Художник Серов против великого князя

Dec 05, 2019 08:54



Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон позирует художнику Валентину Серову для портрета с арабской лошадью. 1909 год

5 декабря - день памяти художника Валентина Серова (1865-1911). Надо сказать, что в современной России Серов довольно востребован. Это показала выставка 2015 года, на которой наблюдался небывалый ажиотаж (до полумиллиона посетителей), многочасовая очередь на морозе, и из-за наплыва публики в один из дней толпа даже выломала двери здания на Крымском Валу. Но какой Серов востребован? Тот, который запечатлён на заглавной фотографии, портретист аристократии и августейшей семьи. Живший в миру и ладу с "Россией, Которую Мы Потеряли". Но ведь всё было не так, совсем не так!
До поры до времени художник действительно более-менее мирно уживался со своей великосветской "натурой", включая и самого царя Николая, по крайней мере, открыто не ссорился с ней. Но переворот в его сознании произошёл 9 января 1905 года, когда он стал непосредственным очевидцем расстрела рабочей демонстрации, которая с иконами и царскими портретами шла к Зимнему дворцу. Сам Серов позднее писал: "То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда - сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу - зрелище ужасное". Как писала дочь Серова, "приехав в Москву, он имел вид человека, перенесшего тяжёлую болезнь".



Картина В. Серова "Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?". 1905. Опубликована в журнале "Жупел"

Особо задевавший художника момент заключался в том, что главным организатором расстрела считался дядя царя, великий князь Владимир Александрович, командующий войсками Петербургского округа. (И, кстати говоря, отец будущего "императора в изгнании" Кирилла Владимировича и предок всей нынешней ветви Романовых-Гогенцоллернов). И по стечению обстоятельств, он же, этот великий князь, был президентом Академии художеств, в которой состоял Серов.



В. Серов. Разгон казаками демонстрантов в 1905 году

О роли велкнязя, как настоящего идейного "мотора" расстрела 9 января, писал, в частности, корреспондент лондонской газеты "Дэйли телеграф" Диллон, близкий к царским придворным кругам: "Я спросил одного придворного, почему сегодня без соблюдения формальностей убивают безоружных рабочих и студентов. Он ответил: "Потому что гражданские законы отменены и действуют законы военные... Прошлой ночью его величество решил отстранить гражданскую власть и вручить заботу о поддержании общественного порядка великому князю Владимиру, который очень начитан в истории французской революции и не допустит никаких безумных послаблений. Он не впадёт, - продолжал царедворец, - в те ошибки, в которых повинны многие приближённые Людовика XVI; он не обнаружит слабость - он считает, что верным средством для излечения народа от конституционных затей является повешение сотни недовольных в присутствии их товарищей... Сегодня его высочество обладает высшей властью и может испробовать свой способ сколько угодно... Великому князю Владимиру представляется необыкновенный случай обнаружить свои способности. Он будет укрощать мятежный дух толпы, даже если бы ему пришлось для этого послать против населения всё войско, которым он располагает". Великий князь Владимир заявил: «Нужно открыть жилы России и сделать ей небольшое кровопускание».



Рисунок В. Серова



Карикатура В. Серова на царя Николая "1905 год. После усмирения"

И вот Серов оказался перед нелёгкой для него дилеммой: промолчать? выразить своё отношение? В итоге вместе со своим другом художником Василием Поленовым он написал письмо вице-президенту Академии графу И.И. Толстому:
"В Собрание императорской Академии художеств.
Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств, назначение которой - вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов".
Граф Толстой побоялся даже оглашать это дерзкое письмо на заседании Академии. В итоге Серов вышел из состава Академии...
После этого вместе с Максимом Горьким Серов стал одним из основателей сатирического журнала «Жупел». Вышло всего три номера журнала, но Серов ярко проявился в нём как художник-карикатурист.



Карикатура В. Серова "Виды на урожай 1906 года"



Рисунок В. Серова "Сумской полк. Расстрел в Москве 14 декабря 1905". Художник запечатлел сценку расстрела прохожего без документов, свидетелем которой стал

Его друг Илья Репин писал: «С тех пор даже его милый характер круто изменился: он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим; особенно удивили всех его крайние политические убеждения, появившиеся у него как-то вдруг.
Нередко приходилось слышать со стороны:
- Скажите, что такое произошло с Серовым? Его узнать нельзя: желчный, раздражительный, угрюмый стал…
- Ах, да! Разве вам не известно? Как же! Он даже эскиз этой сцены написал, ему довелось видеть это из окон академии 9 января 1905 года».
Был Серов и на похоронах убитого черносотенцами большевика Николая Баумана, о чём тоже написал эскиз картины.
Естественно, все эти работы Серова на революционные темы на выставке 2015-2016 годов даже не вспоминали. Не было их!.. А в 1905 году художник Серов благостно рисовал портрет артистки Ермоловой. Главное событие года в жизни художника... Вот что было! Такие дела.



В. Серов. Баррикады. Похороны Н.Э. Баумана. Эскиз

История, Даты, Искусство, карикатура

Previous post Next post
Up