Киров/Вятка/Хлынов - часть 2

Feb 15, 2016 10:05









Киров возник и развивался на холмах высокого левого берега реки Вятки, и вплоть до послевоенного времени развивался преимущественно вдоль реки.
Другой осью развития города был старый Московский тракт, в черте города - улица Московская.
Вот и почти вся историческая застройка сосредоточена в нескольких кварталах, примыкающих к реке, и ещё немного западнее вдоль Московской улицы и в прилегающих кварталах.

3.


Хлынов был полностью деревянным городом, и от него сохранилось ничего - и хотя деревянный кремль был перестроен в камне, он не пережил советской градостроительной политики 1930-х годов.
Это не странно - в нашей стране можно по пальцам посчитать древние деревянные постройки (не считая церквей Русского Севера).
От Вятки допетровских времён уцелел Успенский Трифонов монастырь, вернее - два монастырских храма (главный Успенский собор и Никольская надвратная церковь).

4.


Этот монастырь сейчас вполне можно считать композиционным центром старого Кирова; городской кремль располагался на другом, северном берегу оврага Засора, который делит исторический центр на две неравные части, Трифонов монастырь расположен в южной и несколько меньшей его части.
Южнее монастыря - несколько кварталов относительно сохранной исторической застройки:

5.


Несколько не очень древних, но всё же дореволюционных храмов:

6.


И несколько кварталов частного сектора совершенно деревенского вида - единственное такое место в Кирове.
Восточнее почти сразу город обрывается к пойме реки Вятки, до которой, впрочем, в этом месте ещё больше километра; это пространство частично занято районом Вересники с его предприятиями лесной промышленности.

7.


Но сам монастырь плотно обступили жутковатого вида элитные дома:

8.


Вообще, это не самая весёлая примета Кирова. Обычно такую безвкусицу можно увидеть в центре богатых российских городов (та же Казань, или Тюмень), но Киров - это именно тот небогатый провинциальный город, ветхие деревянные дома в центре которого постепенно уступают место вот такому:

9.


А на северном берегу Раздерихинского оврага от кремлёвского ансамбля остался только Вятский Преображенский монастырь, да и то не полностью; Спасо-Преображенскую церковь которого также успели построить ещё в XVII веке:

10.


Некогда он примыкал к кремлю с севера.
А на месте снесённых кремлёвских стен и соборов ничего целостного советской власти создать не удалось.
Частично тут куски обычного частного сектора, частично - городской стадион; Спасский собор восстанавливается.

11.


Полузабытый памятник революционному террористу Степану Халтурину:

12.


Единственное место, которое ощущается как центр города - набережная Грина на высоком берегу Вятки:

13.


Там, где улица Московская выходит на неё всё же получилось сформировать что-то вроде ансамбля из сталинских зданий с посвящённым Великой Отечественной обелиском.

14.


15.


Набережная - вообще довольно редкое явление в наших провинциальных городах, которые обычно поворачиваются к рекам не лицевой стороной - промзонами, гаражами, в лучшем случае пустырями. В принципе, в Кирове всё то же самое, но набережная Грина - единственное исключение; единственное место, где город Вятка встречается с рекой Вяткой.

16.


Это при том, что река протекает через весь север и восток города.
Как видно, в Кирове набережная высоко над рекой, как в волжских городах, к ней не причаливают, а скорее любуются с неё рекой и заречным низким берегом; совсем не так, как в столицах.

17.


Набережная социальная реклама по-вятски:

18.


Кроме Преображенского монастыря, в самом историческом центре Кирова из старого можно найти Александровский сад на северной стороне холма.

19.


Сад довольно ухожен и элегантен, через ограничивающий его с севера Раздерихинский овраг переброшен пешеходный мост, странным образом напомнивший мне о пешеходном мосте в Одессе.

20.


Очаровательные задворки сада, где-то на месте кремлёвских стен:

21.


Садовая социальная реклама по-вятски:

22.


Но и тут есть и более обычные для российского города средних размеров увеселения:

23.


24.


Но в общем, конечно, некогда бывший сердцем города район запустел, проходившая мимо кремля Казанская улица некогда наряду с Московской считалась главной в городе. Сейчас она тоже ничего, но явно второстепенная:

25.


Дворик на месте кремля:

26.


Впрочем, участок Спасской непосредственно западнее Казанской - единственная уютная пешеходная историческая улочка в Кирове:

27.


Тут уже видно лицо исторического Кирова - купеческая застройка XIX - начала XX века.
Вообще, конечно, не самая живописная прямоугольная городская планировка имеет свои плюсы - например, проще ориентироваться. Но, на мой вкус, Киров был бы гораздо живописнее, если бы сохранилась уничтоженная перепланировкой при Екатерине II традиционная радиально-кольцевая планировка - с улицами, сходящимися к кремлёвским башням.
Тут же расположено главное здание краеведческого музея.

28.


