Совоокая богиня Лос-Милларес

Sep 12, 2017 22:46




Совиноглазый идол из Эстремадуры, (альмерийская культура, Национальный археологический музей Испании, Мадрид).
Эпоха мегалитов - время когда, возможно, человек впервые осознал, что божественное не похоже на земное. Люди этой эпохи старательно избегали изображений, используя вместо них символы или сильно стилизованные изображения каких-то духов или демонов. Но вот эта гостья из времен мегалитов, что известна в научно-популярной литературе, как совиноглазая богиня, пусть и сильно стилизованная, но очень узнаваемая, которую устанавливали у входа в мегалитические постройки.


Характерной чертой этой необычно «богини» являются - два круглых глаза, похожих на совиные, сходящиеся на переносье брови, острый нос, похожий на клюв, две груди отмеченные кружками, и закрученное спиралью лоно.



кости пальцевых фаланг с изображением «совиноглазой богини» (Альмизарак, Альмбрия. Испания). Начало III тысячелетия до Р. Х.

Часто такие идолы упрощаются до Т-образного вида. Самые характерные "совиноглазые" богиньки относятся к культуре Лос-Милларес. (Лос-Милья́рес - название археологического городища медного века, давшего название одноименной археологической культуре. Культура Лос-Мильярес является потомком альмерийской культуры) Именно оттуда происходят самые "круглоглазые" варианты, и возможно, она и породила этот тип идолов.

Сотни таких женских фигурок, найдены в мегалитических гробницах и хижинах Лос-Миллареса. Они, конечно же, не смотря на их оригинальность,  относятся к тому же культу богини-матери, который распространился на Иберийский полуостров из своего центра на острове Мальта.  Пышностелостью, столь характерной для мальтийских дам, Совиноглазая богиня не отмечена.



Городище Лос-Милларес
Судя по их огромному количеству, они, очевидно (как и в Мохенджо-Даро в долине Инда), были предметом обихода в каждом доме, что-то вроде образков Богородицы. Некоторые каменные фигурки из Альмерии и Португалии не имеют лица и имеют лишь очертания человеческой фигуры, другие представляют собой цилиндры из кости, в т. ч. слоновой, аспидные диски или бычьи фаланги, украшенные "глазами филина".




Совиноглазые идолы из бычьих фаланг


Ídolo grabado sobre esquisto de la Granja de Céspedes (España) - пример идола из аспидного диска (аспид - горная порода)

Аспидные диски типичны, однако, для юго-западной провинции.
В Альмерии на дисках несколько вырезанных линий изображают руки: черты лица обозначены углублениями или выпуклостями, сделанными резцом. В этой части страны антропоморфическая скульптура сводится, по большей части, к фигуркам, выполненным из трубчатых костей или из суставов.

Культура Лос-Милларес является потомком Альмерийской культуры. (Альмерийская культура (варианты: иберо-сахарская культура, культура Альмерия, культура Эль-Гарсель) возникла на Средиземноморском побережье Иберийского полуострова около 3000 г. до н. э. под влиянием франко-иберских потомков кардинальной керамики).

С собой мигранты привезли плиты-идолы эгейского типа, а также коллективные захоронения типа толосов, характерные также для неолитического Кипра (3700 - 2300 гг. до н. э.). На юго-востоке Испании в Эль-Гарселе найден маленький "идол", напоминающий формой скрипку и характерный для восточносредиземноморской традиции воплощения богини (помните кикладские идолы?). Похожие экземпляры встречались в Эль-Кастильо близ Павии и в Алемтежо в Португалии.



Очевидно, именно Альмерийцы подарили облик Совиноглазой богини, какой она изображена на аспидных дисках.



Идол из Idanha-a-Nova (Portugal) на аспидном диске

Плоские каменные и фаланговые экземпляры встречаются в коллективных погребениях на плато Гранады в окрестностях Гуардикс, Гор и Горафе. Похожий рисунок, вырезанный на епископских посохах и дисковых идолах, встречается наряду с фаланговыми и альмерийскими статуэтками в погребениях Пальмейи в Португалии.
Так как Эль-Гарсель со своими меднорудными запасами и прибрежная провинция Альмерия были колонизированы средиземноморскими мореплавателями, то и культ богини пришел в Западную Европу именно этим путем, вероятно, около 2700 г. до н. э.
Далее он распространился на юго-запад Испании и Португалии (атлантическая зона и рядом с могилами в средиземноморской зоне), где его типичной чертой стали мраморные цилиндрические или конические идолы с лицами и глазами, выполненными методом насечки.




Эти идолы сильно отличаются от альмерийских фигурок, сделанных из фаланг.

Эти, так называемые, «круглые идолы» должно быть, являлись заменителями настоящих менгиров и служили тем же целям воплощения душ умерших в неразрушимое тело.

Чем дальше на юг от больших центров, тем символы богини становятся беднее. Из этого следует, что, хотя культ и укоренился во внутренних районах и на севере страны, в процессе его распространения сохранилось только несколько самых почитаемых, заветных, символов. Этот период совпал с вырождением мегалитических памятников, с которыми культ богини был тесно связан.



