В прошлых постах, когда велась речь о сицилийском культе Деметры, я в основном акцентировала внимание на то, как происходила замена местного культа Подземных богинь культом греческой богини.
Но в Селенунте - городе, который основали выходцы из Мегар Нисейских, все было несколько иначе. Колонисты, прибыв на Сицилию, привезли с собой готовый культ, который в то же время отличался от культа Деметры греческих полисов.
Статуэтка Деметры, обнаруженная в святилище в Селенунте
Сначало о самом культе Деметры в Селенунте.
Святилище Деметры Малофорос располагалось вне города на холме Гаджер, где изначально был её алтарь. Рядом с храмом был некрополь, что подчеркивает хтонический характер местного культа. Поскольку материал из святилища самый древний, то и культ богини в городе древнейший.
Селенунт был основан в землях сикан, которые так же поклонялись хтоническому божеству, чьи черты передались и Деметре.
Алтарь в храме Деметры МалофоросПомимо богини-матери Деметры на холме Гаджер обнаруживается вся триада Богини.
Святилище дочери Деметры - Персефоны Пасикрейтии (Всесильной) расположено так же на холме Гаджера. И она считалась богиней мертвых.
Вотивные статуи девушек Кор с голубками в руках.К святилищу Деметры примыкало Святилище Гекаты.
К северу расположено святилище Зевса Мейлихиоса (букв. «успокоитель»), божества потустороннего мира, связанного с мертвыми и обрядами очищения, описанными в священном законе города. Зевс Мейлихий в Селенунте выступал, как паредр Деметры. Это было синкретическое божество, в котором проявлялись черты главы богов и древнего местного подземного божества. Ему приносили жертвы в случаях самых бурных и трагических событий. Соединение культа Деметры с культом Гекаты и Мейлихия так же указывает на связь с заупокойным культом.
То есть культ Деметры в Селенунте был тесно связан с культом мертвых.
А теперь о происхождении культа.
В Мегарах, откуда прибыли колонисты, тоже был храм Деметры Малофорос и так же он располагался вне города.
Мегароны имели важное значение в культе Деметры.
Мегарон из селенунтского святилища Деметры
Они появились еще в микенское время, как культовые постройки, посвященные великому женскому божеству микенцев. Имя той древней богини не известно, но она имела довольно обширные функции, и земное плодородие в их числе. В более поздние времена в некоторых областях Греции «мегаронные» сооружения в честь Деметры имели уже чисто символическое значение и превратились просто в ямы или скальные углубления, куда участники празднеств сбрасывали свои подношения. А вот у Мегарцев Мегарон так и остался частью культа Малофорос.
Прозвище Малофорос (данное мегарцами) трактуют по-разному:
- Оно пошло еще от первых жителей страны, скотоводов. Оно происходит от mh`lon (в дорийском диалекте ma`lon) в значении "овца" (Павсаний)
- Но между тем, прозвище имело вполне конкретное значение - «яблоко», а так же имело более широкое значение - «плод, растущей на дереве».
Прозвище это у Деметры могло появиться благодаря статуе богини с яблоком в руке (У. Виламовица фон Меллендорфа)
- Именем Малофорос называли местное божество плодов, которую позднее отождествили с Деметрой (К.Ганель)
Культ Деметры Малофорос существовал в двух городах помимо Мегар - Византии и Селенунте.
Но именно Селенунтский культ отражает всю идейно-мифологическую его составляющую.
Одна из особенностей местной Деметры Малофорос обнаруживается после прочтения надписи, посвященной победе селенунтян. Там перечисляются боги и богини, которые помогли одержать эту победу и среди них Малофорос. Деметра предстает, как помощница в ратном деле и заступница.
Есть еще одна надпись, где Деметра предстает в подобной роли (в Селенунте её в основном называют просто Малофорос). Этой посвящение Малофорос от некоего Тевла, сына Пиррия, по обету, данному в море, видимо, в минуту опасности.
Культ Деметры Малофорос в Селенунте обнаруживает такое своеобразие, что даже выдвигают гипотезу, что он полностью взят из культа местного сиканского божества (Л.Парети). Но это не совсем так. Все-таки основное влияние здесь идет из метрополии. Культ Малофорос из Мегар Нисейских довольно рано (VIII в. до н.э.) был перенесен на Сицилию в Мегары Гиблейские. А уже оттуда в колонию Мегар Гиблейских - Селенунт. И своеобразный культ Малофорос, который сочетал в себе сотерические функции с хтоническими, сформировался еще там в Мегарах Нисейских. Просто он был очень рано, в период архаики, перенесен на Сицилию оттого так много хтонических черт, которые вообще свойственны культу Деметры на Сицилии.
В образе Малофорос ученые выделяют два крупных пласта:
- Наиболее древний крито-микенский. На территории Мегар Нисейских некогда процветал культ женского божества крито-микенской религии, которое затем стали ассоциировать с Деметрой. С этим пластом связывают появление сотерических функций Малофорос в Селенунте, связаны с «Владычицей» микенских надписей.
- Большое влияние на культ Малофорос так же оказал Элевсин с его знаменитым святилищем Деметры и мистериями. Культ, в котором воскрешение и умирание природы ассоциировалось с рождением и смертью человека. То есть хтонические черты в культе Малофоос сформировались еще в Мегарах под влиянием Элевсин, но отчетливее всего проявились в Селенунте.
- Еще одним пластом в образе этого божества была местная мегарская богиня, покровительствующая плодоношению садов, и называвшаяся Малофорос.
В связи с малой изученностью культа Малофорос в Мегарах (Павсаний ничего не говорит ни об обрядовой части культа, ни о ритуалах) мы не можем сказать, какие черты Малофорос были принесены в Селенунт, а какие достались от местного божества. Но общая направленность (хтоническая) в культе Малофорос показывает, что оно прекрасно вписывалась в представление о местном подземном божестве, и могло что-то заимствовать из сиканской религии.
В III в. до н.э. культ Малофорос вступил в конкуренцию с культом карфагенской Танит и синкретизировался с ней. А вот культ Мейлихиоса карфагеняне оставили в прежнем виде.