Венеция, "Дыхание"

Oct 28, 2013 20:58

Приезжать в Венецию во время биеннале - это тяжелый опыт. Короткий и нервный обзор нескольких национальных павильонов показал: современное искусство, или то, что сюда привозят под его видом - это за очень малым исключением или угрюмая имитация безумия, или чистое жульничество.

Мимо одной из работ не было возможности ни пройти, ни проплыть. Буквально.

Две точки в Венеции - мыс Доганы и остров Сан Джорджо Маджоре всегда разделяла вода канала и связывала невидимая нить напряжения. Здесь простор, здесь место, где город открывается морю.

А вот эта инсталляция "Respiro" ("Дыхание" или "Беременная Элисон Лаппер") установлена на острове Сан Джорджо Маджоре с мая и будет стоять до 24 ноября. Это фонд Чини в рамках Биеннале искусств проводит ретроспективную выставку работ британского скульптор Энтони Куинна.






11-метровое "Дыхание" - надувная резиновая копия (а еще она лиловая, лиловая!!) мраморной скульптуры, которую Куинн сделал еще в 2005 году. Он изваял Элисон Лаппер, свою приятельницу-художницу, которая родилась с увечием, вызванным phocomelia, у нее нет рук и деформированы ноги. Всё, что я успела прочесть еще про эту женщину, говорит о том, что она закалилась в борьбе с социальными службами настолько, что может дать пинка любому, кто рискнул бы ее пожалеть, или использовать такие слова, как "вдохновляющий " в пределах слышимости.

Это важно, потому что работу Куинна (и оригинальная, из каррарского мрамора, и вот эта, надувная) всегда сопровождали рассуждения о том, что де это «новая модель женского героизма, в котором любовь, материнство и жизнестойкость принимают неожиданные формы» (хм! Они не уточняют, идет речь о модели или о работе Куинна) , или "путь к истокам", "красота и тайна сотворения жизни", и другие гулко-резонансные фразы, которые затыкают рот моей способности выражать мысли цензурными словами.

Впервые «Беременная А.Л.» (оригинальная) была установлена на четвертом (для сменных скульптур) постаменте на Трафальгарской площади почти десять лет назад. Сын Пэрис, которым Лаппер была беременна, благополучно родился и уже подросток. За это время скульптура много путешествовала (гораздо чаще, чем я): на Лондонской Параолимпиаде ее пронесли перед парадом спортсменов. Кроме того, она появлялась во многих местах, связанных с войной или с насилием, например,военном полигоне в Триполи, в Париже (где в это время шли протесты против однополых браков ), в Сринагаре (протесты в Кашмире), в штате Оклахома (разрушенном торнадо). Это не считая более легкомысленных мест, вроде конкурса красоты в Берлине или пляжей Нью-Джерси.

И вот теперь лиловая надувная версия Лаппер под названием «Дыхание» смотрит гуттаперчевыми глазами на Бачино Сан Марко, в непосредственной близости от церкви Сан Джорджо Маджоре.




А, да, был еще такой легкий отголосок «пуссирайот» на венецианской зыбкой почве - церковники оказались против. Согласно местной Gazzettino, глава епархиального отдела культуры дон Джанматтео Капуто «не был счастлив» видеть эту работу. Фонд Чини не уточнил, что объект - не оригинал из мрамора, а надувная версия, пожаловался он. И умолчал о том, что фигуру расположат перед церковью (я думаю, это имеет значение).

Так что можно предположить, что спор возник из-за неправильно выбранного места.
Потому что большинство критиков спорили не о художественных достоинствах «Дыхания» (чо тут спорить!), а о том, должна ли скульптура стоять там, где она есть.




Да, она цвета разведенной марганцовки. Но стала бы работа лучше, если бы была сделана, например, из розового веронского мрамора?

Он огромна, даже по сравнению с соседней церковью. Но вот автор, Куинн, настаивает, что масштаб имеет значение, он отражает величину проблемы, и так ее непросто спрятать. И вообще, жестко говорит Куинн, если вас тревожит изображение беременной Элисон Лаппер, это ваша проблема.

Она неуместна. Да, абсолютно. Но можно подумать, что рекламный плакат Gucci на библиотеке Сансовино более уместен.




И все-таки она огромна, неуместна и лилового цвета. С глубочайшим уважением к предмету этого творения (я не могу назвать это статуей, но не называть же ее воздушным шаром), но сфабрикованная символика «Дыхания» внушает мысли, которые не имеют отношения ни к жизни, ни к красоте, ни к тайне. Только к бизнесу. Кстати, идея нисколько не противоречащая внутреннему миру жителей города, обремененному историей и чувством собственной значимости.




Да, венецианцы недовольны, что знаковые места города заштампованы в рекламе, для коммерческих целей, растащены на тиражи. Они восстали даже против собственной мэрии, установившей по весне gabbiotto - пластиковый киоск туристической информации прямо стена к стене с кампаниллой сан Марко. И добились, чтобы его снесли власти раньше, чем смыла аква альта.

Уже даже фонд Франсуа Пино убрал от фасада палаццо Грасси весь тот мусор, который он выставлял на большой канал под видом современного искусства. Уже даже невинного мальчика с жабой убрали с мыса Доганы, заменив таким подлинным и таким пошлым зеленым фонарем. Стало хорошо.



Вот он, фонарь




Но вот на Сан Джорджо вспух (буквально) еще один артефакт. И снова вызывает недоумение: почему благие намерения, если они тут, в этой истории были, принимают столь уродливую форму, форму надувной куклы? Со всем уважением к ежедневному подвигу деторождения вообще и Элисон Лаппер в частности. Даже если она считается Венерой Милосской наших дней и «новой моделью женского героизма».



А еще она светится ночью



Поэтому, как я предполагаю, компания ACTV, в чьих руках находится водная навигация по Венеции, пролоббировала ночной демонтаж скульптуры. Чтоб не пугать капитанов вапоретто. По ночам ее сдувают.










Точно говорю. По ночам и утром постамент пуст. Когда "Дыхание" наполняется воздухом снова, я не успела заметить. Но в восемь утра скульптуры еще не видно, а к полудню она уже лиловеет. У нее свое расписание.

А вы что думаете?

Постскиптумом еще несколько картинок. Просто так, раз уж они мне попались:













Дзаттере



























Италия, Венеция

Previous post Next post
Up