Вятская земля при скудости древнерусских архитектурных памятников обильна своими музеями, чуть ли не половина из них сосредоточена в Кирове.
В городе на 490 тысяч человек населения более 15 музеев; столько не в каждом городе миллионнике есть. Среди них 3 - это дома-музеи знаменитых людей, как-то связанных с Вяткой, но есть и музеи, претендующие если не на всероссийское, то на надрегиональное значение (единственная за пределами Петербурга кунсткамера, музей авиации и космонавтики, Палеонтологический музей).
Логично, что почти все кировские музеи - в центре города.
Сейчас главная улица исторического центра - это улица Ленина, прежде Николаевская.

29.


30.


Вот она спускается из основной части исторического центра в овраг Засора и поднимается во второстепенную часть:

31.


В южной, заовражной части исторического центра дореволюционных зданий на улице становится меньше, зато именно здесь находится самое красивое по многим отзывам здание Кирова - бывший дом Булычёва, построенный в 1910-х годах:

32.


По иронии судьбы, сейчас дом входит в комплекс областного управления ФСБ.

33.


По соседству притаилось камерное здание детской филармонии неопределённого возраста:

34.


Ещё в южной части улицы Ленина находится дом-музей Салтыкова-Щедрина:

35.


Вятский дворик:

36.


Довольно обычные для наших региональных центров контрасты.
Вообще, в Кирове дела с топонимикой обстоят лучше, чем в среднем по стране: переименовали хотя бы часть улиц с советскими типовыми названиями, которые были в каждом городе; но вот имя Ленина не желает исчезать с карты города, думаю, не в последнюю очередь благодаря местному отделению КПРФ.
До 1930-х годов на Николаевской улице стояли крупнейшие православные храмы Вятки (Воскресенский кафедральный собор и Александро-Невский собор), ни тот, ни другой не дошли до наших дней.
Зато на месте первого из них была построена гостиница "Центральная" - и сейчас одно из самых больших зданий города:

37.


Собственно, строительство этого здания ознаменовало превращение улицы Ленина в одну из главных городских магистралей.
Ещё из заметных зданий советского времени на улице Ленина - филармония, расположенная во вполне таком себе здании ДК:

38.


За зданием филармонии - парк им. Гагарина, который уступает уютом и очарованием Александровскому саду, но зато несколько крупнее его:

39.


Перед филармонией, у пересечения улицы Ленина и улицы Воровского (одной из основных магистралей, соединяющих центр со спальными жилмассивами на западе) - площадь Революции.
Её в августе 2013 года украшала вполне революционная рогатая человеческая фигура - викинг, кажется:

40.


Последние старые здания на южном краю исторического центра:

41.


Если опять вернуться в основную часть старого города севернее оврага, то там можно обнаружить ещё пару неплохо сохранившихся старинных улиц - это идущая перпендикулярно Казанской и Ленина Московская:

42.


На Московской - встроенная в дом Екатерининская церковь 1903 г. постройки:

43.


Единственное уродливое здание на московской и летнее вятское небо:

44.


На Московской - вятская Кунсткамера: оригинальный музей с интересным названием, от которого у меня ничего не сохранилось в памяти.
Ещё на Московской - львы и музей истории народного образования, где я не был:

45.


Параллельная ей Спасская:

46.


На ней находится прекрасная усадьба Жмакиных - второй по красоте после здания УФСБ дом в городе:

47.


И не столь красивое современное здание Театра кукол им. Афанасьева:

48.


Около театра - настоящая смотровая площадка с видом на тот же овраг Засора и заовражную часть центра:

49.


На площадке - китчевая, но очень вятская скульптура, изображающая дымковскую игрушку (Дымковская слобода - пригород Кирова прямо через Вятку от исторического центра):

50.


Примерно напротив театра - небольшой детский парк "Аполло".
Ещё там где-то - здание бывшего кинотеатра "Победа" - наверное, самое изящное вятское здание в сталинском стиле:

51.


И не менее параллельная Преображенская (пожалуй, сохранилась лучше всего):

52.


53.


Там музей Циолковского, авиации и космонавтики - совсем неплохо:

54.


Московская улица на западе проходит через Театральную площадь, на которой старая Вятка, в целом, заканчивается. Но именно Театральная площадь, в прошлом Хлебная на западном краю города, стала в послевоенные годы главной городской площадью.
В принципе, когда Киров стал развиваться на запад, претензии на главную городскую магистраль стал предъявлять не заходящий в центр Октябрьский проспект - Театральная площадь, которая как раз на границе между старым и и не таким старым городом, вполне стала подходить на роль главной площади.
Площадь не то чтобы очень оригинальна по своей структуре и застройке; она квадратная, со всех сторон её окружают здания 1950-х годов постройки - администрация Кировской области с запада:

55.


Драматический театр с колоннами с севера:

56.


С востока на неё выходят дореволюционные здания.
И массивный Ленин в центре, конечно:

57.


Приятные особенности Театралки - то, что она почти вся пешеходная.

58.


И сквер с фонтаном:

59.


А Московская улица тянется западнее, за Октябрьский проспект и дальше, в Юго-Западный район.
Приятная застройка послевоенных лет в районе центральной площади:

60.


