Хозяки мегалитов: Старуха из Бэра

Sep 15, 2017 22:48


Как и обещала, начинаю серию постов о древних богинях, которым поклонялись строители мегалитов, и память о которых дожила до нашего времени в народном фольклоре и легендах.

Знаете, вот когда блуждаешь по этим закоулкам, то и дело натыкаешься на знакомые с детства образы, очень узнаваемые, прямо таки родные.

И начинаю я с самой известной Хозяйки, известной под многими именами, я буду называть её на ирландский манер - Кайлах Бхир.

Это не Иберия, это Британские острова, но очевидно, что она связана со своими материковыми «сестрами» единым происхождением. Тем более, что некогда Британия был населена народами, имеющими общее происхождение с материковыми «строителями». Еще Юлий Цезарь, утверждал, что Пикты - древние люди, населявшие остров, были в родстве с иберами.

Старуха Кайлах, на мой взгляд, самый яркий образ из всех, о которых я буду вести рассказ. Не уступает и нашей «Хозяйке Избушки на курьих ножках», а уж на что та колоритныйейший персонаж!


Как я уже сказала, много имен у этой Старухи, и не удивительно, ведь существует она с начала времен. По источникам Кайлах известна с X века, по посвященной ей ирландской поэме «Сетования старой женщины».
Вот её имена:
Каллаих Бхур - у шотландцев
Калли Бери - в Ульстере
Каллах ни Громах - на острове Мэн
Имя Каллиах (Кайлах) происходит от староирландского caille (покрывало). Интересно, что ближайшее родственное слово - гэльское caileag - означает «молодая девушка». В современном ирландском языке от него происходят выражения cailleach feasa («знающая женщина», «гадалка») и cailleach phiseogach («колдунья», «чародейка»). Слово входит в гэльское Кайлах-дхуб (монахиня) и Кайлах-Ойдхке (сова)
Почему она из Бэра? Считается, что этот эпитет восходит к названию полуострова Беара на юго-западе Ирландии, места, с которым ассоциируется эта богиня. Однако профессор Геаройд О’Круалаойх (Gearóid Ó Crualaoich) считает, что рассматриваемый эпитет происходит от слова со значением «острый, пронзительный, враждебный» - bior(ach) или beur(ach) - и указывает на связь Калех с зимой и дикими местами. Так что можно говорить, как Старуха из Бэра, так и Старуха Бэра. Тем более, что в Шотландии она известна так же, под прозвищем - Бейра (Бхейра), королева зимы.
В народном ирландском и шотландском фольклоре она относится к тем, кого называют Хаг. Чаще всего это переводится на русский как «карга» или «ведьма», но ни тот, ни другой перевод не передает полностью смысл оригинала. Хаг - это особые пугающие и опасные персонажи низшей мифологии, напоминающие отдаленно славянских Мар или Бабу Ягу.
Известна она и под другими именами:
Старуха Бэра,
Старуха Урагайг
Старая Бэйнни Брик («Старая женщина Пестрые Горы)
Старуха Мор («Великая Старая женщина») (Шотландия)
Старуха Болюса
Корга Дуибнэ (Ирландия)
Кайлах Гуэшаг Ни (остров Мэн)
В рассказе о чудесной коре Глас Гайвлен, имя Старухи Бирог
Еще известны её поименования - Буи (Буах)
Считалось так же, что её звали Дирри (Дигди), так она названа в вышеупомянутой поэме «Сетования старой женщины»
Гир-Карлинг или просто Карлин (Нижняя Шотландия) - этот персонаж имеет определенные отличия в происхождение, я о них поговорю.
Очевидно, о ней говорит Чосер в «Рассказе дамы из Бата», называя «Мерзкой старухой» и Мильтон, называя «Синяя тощая ведьма».
Кроме этих персонажей, возможно, к культу Старухи относятся еще такие фольклорные образы, как Черная Эннис с Дэйн-Хиллс (Данские холмы) в Лейстершире и Ласковая Энни из Кромарти (о персонажах с именами Эннис и Энни тоже следует написать отдельный пост, поскольку они имеют «Свое лицо», эти персонажи из Центральной Англии лишь схожи со Старухой).
Разнообразие аспектов, представляющих ее, свидетельствует о древнем происхождении и широком распространении культа. Многократно упоминают о ней народные сказки в работах Дж. Ф. Кэмпбелла и Дж. Г. Кэмпбелла, миссис У. Дж. Уотсон и ее отца Александра Кармайкла, миссис К. У. Грант и Дж. Г. Маккея, но самое полное обозрение на эту тему находится у Дональда Маккензи в "Шотландском фольклоре и народной жизни", где целая глава - "Шотландская Артемида" - посвящена изучению деятельности Каллиах Вер и различных сторон ее характера, в которой он находит поразительное сходство с примитивной формой греческой богини Артемиды.
Очевидно, что вера в Старуху распространена в области, где проживают гэльские народы - хайлендеры и Ирландцы, очень много заимствовавших от проживавших на Британских островах до кельтов народов, и наименее затронутая германским влиянием. В Шотландии её называют «Прародительница Кланов» и «Предок племен Калидонии». Легенды племен Каледонии говорят о” Призывателе ледяных гор", великой синей Старухе высокогорья, предолагая, что она была их защитницей в горах.
Не встречается этот персонаж в Уэльсе.
Ирландская Старуха не так сильно связана с зимой и диким зверьем. Здесь она больше устроительница мира и матерь Гор, которые высыпались у неё из передника в виде камней. А так же богиня урожая. Калли Бери в Ульстере, превратилась из великой древней богини, повелевающей холодом, в обычную ведьму, пакостившую людям. Каллах ни Гроамах (Старуха из глуши) на острове Мэн, как и шотландская Каллиах дух погоды. Маккензи в «Шотландском фольклоре и народной жизни» приходит к выводу, что шотландская Каллиах древнее ирландской Кайлах. Среди Лоулендеров Штландии, а так же в Северной Англии больше распространена вера в Эльфану и Гир Карлинг. В этом образе сильнее чувствуется влияние англо-саксов и отчасти скандинавов. Существует вера в старуху во Французской Бретани, где её называют Гварк, и она повелевает Корриганами, маленьким волшебным народцем.
Мегалитическая богиня и создательница мира