Лос-Мильярес. Могила с ходом

Переходной формой от могильных «круглым идолам» к настоящим менгирам скорее всего являются небольшие, 20-25 см, «статуарные менгиры», на которых имеется схематическое изображение человеческого лица в геометрическом орнаменте



Плита-Идол. Камень. Плоское сечение. Лицевая пластина декорирована тиснением, образуя лицо брови, нос и, возможно, тату на лице, которое отмечено на многих похожих идолах. Так же представлены и руки, и треугольник на лобке. Оборотная стороны плиты показывает, разрезы зиг-загом (представление возможных прически). Глаза перфорированные. Энеолита. Из "Дольмен по Guadancil (гарровильяс-де-Альконетар, Касерес, Эстремадура, Испания).
Похожие менгирные идолы, были распространены не только в Испании, но и во Франции и на Британских островах.



La Dame de Saint-Sernin, statue- menhir rouergate.Musée Fenaille-Rodez-Aveyron-France


Статуя-менгир
Вторая половина III тыс. до н.э.
Сьерре-Гранде, Авейрон, Франция
Их ставили возле дольменов, тогда как маленькие статуэтки находят внутри.

Дольмены являются погребальными памятниками, но их нельзя считать простыми надгробиями. Под ними находят не целые скелеты, а разрозненные кости, лежащие в беспорядке. Многие из них сожжены или сломаны, притом что следы костра не характерны для обряда кремации. Иногда маленькие коллекции костей помещены в каменные ящики. Судя по всему, похороны здесь проводились в два приема. Сначала тела умерших выставляли в погребальной камере на время, необходимое для того, чтобы разложиться. Затем кости подвергали действию очистительного огня и разбивали их, чтобы душа могла, наконец, выскользнуть на свободу. Искусственный грот, дольмен, символизировал лоно Великой Богини, куда возвращается человеческое существо в конце своей земной жизни и где оно пребывает, пока снова не родится на свет.

То, что камень мог служить жилищем божества, засвидетельствовано в религиозно-мифологической традиции кельтских стран и не только. (дальше будут рассказы о так, называемых «хозяйках мегалитов»).

Некоторые из таких статуй имели стилизиованные птичьи черты, такие как нос, похожий на клюв.



О. Кроуфорд, посвятивший специальное исследование этой клювоносой, в прошлом и совоокой, богине, предположил, что образом хищной птицы она наделена из-за обычая выставлять тела умерших на склевывание вплоть до очищения скелета от мягких тканей. Птицы, поедавшие труп, стали символами богини земли и смерти. (статья Бадб Катха). В мегалитических гробницах Оркнейских островов многочисленны находки принесенных в жертву крылатых хищников - белохвостых орлов, воронов, сов. Безусловно, несъедобные и во многих религиях нечистые, эти птицы приносились в жертву в местах захоронений, поскольку они принадлежали «совиноглазой» богине, являлись ее воплощениями.
Но вернусь к нашей Совоокой из Лос-Милларес, которая отчасти стала "бабушкой" менгирных надгробий в виде женского божества.

Кроме круглоглазых идолов, в культуре Лос-Милларес «совиноглазыми» бывали и сосуды. ( Статья о том, что сосуды в неолите были воплощением вселенской богини)



Совиноглазый сосуд из Лос-Миллареса



Развернутая композиция


Еще один сосуд из Лос-Милларес
Изображение глаз, соседствует со сценами мирной жизни каких-то животных, например, оленей. И мне лично эти глаза напоминают Солнце, благословляющее жизнь. Однозначно, это какие-то солярные символы.

В научной литературе бытует мнение, что такой совиный облик богини был заимствован из капсийской культуры, хотя, возможно, сама культура и не дошла до Иберии в своей целом виде, лишь вкраплениями.
И что же можно сказать в итоге об этой интересной Даме? Судя по её связи с могилами и дольменами - она была связана со смертью. Но её солнечные аспекты, дающие жизнь, выдают в ней богиню жизни, создательницу мира и подательницу плодородия. Поскольку такие фигурки были в каждом доме, а так же в могиле, можно сказать, что она сопровождала человека на протяжении все жизни: благопрепятствовала его зачатию, помогала его матери при родах, вела его по жизни, а за тем впитав его последний вздох, уводила душу в царство мертвых, где цикл рождения и смертей повторялся снова. И тогда глаза можно интерпретировать, как напоминание того, что за человеком приглядыает всю жизнь, Божественное око, следит за его поступками. А принимая устрашающий вид Хищной птицы - наводит страх, напоминанием о неизбежной смерти.

А меня, лично, эти глаза наводят на мысль об Афине с её совой и прозвищем «совоокая», а так же её визави Медузе Горгоне с её взглядом, заставляющем каменеть (каменные статуи этой богини устанавливались у могил). И история о  ливийском происхождении Афины (то есть североафриканском). Ведь идолы совооких богинь Миллареса, как и сама культура имеет связь с африканской капсийской культурой. Конечно же, сравнение крито-микенской Афины и древней мегалитической совоокой богини, попахивает историческими инсинуациями на подобии славяно-ариев, но все же память народов не раз удивляла ученых, когда доносила до нас отголоски таких древних событий, что не исключает никаких сравнений.

Богиня, каменный век, Афина, неолит, богиня птица, образ Смерти, Иберия

Previous post Next post
Up