Даже отсюда видны леса и поля, ведь сплошная городская застройка компактного Кирова кончается всего в нескольких километрах южнее.
Ещё немного старого и интересного есть непосредственно южнее и юго-западнее площади - прежде всего это бывший Александровский костёл.

61.


62.


Сейчас там органный зал, и вместе со сквером и памятниками всяким инструментам в нём это такой локальный городской культурный центр.

63.


64.


Если на юге Кирова старая застройка исчезает постепенно, встречаясь всё реже и реже, то
севернее Преображенской улицы она как-то резко исчезает - начинается такой вполне обычный панельный советский жилой район, который тут был возведён на месте старых кварталов с почти столичным размахом.

65.


Этажность только тут довольно высока для средних размеров регионального центра - но это тоже примета Кирова.

66.


67.


Северный кусок магистральной улицы Ленина:

68.


Но и тут есть следы прошлого - прежде всего довольно большая церковь Иоанна Предтечи XVIII века:

69.


А от старой застройки, по сути, уцелел только один дом - благодаря тому, что к моменту перестройки района тут уже решили устроить дом музей Александра Грина.

70.


Автор "Ассоли" родился в Слободском, но учился и провёл значительную часть детства и отрочества в Вятке.
Ещё из старой застройки на севере центра Кирова - здание текстильного комбината и СИЗО №1 (бывший "Тюремный замок"). По моему опыту, в нашей стране именно учреждения пенитенциарной системы отличаются наибольшей стабильностью в плане занимаемых ими помещений.
А вот так выглядит старый выезд из Кирова (через Старый мост), расположенный на крайнем северо-востоке центра города - где ничего исторического уже нет.

71.


Впрочем, туда можно дойти по набережной Грина.

72.


Севернее, за улицей Профсоюзная, уже начинается кировский пояс промзон, полукольцом охватывающий центральную часть города.
Что ещё я упустил в Старой Вятке? Тот же овраг Засора западнее улицы Кирова, который местами с переменным успехом превращён в сквер 60-летия СССР, но туда я за два своих приезда в Киров так и не добрался. Дальше, южнее оврага - там периодически ещё попадаются старые постройки, но всё меньше и меньше.

73.


74.


На крупной улице Воровского, которая идёт от площади Революции с филармонией и рогатым викингом - довольно обычный, но хотя бы не уродливый позднесоветский архитектурный ансамбль со зданием администрации Кирова.
Октябрьский проспект, самая длинная улица города, обходит исторический центр с запада, соединяет промышленные и жилые районы на северо-западе Кирова с транспортными узлами на юге (вокзал, автовокзал).
В 1930-е - 1950-е годы его пытались сделать главной улицей города - что, на мой взгляд, удалось лишь отчасти. Октябрьский проспект не оживлённее центральной улицы Ленина; его центральная часть застаивалась зданиями в сталинском стиле, но так и не была застроена в этом стиле вся; да и сталинки местные - не совсем сталинки: декора и архитектурных излишеств маловато (так называемые "ободранные сталинки"). Эта улица не стала самой главной и самой парадной в Кирове, а лишь одной из. Приятность улице придаёт разбитый ещё в дореволюционные годы бульвар.
Самый оживлённый участок Октябрьского проспекта - южнее улицы Воровского и до железнодорожного вокзала.

75.


Рядом находится и автовокзал; у перекрёстка Октябрьского проспекта и Воровского - ЦУМ; этот район - такой транспортный и торговый центр Кирова.

76.


ЦУМ, видимо, перестроен, и невероятно неудачно:

77.


И расположившаяся вдоль улицы Воровского торговля местами принимает диковато-неприятные формы:

78.


Между торговлей и транспортом - парк имени Кирова, один из крупнейших и самый роскошный в городе: пруды, цирк, колесо обозрения, макдональдс и даже музей-диорама, посвящённый революционным событиям 1917 г. в Вятке.

79.


80.


81.


82.


83.


84.


85.


Из парка Киров смотрится практически городом-миллионником:

86.


В паре кварталов восточнее парка - железнодорожный музей, посвящённый развитию железнодорожных дорог в Вятке; он совсем неплох, и там можно залезть в паровоз):

87.


Городской автовокзал, отличающийся довольно транспортным решением: он ровно в квартале от железнодорожного вокзала и от всех крупных городских улиц.

88.


89.


Привокзальные кварталы с совсем уж необычной для города с полумиллионным населением высотной жилой застройкой:

90.


Довольно неплохое, но обычное здание главного железнодорожного вокзала - послевоенной постройки; видимо, оно заменило не справлявшееся с пассажиропотоком прежнее здание.

91.


А вот пристроенный со стороны путей конкорс - максимально некрасив:

92.


Несмотря на не очень плотную сеть железных дорог в Кировской области, Кировский железнодорожный узел занимает важное положение на Транссибе.
Про кировские окраины - в следующей серии.

монастырь, город, Кировская область, Киров, путеводитель, транспорт

Previous post Next post
Up