Бесчисленные ирландские мифы рассказывают о том, как Кайлах построила огромные курганы, мегалиты и башни за одну ночь. Некоторые из них известны под названиями «однодневная работа».
Старуха очень избирательна, когда дело касается её дома. Для проживания она выбирает горы, скалы и мегалитические постройки. Её имя входит в топонимику Ирландии и Шотландии, что указывает на древность её культа и распространенность.
В Северной Ирландии (Графство Арма) есть гора Слив Гуллион (Slieve Gullion), которая считалась одним из мест обитания Кайлах. По легенде, если искупаться в озере на его склонах, то волосы человека, не зависимо от возраста, в миг поседеют на всю жизнь.



Вид на гору Слив Гуллион, на вершине имеется каирн, в котором проживала Старуха

Эта поверье связано с легендой о том, как Айне и её сестра Милукра искали легендарного героя Финна мак Кумхайл. Айне поклялась, что никогда не выйдет замуж за мужчину с седыми волосами, и тогда Милукра наложила заклятие на озеро на горе Слив Гуллион и обманом заставила героя искупаться в нем. Когда он вышел на берег, волосы его поседели. Люди Финна заставили Милукру дать ему восстанавливающее зелье из Рога изобилия, которым она владела. Но волоса героя так и не стали прежними. В некоторых вариантах этой сказки, Милукра прямо названа Кайлах. Маленькое озеро на горе носит название Лайтом Кайлах Бхир. На горе имеется так же каменный Каирн (аж две штуки, энеолитический и бронзового века), в народе известный, как «Дом Кайлах Бхир». Чуть ниже, на холме есть уступ, который называют «Стул Кайлах Бхир». Местные жители в праздник Лугнасад (1 августа) поднимаются на гору, чтобы по очереди посидеть на это «Стуле».
Другой объект находится в графстве Мит на востоке Ирландии - это комплекс мегалитических гробниц Лох-Крю (Loughcrew) на возвышенности Слив-на-Калли, что буквально переводится, как «Холм ведьм» (напомню, что Кайлах было нарицательным именем для ведьм).



