Мировой культ Девяти Дев

Oct 30, 2017 22:41




Собирая материал о Кайлах, я постоянно наталкивалась на отголоски культа девяти божественных дев.

Остров на котором обитали Девять Девиц (монашек) располагался в озере Лох-Тай в Шотландии. В Шотландии же существует легенда о том, что Кайлах предводительствовала над восемью старыми женщинами (или ведьмами).


Стюарт Макхарди, писатель и исследователь, приводит еще одну шотландскую легенду, в которой девять сестер стали жертвой чудовищного змея, позже убитого суженным старшей из них. Место, где произошло это событие отмечено Камнем Мартина, считающимся одним из пиктских камней. Это возле Данди в Стратмартине. Там сохранился святой источник, который до сих пор привлекает толпы паломников.



Камен Св.Мартина? изображающий сцену убийства змея, воином, женихом одной из Девяти ДевЕще один источник, который называется «Источник Девяти» находится возлеФинхейвене, принадлежит собору Брехина, только кому точно он посвящен - Святому Ниниану Шотландскому или Девяти Девам - не установлено.
Эта история о девяти девах мартиновского камня связана с другой, которая уводит нас на Сидлавские холмы. И связана со столицей пиктов Абернети. Девять дев Шотландских (валлийских) - это группа из девяти монахинь, которым король пиктов даровал жилище и молельню в монастыре, основанном Святым Дарлугдахой и Бригитой, в столице пиктов Абернети. Они были погребены у подножия большого дуба.
Священные Девы Бригиты, которые охраняют ей Огонь в Килдере, тоже по некоторым версиям, имеют число девять, но и называют число девятнадцать.
Фигура Святой Бригиты, которая основала монастырь в Абернети, связана с Невестой и Кайлех и священными Колодцами Молодости.
Другая Святая - Монинна из Киллевии - преподобная из Ирландии, которая основала общество из восьми девственниц и одной вдовы с ребенком на горе Слив Гулион (одно из мест обитания Кайлах).
Девять сестер связаны с обоими аспектами Богини-Матери - Старухой и Девой.



Джефри Монмут упоминает еще одну группу из девяти дев - это Девять сестер Авалона. Истории о короле Артуре были общими для всех народов Великобритании, в том числе и для племен юга Шотландии и Пиктов на севере. Для Шотландцев Авалон (по крайней мере, для народов Лотиана и Файфа) - был остров Мэй в Фёрт-оф-Форт, но для шотландцев это был Остров Дев, который был местом паломничества с дохристианских времен.

Девять сестер Авалона - это фея Моргана и её сестры (как Кайлех, которая предводительствовала восемью ведьмами): Мороноу, Мазоу, Глитонея, Глитен, Клитон, Тироноу, Тирис, Фетида. Они считались целительницами и провидицами. Это три тройных богини в возрасте от Девы до Старухи.

Это так же Девять сестер, которые сидят вокруг Котла Вдохновения и Возрождения, согревая его дыханием, внутри пещеры, что в потустороннем мире Аннуин.

Еще из артуровского материала - история о Передуре и Девяти Ведьмах Каер Лиу, которых он позднее уничтожает.

У Дональда Маккензи, шотландского фольклориста можно найти замечание, что эта группа из Девяти может ассоциироваться с египетской Девяткой богов (Эннеадой), Птахом и восемью его воплощениями, а так же девятью Матерями Хеймдалля из скандинавской мифологии.



Хеймдалль и его Девять матерей, В.Г.Коллингвуд, 1908Их имена Гиалл, Грейп, Ейстла, Иргиафа, Ульфрун, Ангейя, Имд, Атла, Ярнсакса
Согласно одной из теорий, эти Девять Дев были дочерьми морского бога Эгира и его супруги богини Ран.



Хеймдалля выносят Девять дев волн. Карл Эренберг, 1882Эти сестры были неразлучны, выбрав в возлюбленные одну из них, мужчина невольно оказывался возлюбленным остальных. Так и оскорбив одну из Дев, человек навлечет на себя гнев остальных восьми (еще и ярость Эгира и Ран). Этим Девяти Девам приносились кровавые жертвы, которые со временем заменились каплей крови, которую роняли в чашу или океан. Их имена тоже вызывают страх - Блодугхадда (Кровавоволосая), Кольга (Холодная) и Дуфа (Скрытая), Хрённ (Водоворот) и Хефринг (Взымающаяся Волна), Бюльгья (Сокрушительница), Унн (Вал), Бара (Большая Волна), Химинглёва (Прозрачная для небесного света).



