Второй город Кировской области, главный пригород Кирова и самый индустриальный вятский город, лишь немного уступающий Кирову по промышленному производству. Такой советский промышленный гигант регионального масштаба, и вместе с тем совершенно северный город. На севере европейской России, в депрессивных и пустеющих лесных регионах, по сути, есть только два варианта: либо жить в чистом месте, где нетронутые леса, озёра и, вероятно, древние церкви, но совершенно нет работы и каких-нибудь перспектив - либо жить рядом с дымящими трубами, в индустриальном центре с едким воздухом, где не особенно есть здоровье, зато есть работа и перспективы. Кирово-Чепецк - это второй вариант; впрочем, обычно на севере дымящие трубы и едкий воздух - это целлюлозно-бумажный комбинат, на который население в радиусе сотни километров свозит лес, а здесь производство более сложное, и воздух в городе вроде как почище. По крайней мере, здесь не слезятся глаза и не першит в горле, как в карельской Кондопоге или в архангельской Коряжме, и не пахнет жжёной резиной, как в металлургическом Череповце.
Более сложное производство - это Кирово-Чепецкий химический комбинат, производящий продукцию в диапазоне от полимеров и минеральных удобрений до сырья для производства урана (гексафторид и тетрафторид урана). С его возведения на рубеже 1930-х и 1940-х годов, фактически, и начался посёлок Кирово-Чепецкий; до этого момента здесь с XVIII века существовало селение Усть-Чепца и одна из крупнейших на Вятке спичечных фабрик. В 1942 году к химическому комбинату, первоначально производившему фосфорные удобрения, добавки к пороху, карбид кальция для газосварки (без него танки не сделаешь) и хлороформ, добавилась Кировская ТЭЦ (сейчас ТЭЦ-3). Электростанция работала на торфе, и для снабжения её сырьём была построена целая сеть узкоколеек в болотистых лесах за Чепцой; через Чепцу был построен мост. Хотя электростанция была в 90-е годы переведена на природный газ и производство торфа остановлено, Каринская узкоколейная железная дорога остаётся одной из немногих в России, где сохраняется пассажирское сообщение. Действующий транспорт родом откуда-то из 50-х годов - это такая вятская специфика Кирово-Чепецка.
После войны на химическом комбинате были освоены некоторые виды переработки урана; здесь же производилась значительная часть сырья для советской водородной бомбы. С тех пор в промзоне остались захоронения ядерных отходов.
Было освоено производство полимеров - фактически, местный комбинат стал одним из первых производителей пластмассы в Советском Союзе.
К середине 1950-х годов население посёлка превысило 20 тысяч человек; была наконец построена автомобильная дорога до Кирова и посёлок Кирово-Чепецкий стал городом Кирово-Чепецк.
Для повышения женской занятости и перевода женщин с опасных радиоактивных производств в городе была основана швейная фабрика, дожившая до сегодняшнего дня.
В 1960-е годы получила дальнейшее развитие фармацевтическое направление: комбинат стал одним из главных производителей психотропных препаратов в СССР; примерно тогда же впервые в стране здесь стали производить протезы клапанов сердца. В 1970-е здесь стали производить искусственную кровь - предприятие становилось всё более высокотехнологичным.
В те же 1970-е был построен отдельный современный завод минеральных удобрений в составе комбината.
К концу советского времени Кирово-Чепецкий химический комбинат превратился в конгломерат из нескольких десятков производств и вошёл в число крупнейших предприятий страны; даже сейчас на нём работает более 10 тысяч человек, что составляет значительную часть трудоспособного населения города.
Впрочем, уже в 1970-е годы в Кирово-Чепецке возникло другое крупное промышленное предприятие - филиал кировского завода им. Лепсе (сейчас - завод "ВЭЛКОНТ"), занимающееся тем же, чем и головной завод (производством электроники для авиационной промышленности).
С одной стороны, промышленность Кирово-Чепецка относительно неплохо пережила 90-е и 2000-е годы. С другой стороны, количество рабочих мест (особенно в машиностроительных, наукоёмких и технологических отраслях) в ней всё же сократилось за постсоветское время, да и Киров с его более разнообразным рынком труда и более высокими зарплатами близко.
В результате население Кирово-Чепецка сократилось почти на 20%, с максимума в 92 тысячи человек до теперешних 75 тысяч.