Мегалитические гробницы Loughcrew в графстве Мит расположены на вершине Slieve na Calliagh и включают в себя бордюрный камень, известного как "стул ведьмы"

Его датируют концом III тысячелетия до н.э. Легенда утверждает, что он образовался из камней, высыпавшихся из передника Старухи.





Резьба на камнях комплекса.

Место было культовым. Кроме спиралей и концентрических кругов, которые встречаются и в других гробницах этого периода, тут есть и растительные мотивы, и мотивы, которые ассоциируют с водой (дождем или морем), звездами, солнцем и луной, и даже элементы, сходные с Огамом. Гробница спроецирована таким образом, чтобы в день равноденствия лучи восходящего солнца проникали внутрь и освещали внутреннюю камеру, украшенную резными камнями. Один из камней комплекса напоминает собой кресло. Народ считает, что в этом «кресле» сидела Старуха, творя волшебство.
В графстве Голуэй известен утес Алинаклли («Утес ведьмы»), представляющий собой отвесный обрыв.
В графстве Клэр расположены Скалы Мохер, его визитная карточка. Самый южный из утесов носит имя Ceann Cailli - «Голова ведьмы». Кстати здесь ей поклонялись под именем Бронах или Бренах («уродливая»).



Скалы Мохер

Упоминания о Каллиах Вер во множестве встречаются в географических названиях и местных поверьях в Шотландии.
Холм Бейн-на-Калех на острове Скай у западного побережья Шотландии считался одним из любимых мест обитания Старухи.
Чаще всего в Шотландии Кайлах связывают с горой Бен-Круахан (самая высокая в этом регионе) на западе Шотландии. Рассказывают, что Кайлах следила за источником на этой горе. Однажды, когда она заснула, утомившись, источник переполнился и хлынул в долину, образовав озер Лох-О (Loch Awe). Поздние источники называют её Кайлех-на-Круахан - Ведьма горы Бэн-Круахан.



Озеро Лох-О, созданное Кайлах

Каллиах так ужаснулась случившемуся по ее вине, что решила запечатлеть этот ужас на радость бесчисленному множеству существ и создала свою каменную копию - изваяние, являющееся одним из высочайших образцов изобразительного искусства, сравнимым с черным камнем Каабы.
В Пертшире (Центральная Шотландия) так же встречаются топонимы с именем Кайлах. Например, Глен Калех, неподалеку от Глен Лайона. По этой же долине протекает и речка Алт-на-Кайлах. В этой же долине существует небольшой хутор Тиг-на-Кайлех или Тиг-на-Бодах, где можно увидеть несколько камней со следами древней резьбы, выставленных у источника. Местная легенда утверждает, что эти камни изображают Кайлах, её мужа Бодаха и их детей. Сама местность известна благодаря ритуала связанному со Старухой. Когда-то она со всем своим многочисленным потомством нашла приют у местных жителей. И долина благоденствовала в те времена. Покидая жителей, Кайлах оставила им множество камешков с наказом выставлять их в Бельтэйн под солнце, а в Самхейн убирать их обратно. И тогда плодородие и изобилие не покинут долину. Самое интересное, что обычай соблюдается по сей день.



