Железнодорожный транспорт в Большом Сочи

Jun 14, 2015 02:49









Большой Сочи - это вполне типичная курортная агломерация, состоящая из десятков посёлков и микрорайонов вдоль моря, многие из которых слились друг с другом. Нагрузка на проходящие вдоль береговой линии транспортные артерии немалая, а в сезон она становится очень большой; фактически лето здесь - это настоящие "месяцы пик". Такие огромные пассажиропотоки может обслужить только высокопровозной общественный транспорт, прежде всего железные дороги. Если смотреть на опыт других курортов, то чаще всего в роли такого транспорта выступают железные дороги (Лазурный Берег, Коста-Брава), реже - трамваи (бельгийское побережье Северного моря) или троллейбусы (Большая Ялта, агломерация Сан-Ремо в итальянской части Лазурного Берега).
В Сочи с его недоразвитой и кривой улично-дорожной сетью ещё со времён Российской империи основным транспортом были железные дороги; проектировавшийся в советское время троллейбус так и не был построен.
В 2000-е гг. количество пригородных поездов и пассажиропоток стали сокращаться, несмотря на растущую автомобилизацию и пробки. К олимпиаде 2014 года модернизировалась вся городская инфраструктура, включая транспортную, и было бы логично, если бы в Сочи была создана полноценная система городских поездов с удобным расписанием и логичным расположением остановок.
Этого сделано не было - к олимпиаде были построены сложные и дорогие линии в аэропорт Адлер и в Красную Поляну; как и значительная часть олимпийских объектов, они оказались одноразовыми и не очень приспособленными к повседневному использованию местными жителями. Менее чем через год линия в аэропорт Адлер была закрыта, объёмы движения на остальных линиях сократились более чем в десять раз в сравнении с показателями во время олимпиады.
В итоге в Большом Сочи осталось 2 маршрута движения электричек, на каждом - 6 пар пригородных поездов в сутки:




Совершенно непонятно, почему нельзя было провести краснополянскую ветку через аэропорт Адлер, а не делать в аэропорт отдельное ответвление; было легко предсказать, что в российских условиях в аэропорт с пассажиропотоком меньше 3 млн. человек в год аэроэкспресс не выживет.
Ещё один большой недостаток сети - то, что юго-восточная конечная электричек - это Олимпийский парк, они не доходят пары километров до КПП Псоу с Абхазией, пассажиропоток куда довольно большой даже не в сезон. Я уже не говорю о том, как было бы здорово продлить маршрут электричек из центра в Сочи в Абхазию.

Несомненно, самое прекрасное, что есть в железной дороге Сочи - это собственно железнодорожный вокзал Сочи:













В принципе, и новый вокзал Адлера




и старый вокзал Адлера




И новые станции в Красной Поляне




И в Олимпийском парке







Не сильно хуже.

По ходу, РЖД - единственная организация из участвовавших в Олимпстрое, у которой хватило мозга и которая не пожалела денег на хороших импортных архитекторов и проектировщиков.
В принципе, теперь юго-восточная часть сети (между станцией Сочи и абхазской границей) выглядит достойно.




Как многое в Центральном и Адлерском районах Сочи, железная дорога здесь не похожа на что-то российское.
Ничем не отличается от китайской станции.




Как в Китае, только поскромнее.




Даже вокзал Адлер двухэтажный - на вернем этаже зал ожидания, на нижнем - пути с перронами (правда, в Китае обычно ещё есть самый нижний зал прибытия под путями).




Не последнюю роль тут играет то, что это единственный участок российских железных дорог, где совсем не осталось электропоездов отечественного производства - РЖД отчаялась ждать от Демиховского завода современный ПС и полностью оснастила олимпийские линии электропоездами Siemens ("Ласточка")







Теперь о грустном.
Действительно, никто не подумал о том, как линии будут использоваться после олимпиады.
В первую очередь это касается линии в Красную Поляну.