3.
Для Кировской области, где население растёт только в Кирове, это средний показатель.
4.
Тем не менее, Кирово-Чепецк остаётся внеконкурентным вторым городом региона (отставая от Кирова в 7 раз, он опережает следующие за ним Слободской и Вятские Поляны более чем вдвое), обеспечивающим 20% промышленного производства Кировской области и половину объёма её экспорта.
По ощущению, Кирово-Чепецк - единственный кроме Кирова крупный город региона, где есть широкие улицы, оживлённое движение и более-менее городская жизнь.
5.
6.
В городе осталось всего 4 внутригородских автобусных маршрута, которые начинаются в промзоне и курсируют по кольцу в жилой части города; они пользуются немалой популярностью.
7.
8.
В Кирово-Чепецке проживает более 10% населения Кировской агломерации, которая в свою очередь концентрирует почти 60% населения и почти 90% промышленного производства Кировской области; до регионального центра отсюда лишь 30 километров. Тем не менее, сообщение с Кировом тут самое неудобное: длинная узкая дорога идёт дугой вдоль левого берега Вятки. Она перегружена автомобилями (особенно на начальном участке, где служит основной связью между Кировом и отдалённым Нововятским районом города), минует несколько переездов на Транссибе с его оживлённым движением поездов - до центра Кирова от Кирово-Чепецка ехать не меньше часа.
При этом в Кирово-Чепецке есть железная дорога: химический комбинат не смог бы без неё обойтись, но на городской станции Чепецкая, которая расположена на ответвлении от Транссиба, нет пассажирского движения.
Это роднит Кирово-Чепецк со столь не похожим на него по остальным параметрам Слободским: при неплохо сохранившимся пригородном железнодорожным сообщении на Вятке два главных пригорода Кирова, второй и третий город региона, его лишены. Причём если в случае со Слободским это можно объяснить неудобной конфигурацией местной железнодорожной линии (она идёт не напрямую в Киров, а на станцию на ветке Киров - Котлас), то в Кирово-Чепецке было бы очень просто организовать движение пригородных поездов при условии электрификации линии на Чепецкую; относительно быстрое движение поездов по электрифицированной линии позволило бы им конкурировать со стоящим в пробках автомобильным транспортом.
Кирово-Чепецк никогда не имел статуса наукограда, но из-за многообразия и сложности технологических процессов на комбинате значительную часть населения здесь всегда составляли люди с высшим образованием. Наверно, поэтому Кирово-Чепецк не очень похож на классический советский моногород вроде Тольятти или Нижнего Тагила с однообразной городской средой, прямоугольной планировкой и монотонной застройкой. Здесь есть несколько парков и лес (в том числе среди домов южных микрорайонов), кварталы довольно живописны, а панельная застройка - не самая унылая. Местами Кирово-Чепецк неуловим образом напоминал мне атомный наукоград Сосновый Бор около Санкт-Петербурга:
9.
10.
Но здесь, конечно, всё же не так живописно, нет детских площадок по мотивам сказок Андерсена, победнее и не так благоустроенно, и чувствуется далёкая провинция.
11.
12.
И бетонные плиты - как специфика Севера (хотя Кирово-Чепецк южнее Соснового Бора).
Достопримечательностей здесь, конечно, не очень много по сравнению с Кировом или историческими городками вятской глубинки - но гулять здесь довольно приятно. Надо только обходить лужи, некоторые из которых крупнее всех, что я когда-либо видел в городах нашей Родины.
13.
Но это уже общевятская проблема с дорогами, которые в этом регионе даже хуже, чем в Тверской области, и не лучше, чем в Архангельской - и в Кирово-Чепецке они заметно хуже, чем в Кирове, и не сильно лучше, чем в малых городах региона.
Как говорил Салтыков-Щедрин (который, кстати, одно время был вятским губенатором): "Стока нету!".
14.
Несмотря на кажущуюся удалённость и затерянность Вятки, главный моногород региона не выглядит криминальным или небезопасным местом.
Жилая часть города чётко делится на две части - западнее более старая (1950-60-х годов): И более новая восточнее и южнее (1970-80-х годов):
16.
Через весь город проходит проспект Мира; в промзоне он носит гордое название Заводской улицы.