Тиг-на-Кайлех, судя по всему, источники и родники были святилищами Старухи, так же как у нас на Русском Севере

До недавних пор камни переносил местный егерь. Но даже после его смерти в 2000-х годах кто-то из местных жителей все равно два раза в год переставляет фигурки и подновляет домик.
Самым разным места считали домом Старухи, даже гору Бен-Невис, самую высокую вершину Британских островов, называли её «Горным троном».

Считается, что с гор и утесов, где обитает Старуха, спускаются бури с дождем и мокрым снегом, которые несут опустошение и разрушение землям. Расположенным снизу.

Исходя из всего, видна связь Старухи Кайлах с горами, камнями, скалами и утесами, а так же мегалитическими постройками древних народов Британских островов. Связь с камнями и мегалитами, указывает на образ древней богини, которой поклонялись еще создатели Мегалитов и потом кельты.




Кайлах сотворила этот мир. Об этом тоже говорят различные легенды. Однажды Старуха несла на спине огромную корзину, наполненную камнями и землей. Пока Старуха шла, земля и камни выпадали из щелей корзины. Там, где падала земля - возникали холмы, где камни - возникали скалы. Правда, в некоторых легендах говорят, что создала она не весь мир, а только Гебридские остров. Но вот озера и реки точно появились благодаря Старухе. Уже упоминалась легенда горы Бэн-Круахан о том, как появилось озеро Лох-О.

Мотив переполненного колодца характерен для мифов кельтов о создании ландшафта. Похожую историю можно найти в мифе о том, как богиня Боанн случайно создала реку Бойн в Ирландии. Кроме этого можно упомянуть знаменитое озеро Лох-Несс, в которое Кайлах (под именем Бейры) превратила свою нерадивую служанку Нессу.

Часто рассказывают легенду о том, что под ее присмотром находится источник познания, который она каждое утро заваливает гигантским камнем, чтобы воды источника не вышли из берегов и не затопили весь мир, и открывает источник ночью, чтобы луна и звезды освещали волшебную воду. В другом своем аспекте она была богиней рыбной ловли. Кайлах была также хранительницей источников и ручьев, хотя часто демоническое представление о "сохранении" было далеко от того, что вкладывает в это понятие современный исследователь аграрно-магических мотивов.

Табер Кайлах (Taber Cailleach, «родник старухи») в графстве Банффшир на северо-востоке Шотландии. Считалось, что этот родник приносит удачу и здоровье, если, испив воды, обойти его девять раз.

А по ночам, устав от творения, старуха любила отдыхать на горной вершине, и чтобы рядом был бьющий из-под земли источник.

Был у Старухи мощный артефакт друидический жезл - Slachdam - похожий на гигантский молот. Им она дробит горы. Удар посоха мог наслать проклятие, но мог и излечить. Вплоть до XVI века подобные посохи использовали в магических целях ирландские знахари. Однако, в отличие от знахарей, возможности посоха Кайлах были намного больше: с его помощью она могла обратить кого угодно в камень, наслать снег и бурю, создать на ровном месте гору или расколоть скалу.

Уже упоминалась так же другая особенность Старухи - её способность насылать погодные ненастья - сильный снег с дождем, штормы.

Нрав у неё был не из кротких - гневливый и бурный. Один чих её разносился на много миль. Шотландцы называют её «Старая жена Грома». В Шотландии есть представление о множестве Кайлах, котонные называются Кайлахан («Старух») и «Штормовые колдуньи». Так вот эти Старухи очень любили (и любят) устраивать весенние штормы в период, который так и называется А´Кайлах.

Приведу одну из сказок, которая хорошо раскрывает буйный нрав Старухи. Она пленила прекрасную девушку (возможно, эта девушка была Лето), в которую по всем законам жанра влюбился сын Кайлах. Выкрав возлюбленную из темницы матери, он ускакал вместе с ней на белой лошади. Разъяренная Старуха пустилась за ними в погоню, оседлав легконогого жеребца. Но сын Старухи не бросил свою невесту, которая боялась грозной матери своего возлюбленного. Тогда Старуха наслала на влюбленных страшную бурю, которая разметала их в разные стороны. Началась жуткая метель, а на море разыгрался сильнейший шторм, грозя смыть с лица земли все живое. Пришлось сыну вступить в сражение с матерью, чтобы в своей ярости она не уничтожила все живое. Битва закончилась победой сына, и Старуха вынуждена была отступить.

