен:
12.
В Юго-Западном районе ситуация с парками получше, чем на Северо-Западе: их тут целых два. Ещё тут несколько храмов и часовен, и городской ипподром.
С юга прямо к жилым домам подходят дачи, а ещё южнее, ближе к железной дороге - завод "Сельмаш", который появился значительно раньше спальных кварталов. Несмотря на название, завод в основном занимается станкостроением (эта отрасль вымерла в России настолько, что теперь Киров, где хоть что-то осталось - главный её центр в национальном масштабе), а ещ1 почему-то производством осветительных мин, неуправляемых артиллерийских ракет и артиллерийских снарядов.
Нововятск - самый отдалённый, самобытный и одновременно самый неблагоустроенный район Кирова.
13.
Улица Ленина, выходя из основной части города, резко сужается, преодолевает 5 километров полусельской местности, и становится главной Советской улицей Нововятска, которая выглядит вот так:
14.
15.
И не стоит забывать, что это главная дорога в южные и юго-восточные районы области.
И это тем более странно, что Нововятск вплоть до 1989 года был отдельным городом, а отдельным городам в Союзе полагалась какая-никакая планировка и благоустройство.
Хотя большая часть жилых домов Нововятска лишь немногим моложе старых жилых кварталов рядом с заводами Северо-Запада, они гораздо невзрачнее - серые пятиэтажки, но в стороне начинает преобладать частный сектор.
16.
Плакат остался с мая (я был в июле), а деревянный забор - как у нас на даче в 90-е (здравствуй, вятская машина времени):
17.
Как и северо-западные кировские районы, Нововятск вырос вокруг заводов - но не машиностроительных, а деревообрабатывающих; может, поэтому тут так плохо с признаками города. Сейчас главное предприятие здесь - Нововятский механический завод, тоже военное предприятие, но которое больше известно своей бытовой техникой (плиты "Вятка"); а из пиломатериалов здесь делают лыжи.
Главная достопримечательность Нововятска - дендрарий им. Рудницкого на севере района - судя по всему, крупнейший парк в черте Кирова; но туда я, увы, так и не добрался.
Нововятск - единственный район Кирова с его неплохим общественным транспортом, куда трудно добраться. Единственная автомобильная дорога узкая, потенциал железной дороги никак не используется (всего-то надо устроить поудобнее остановочные пункты для электричек); дальняя часть Нововятска ещё и отделена от всего остального переездом на Транссибе.
В Кирове есть ещё один крупный нецентральный район - Южный, который в перспективе должен заполнить собой пространство между основной частью города и Нововятском.
18.
Но он пока в совсем небольшом состоянии и занимает лишь несколько кварталов непосредственно южнее центра города; но он и единственный активно строящийся крупный район в городе. Ещё есть Чистые Пруды южнее железнодорожного вокзала, но они ещё меньше.
Напоследок - пойменно-сельские северо-восточные окраины Кирова, и местный Титаник:
19.