17.
18.
19.
20.
На западе эта магистраль переходит в дорогу на Киров, на востоке - в дорогу на Глазов и Ижевск.
Старый город - более-менее типичный жилой район 1950-х годов.
21.
Сталинки тут, как и в Кирове, "ободранные" - без особых украшений и излишеств, но всё равно приятные на вид.
22.
23.
Кирово-Чепецкий дворик:
24.
Параллельно проспекту Мира идёт более тихий проспект Маркса.
25.
От которого начинается резкий спуск к реке Вятке.
26.
К парку над рекой выходят уже не столь красивые пятиэтажки конца 1950-х - 1960-х годов:
27.
Вдоль Вятки - не очень благоустроенный, но приятный парк с прекрасными видами на реку и безлюдные заречные просторы.
28.
Почти как во Владимире от Успенского собора или в есенинском Константинове:
29.
30.
В его западной части - неплохо сделанный воинский мемориал:
31.
И церковь Всех Святых, построенная к 2001 году; самый большой и главный храм в городе.
32.
Восточнее, уже в новой части города, великолепный вид на слияние Вятки с Чепцой.
33.
Кирово-Чепецку больше подошло бы название Вятко-Чепецк или Вятско-Чепецк.
На самом западе старой части города - центральная и малолюдная Октябрьская площадь.
34.
35.
Центр городской жизни сместился восточнее по проспекту Мира, на границу старой и новой части города и дальше.
А на Октябрьской площади есть довольно невзрачный автовокзал:
36.
Совершенно северный деревянный ДК "Дружба" со скульптурами - на мой взгляд, самое красивое здание в городе:
37.
38.
И циклопический серп с молотом:
39.
И аттракционы - какая же главная площадь российского провинциального города без аттракционов:
40.
Ещё западнее старого города - промзона с химкомбинатом и ТЭЦ. Вплоть до позднесоветского времени в Союзе не очень думали о розе ветров, и заводы часто оказывались западнее жилых районов. Ну а у нас преобладание западных ветров (западный перенос), и всё несло на дома. В Кирово-Чепецке между главной площадью и заводами есть хотя бы лес, но, думаю, до внедрения какой-то очистки город хорошо так орошался выбросами.
Если планировка старой части города условно прямоугольная, то в новых кварталах она более свободная, местами похожая на радиально-кольцевую; ну и названия улиц там тоже какие-то более свободные.
41.
Проспект с таким прекрасным названием - не самая оживлённая, но самая широкая улица города, хотя это только один из выездов на Киров.
42.
Новый город состоит из 13 микрорайонов.
43.
44.
Именно многоэтажки нового города немного напомнили мне Сосновый Бор.
Узкоколейка, соединяющая Кирово-Чепецк с посёлком (теперь микрорайоном) Каринторф - главная достопримечательность города и одна из главных достопримечательностей Кировской области. Её посещение стало для меня, пожалуй, самым сильным впечатлением от региона.
В конце 1980-х годов сеть узкоколеек в окрестностях Кирово-Чепецка простиралась более чем на 100 километров, доходя на северо-востоке почти до Белой Холуницы, а на юге уходя по путепроводу далеко за Транссибирскую магистраль; в те времена в вятской глубинке узкоклейка была более доступным транспортом, чем автомобиль или автобус. В 1990-е была демонтирована южная часть сети; в конце 2000-х - начале 2010-х с прекращением добычи торфа в этих местах была закрыта и большая часть линий за Чепцой, но линия на Каринторф выжила.
Хотя в Кирово-Чепецке и Кирово-Чепецком районе все торфоразработки свёрнуты, Кировская область с её остановившимся временем остаётся одним из немногих регионов России, где ещё добывается торф; местная компания "ВяткаТорф" занимает около половины торфяного рынка страны. Торфяная промышленность жива здесь во многом потому, что Кировская ТЭЦ-4 до сих пор использует торф в качестве топлива.
Хотя на городской железнодорожной станции Чепецкая нет пассажирского движения, в городе есть пассажирское сообщение по узкоколейке, 3 станции которой расположены в городской черте на юге города; поезд ходит 5 раз в день и даже может быть использован в качестве внутригородского транспорта. Такой вот узкоколейный S-bahn.