То есть помимо функции демиурга Кайлах так же была атмосферным грозным божеством.

Помимо непогоды, Кайлах ассоциировалась с зимой. Уже упоминала, что в Шотландии её так и называли Бейра Королева Зимы. Эдакая Снежная королева гэльского разлива.




На западе Шотландии верили, что зима начинается, когда Кайлах стирает свой огромный плащ в водовороте Корриврекан - одном из самых больших водоворотов в мире. Стирка занимает три дня, при этом грохот водоворота слышен на расстоянии больше 30 километров. Когда стирка окончена, плащ становится белым и чистым, как новый. А землю в это время покрывает первый снег. (Образ близкий другому узнаваемому персонажу - Прачка у ручья).



Водоворот Корриврекан, «стиральная машинка» Старухи.

Время её правления на земле от Самайна до Имболька (где-то до Белтейна), когда на небе восходит «Малое солнце». Ходит она мрачная по земле со своим посохом, в окружении диких зверей и холодных ветров, неся с собой смерть и увядание лесам и полям.

Цель старухи - продлить зиму, как можно дольше. Для этого в праздник Имбольк - 1 февраля, Старуха собирает хворост на ближайшие месяцы. Если день солнечный, то она насобирает много хвороста и зима еще не скоро кончится. Если день ненастный, метель бушует, то старуха спит, и не успеет насобирать хворост. И зима закончится быстро.

Период с 1 февраля по 1 мая считался «Переходом» власти от Кайлах к Бригите, что управляла теплым временем. В день Бригиты можно увидеть странную большую птицу, что таскает щепки в свое гнездо - это и есть Кайлах.

После того, как время ее правления на земле заканчивается, а это случается каждый Майский Канун, она забрасывает свой посох в куст терновника или боярышника входит большой стоячий камень (или превращается в него), в котором и будет пребывать, пока вновь не придет время Самайна. А камень этот остается холодным в самое жаркое лето. Множество камней под названием «Карлиновы камни» (Carlin stones) разбросаны по всей Шотландии.



Камень Карлин Мэгги. Говорят камень Карлин (Старуха) Мэгги - это ведьма, обращенная в него дьяволом, бросившим в неё молнию.


Камень Корга (Hag stone) Этот камень из деревни Данлоп известен так же под именем Стейн.


Камень Карлин или Карлин Крейгс, рядом с гольф-клубом Беннитон на окраине города Иглшем. Камень имеет чашевидные отверстия и петроглифы

В Альтагоре, графство Антрим, стоял камень, называемый Шанвен, «старуха». Люди считали его священным, оставляя там овес и масло. Одна история гласит, что каменщик, не знающий о способности камня, передвинул его для использования в качестве ворот. На следующее утро он вернулся на свое старое место. История Шанвена напоминает французские рассказы об удалении Черных дев и чудесном возвращении в их горные святилища. Ирландская народная память также относится к средневековой практике удаления идолов Шийла-на-гиг от колодцев и полей, чтобы включить их в дверные проемы и стены церквей, монастырей и замков.

Поклонение камням распространенное явление, по всему миру. В древности великие богини не редко олицетворялись с какими-нибудь камнями. Например, Афродита Киприда в своем храме в Пафосе, представала в образе черного конического камня, такой же представляли и Астарту, критскую Древесную богиню отождествляли с каменными бетилами, являющимися составными частями её культа. Стоит упомянуть камни-следовики и камни-чашевики на Русском Севере, их тоже связывали с богиней (считалось, что «следы» на камнях оставлены ножкой Богородицы).