Линия сама по себе прекрасна, с кучей тоннелей и мостов, позволяющих практически скоростное движение поездов. Это самый быстрый и даже самый дешёвый способ добраться до горнолыжного курорта Роза Хутор из Адлера и центра Сочи.
Но для жителей Эстосадка и особенно самой Красной Поляны, и даже для тех, кто направляется на горнолыжный курорт Альпика-Сервис с его самой высотной в России канатной дорогой железнодорожная линия не очень удобна.
Её построили на противоположном по отношению к населённым пунктам и автодороге берегу реки Мзымты. При этом обе станции ветки ("Эстосадок" рядом с Красной Поляной и "Роза Хутор" рядом с Эстосадком) расположены довольно далеко от жилых домов и других мест образования пассажиропотока. От станции "Эстосадок" просто нет никакого пешеходного моста к жилым кварталам Красной Поляне, чтобы добраться до станции, надо садиться на автобус и ехать сначала вдоль реки, потом через мост, потом вдоль реки в обратном направлении. Конечно, в этой ситуации даже такие любители электричек, как мы, с утра поехали из Красной Поляны в Адлер на автобусе.
Довольно мелким уже выглядит тот факт, что о том, чтобы сделать станции для нескольких посёлков, расположенных между Красной Поляной и Адлером, не подумали совсем.
В общем понятно, почему уже были разговоры о закрытии и этой линии.
От этого прекрасного, современного здания до гостиниц Эстосадка пешком вдоль дороги метров 400, до курорта Роза Хутор - на автобусе:




Причём железная дорога проходит непосредственно рядом с Эстосадком и канаткой "Альпики-Сервис".
Китайским товарищам, у которых мы всё больше и всё с меньшим успехом заимствуем, также свойственно не очень думать об интеграции транспортной инфраструктуры в окружающую среду, но всё же не до такой степени. Кроме того, в Китае с его темпами роста и соответствующим спросом на транспорт вдоль линии, проложенной совершенно в "безвоздушном пространстве", возникают новые районы и даже города.
Похожая дальновидность заметна и на юго-восточном "радиусе" в Олимпийском парке, состоящем из двух станций.




Как я уже говорил, линию совершенно напрасно не дотянули до абхазской границы, где помимо полного людьми КПП Псоу есть ещё пара кварталов многоэтажных жилых домов.
Но это ладно, летом есть шанс уехать на электричке до самого Сухума:)
С юга к станциям Олимпийского парка подходят автобусы, да и пешком через асфальтово-грунтовые пустыни можно минут за 20 дойти до стадиона Фишт.




С севера к железной дороге прилегают обширные массивы частного сектора.




А вот прямого выхода со станции туда нет, как и в Красной Поляне, оптимальным транспортом здесь остаются автобусы.
Теперь о ситуации в центре Сочи и Адлера.
Очень здорово, что наконец сделали двухпутной основную прибрежную магистраль.




При этом основным средством борьбы за увеличение скорости движения поездов стало закрытие небольших станций в Центральном и Адлерском районах; а ведь именно такие станции, особенно если они расположены рядом с городскими транспортными узлами, генерируют пассажиропоток и, собственно, превращают пригородные электропоезда в городские. Вокзал Адлера, расположенный на западной окраине Адлера, так там и остался.
Отдельно стоит отметить 6-7-часовой дневной перерыв в движении поездов.
Чтобы из центра Сочи добраться в центр Адлера, надо либо сесть на автобус на Курортном проспекте, либо идти 15 минут до сочинского вокзала, сесть на одну из 6 за день электричек, доехать до Адлера, там сесть на автобус и ещё минут 15 ехать до центра Адлера.
Понятно, что в такой ситуации даже в условиях пробок курортного сезона человек с ограниченным временем выберет автобус.
Непонятно, почему нельзя было при таких средствах на реконструкцию провести её так, чтобы реконструированное стало востребованным и эффективным? Мне кажется, отсутствие нормального планирования и анализа ситуации и есть основное отличие российского транспорта от западного и даже китайского; редкие радующие душу исключения встречаются в основном в Москве и Питере.
В итоге основной пассажиропоток наблюдается на участке Адлер - Роза Хутор (в праздники и выходные дни):




И на участке Сочи - Туапсе:




Между Сочи, Адлером и Олимпийским парком поезда ходят полупустые.
Участок Сочи - Туапсе составляет основную часть сети и гораздо меньше подвергся реконструкции (его коснулось только удвоение путей, ну и "Ласточки" там курсируют те же):




Там хуже с автотранспортом, дорога уже, пробок больше, и вообще мало что поменялось с доолимпиадных времён.










Как-то так, спасибо за внимание.


объекты, Причерноморье, Краснодарский край, СКЖД, железная дорога, Россия, Сочи

Previous post Next post
Up