Я доехал от Слободского до Кирово-Чепецка через Киров на двух автобусах; следуя общему духу июля 2015 года, под вечер опять начался дождь - и сильный.
Я высадился где-то рядом с разъездом Новый, который сейчас конечная станция, но не сразу смог найти узкоколейку - никаких указателей, всё заросло и вообще никакой интеграции с городской средой:)
По какой-то странной причине не все местные понимали, что я имею в виду; со второго раза мне наконец показали дорогу.
Движение здесь активнее, чем на иных линиях широкой колеи, но разъезд Новый легко принять за заброшенный.
45.
Минут за 5 всё оживает. Появляются люди, поезд из другого времени и перронный контроль (перронная продажа билетов, на самом деле):
46.
Жалко, что демонтированы пути до станции Торфяная, расположенной западнее, в промзоне у ТЭЦ; так можно было бы доставлять пассажиров прямо на работу.
Следующая после "Нового" - станция с красивым названием "Вернисаж", расположенная там, где проспект Россия переходит в улицу 60-летия Октября и пересекает узкоколейку по мосту.
47.
48.
Да, вот в кировском Нововятске можно минут 30 стоять в пробке на переезде через Транссиб, а в Кирово-Чепецке через узкоколейную железную дорогу с её 5 поездами в день - капитальный путепровод. Ещё в районе разъезда Новый есть полноценный надземный пешеходный переход:
49.
Если эта узкоколейка переживёт нынешнее нелёгкое время, и в Россию когда-нибудь придёт цивилизованный подход к городскому транспорту, то эту железную дорогу непременно превратят в скоростной трамвай:)
На "Вернисаж" я попал пасмурным утром следующего дня, после того как переночевал в Каринторфе и вернулся посмотреть как следует Кирово-Чепецк.
Ещё одна городская станция узкоколейки - Боёво, она тоже расположена в многоэтажных микрорайонах новой части города, но я туда не попал, только проезжал. Рядом с ней находится современная церковь Александра Невского, которую тоже можно отнести к городским достопримечательностям.
Около неё - пересечение узкоколейки с главной кирово-чепецкой улицей проспектом Мира, который переходит здесь в дорогу на восток; здесь, как ни странно, не путепровод, а переезд:
50.
Едешь в тесном металлическом качающемся вагоне, за идущим со скоростью велосипеда поездом бегут дети и что-то кричат, за окном проплывают многоэтажные дома без малейших признаков современности - путешествие в прошлое.
Несмотря на то, что узкоколейная дорога продолжает работать, пути тут не сильно лучше, чем на многочисленных заброшенных линиях; практически каждый год здесь поезда сходят с рельс.
51.
Восточнее узкоколейка переходит довольно широкую здесь реку Чепцу по капитальному мосту. Река Чепца - один из главных гарантов сохранения пассажирского движения по Каринской узкоколейке: автомобильного моста нет и пока не предвидится, учитывая общую неважную ситуацию с мостами в регионе. Пока мотовоз с несколькими вагонами остаётся единственной круглогодичной связью Кирово-Чепецка с посёлком Каринторф (сейчас это официально микрорайон города).
За Чепцой - леса, болота, пропускающие поезд грибники с велосипедами. Здесь ещё два остановочных пункта узкоколейки - "Бор" и "Пойма", почти без отличительных признаков: поезд просто останавливается в лесу. Ещё километров 10, 20 минут пути - и вот станция Техническая в посёлке (микрорайоне) Каринторф.
52.
53.
54.
Вокруг заброшенные торфополя, на станции - заброшенное оборудование для погрузки торфа, в посёлке сосны, вокруг - зарастающие торфяные разработки, леса, озёра и несметные полчища комаров. В общем, близко до места ночёвки.
55.
56.
57.
За станцией - вросшие в землю старые пути:
58.
Заброшенное депо:
59.
Посёлок - это такая совсем вятская глушь. Машин почти нет, асфальта тоже.
60.
61.
Рано утром люди собираются к поезду.
62.
63.
64.
В поезде - мужики, одетые как в советских фильмах, играют в карты по дороге на работу. Нигде больше в нашей стране я так не чувствовал дух прошедшего времени.
Потом была пара часов осмотра Кирово-Чепецка - и пешком на выезд на восток, в сторону Зуевки.
65.