По другим легендам, 1 февраля Кайлах не превращалась в камень, а отправляется на волшебный остров, где пьет из источника юности и становится прекрасной Бригид. Это остатки очень древнего представления о том, как Богиня из Своего аспекта Старухи переходит весной в аспект Девы.

Здесь нужно сделать небольшое отступление, касательно Вечной молодости Кайлах. Дело в том, что легенды говорят о ней как о старухе.

Согласно легенде, записанной Дональдом Маккензи, одна женщина как-то спросила у Кайлах, насколько та стара. «Я помню времена, когда скалы Скерривор были ячменными полями, а озера - крохотными родниками», - отвечала она.

В одной из ирландских саг ей задают вопрос: «Ты ли та старуха, что ела яблоки в начале всего сущего?» (яблоки символизировали бессмертие и считались пищей богов).

А сравнение «стара, как Килох Вэра» вошло в ирландские поговорки.

Но так же упоминаю её вечную юность и неспособность стареть. Едва она достигает определенного возраста старости, то подобно луне начинает вновь молодеть.

Дж. Ф. Кэмпбелл в своих "Популярных сказках Западной Шотландии" (т. III) рассказывает сказку о том, как в доме, где ночевали Фины, появилась отвратительная старуха и попросила погреться у огня. Финн и Ойсин отказали ей, а Диармед вступился за нее, а когда она забралась в его постель, не выгнал ее, только сложил одеяло между ними. После этого он "немало удивился", потому что она превратилась в прекраснейшую женщину, какую только видели мужчины. Существует удивительное сходство между этой сказкой и "Женитьбой Сира Гавейна" или "Рассказом дамы из Бата".

По преданию, Кайлах смогла постареть только после того, как сто лет носила монашеское покрывало, данное ей Куммине из Клонферта. (Напомню, что само имя Кайлах выводят от староирландского caille покрывало).

А Источник Юности, окунувшись в который Старуха Кайлах превращается в юную Бригит опять же напоминает семитскую Иштар и её кипрскую родственницу Афродиту, которые восстанавливали свою молодость, купаясь в водах своих священных источников (их жрицы поступали так же, восстанавливая свою девственность - молодость).

Старуха, становящаяся юной девой! Зимнее солнце Гианон. Противница Летнего солнца. Я уже описывала в посте Бригита и Бригантия ритуал встречи Бригиты-Невесты (Брайд). На первый взгляд Старуха и Дева-Невеста это два противоборствующих персонажа, но так ли это на самом деле. Ведь само имя Кайлах выводят из «Молодая девушка» и «Покрывало». Вот здесь и здесь я писала о кельтских богинях типа Бригита (я их называю Миневрами). В них видно, что помимо того, что они были богинями солнца, тепла, исцеления и исполняли прочие благостные функции, они же имели темные аспекты. Например, Сулис в Бате, покровительствовала Источнику, который олицетворял собой портал в мир мертвых, а также могла покарать людей. Не такие уж они и солнышки! А если учесть тягу кельтов к утроению образа своих великих женских божеств, ту же Бригиту почитали тройственной богини, то не удивительно, что Старуха была составной частью образа Великой богини. Интересная деталь. Возле Киркхилл за Стюартоном несколько ферм носят названия Килбрайд. Документы из Шотландского Национального государственного Архива поясняют, что земли Килбрайд Каннингем возле Стюартона так же назывались «Земли Карлин»

Я не говорю, что конкретно Бригит и Кайлах одна и та же богиня, расслоившаяся с течением времени. Они разные по своему происхождению. Бригит - богиня кельтов, а Старуха относится к более древнему докельтскому слою. Но сути (истоки) этих богинь некогда были схожи. Просто с течением времени кельтское население взяли за основу Богини-Девы благостные солнечные характеристики своей Бригиты, а древнюю Кайлах, сделали олицетворением темной и пугающей стороны мира.

Проложение статьи здесь

Кельты, Богиня, Ведьма, каменный век

Previous post Next post
Up