Эгир и его дочери наполняют пивом большой котелЭтих морских дев можно отыскать так же в старинной ирландской сказке «Руадх, сын Ригдон», где есть намеки на жертвоприношение, и так же как во многих других историях - эти Девять связаны с мужской фигурой.
Кроме того скандинавской традиции можно отыскать еще несколько версий мотива о Девяти. К примеру, группа белых и черных, причастных к убийству Тиндранди в сказке, в котором некоторые видят Христианский мотив.
Девятка так же появлялась в истории Свипдага, Богиня Исцеления имеет девять спутниц.
Еще одна ссылка на Девять Девиц - это Девять Девиц Мюмила, связанного с великаном Имиром.
Фольклористы девятнадцатого века отмечают, что мотив Девяти Девиц произошел где-то в других местах.
Страбон ссылается на остров Иль-де-Сен возле Бретани, где проживали Девять Жриц, которых называют Gallicènes. Сами галлы называли своих Святых дев Senœ и Kenœ. Обреченные на вечное девство, они были известны своим провидением, целительством, оборотничеством и даже воскрешением. Они могли поднимать шторм на море. Еще недавно он назывался Остров Друидесс, так что, по крайней мере, на местном уровне эти Девы острова Сен воспринимались, как Жрицы. Их костюм представлял собой черное платье с широкими рукавами, черного пояса из кожи и белого колпака, усеченного сверху и завязанного под подбородком. Свои ночные обряды они совершают голыми, окрашивая тело в черный цвет, их волосы взлохмачены, а в руках факелы, руками они махали как фурии, чем пугали римских воинов.
Жрицы острова Сен так же имеют общее с девятью спутницами смертоносного духа Корриганом, который путем изменения формы заманивает героев на смерть.
Богиня Керридвен требовала для себя девять девственниц
В другой сказке, христианский Святой Самсон из Дола, встречает группу из девяти агрессивных женщин, которые представлены практически демонами. В этом случае видно, как христианская церковь впитывала в себя представление о Девяти Девах, превращая их как демонов (в случае со Святым Самсоном), так и в почти святых (Девять Дев Шотландских).
В Европе культу Девяти Дев могли быть посвящены некоторые из каменных (а может и деревянных) кругов.
В Корнуолле существуют целые комплексы каменных кругов, которые связаны с Девами - танцующими и Веселыми. Один из них так и называется «Девять танцующих Девиц Баскедана», правда его так называют из-за девяти камней, которые остались от 22 изначально составляющих круг. Но факт - все круги связывают с танцующими девами.



Иллюстрация Уильяма Копеланда Borlase 1872Обряды связанные с мегалитическими памятниками имеют девятикритное повторение, например, нужно проползти ровно девять раз через круглое отверстие камня Мен-ан-Тол, что рядом с кругом Девять танцующих девиц Баскедана, чтобы излечить ребенка от рахита.



Камень Мен-ан-Тол
И говоря о танцах можно упомянуть еще одну интересную историю.

Роберт Грэйвс утверждает, что старейшее упоминание о Девяти Девах можно увидеть на этой фреске из Пещеры Эль-Когула в Португалии, о которой я писала. (Если честно, то мне здесь видится не 9, а 10 женщин, если присмотреться, то у повисшей в воздухе женской фигуры 2 пары ног, но это может быть и какой-то дефект фрески, потому примем за правду, что перед нами 9 женщин, тем более это очень соблазнительная теория). Очевиден ритуальный характер их танца. Так что это действительно может быть древнейшее отражение культа Девяти Дев. Девы танцуют вокруг мужской фигуры. А по мифам видно, что культ Девяти Дев тесно связан с какой-то могущественной мужской фигурой - то ли отец, то ли возлюбленный, то ли сын их.



«Девять Муз» и «Аполлон» неолитической пещерной живописиФольклористы, которые первыми выявили культ Девяти Дев, ссылаются на культ Девяти Муз из греческой мифологии. Произошло это в 19 века, когда все отсылали к греческой и римской мифологии.


Девять МузНо на самом деле Древняя Греция сама имела много (больше чем одну группу) групп из Девяти Дев, все из которых были в первую очередь жрицами, связанные с исцелением и пророчеством. Это и Пиэриды, и Менады. Тот же МакХарди приводит в пример слова поэта Роберта Грейвса, который отмечает, что Ликаон Пеласг, сын медведицы Калисто, имел жену Нонакрис, чье имя можно перевести, как Девятикратная Богиня. И он отсылает культ Девяти Дев к Восточной Африке.
В Восточной Африке в Кении проживает народ Кикуйю, который считает, что происходит от Девяти сестер. Как и многие другие Девять Девиц эти тоже связаны с горой - Килиманджаро, на которой было положено начало творения. Они, как и в Европе связаны с могущественной мужской фигурой. Их отец бог Нгаи был творцом мира. Среди фиговых деревьев он нашел женщину по имени Мумби, которая родила девять дочерей - Ванджику, Ванджиру, Ванджери, Вамбуи, Васера, Вайтера, Вайриму и Ниамбура. По традиции все девочки Кикуйю должны быть названы одним из этих имен.



Стюарт МакХарди весьма восхищался этим мифом, поскольку история Девяти сестер народа Кикуйю выходит из места, где неподалеку были обнаружены древнейшие останки Homo sapiens. Он полагал, что это именно то место, где сама история о Девяти Девах зародилась вместе с человеком и разошлась по миру.

Ведьма, пещерная живопись, Кайлех, Дева, Легенды, Европа, Британские острова, греческая мифология, Жрицы, Искусство, Богиня, Девять Дев, Скандинавия, Кельты, атрибуты, Старуха, Иберия

Previous post Next post
Up