Русские войска во время визита президента Третьей Французской Республики Раймона Пуанкаре в Россию в июле 1914 года.
Продолжим наше сравнение 1914 и 1941 годов. Теперь разберём, каким образом и при каком политико-стратегическом раскладе сил начиналась война в 1914 и 1941 годах.
Начнём с политико-стратегической обстановки, в которой начинались Первая Мировая и Великая Отечественная. И первым делом разберём, в каком политическом и стратегическом положении к августу 1914 года оказалась Российская Империя и её Вооружённые Силы.
А обстановка летом 1914 года оформилась следующим образом: в мире возникли две противостоящие коалиции, Антанта с одной стороны и Центральные Державы - с другой. Антанта представляла военный блок, состоящий из России, Франции и Великобритании, к которым с начала войны по факту присоединились Сербия и Черногория, а также Бельгия, а к концу августа ещё и Япония. В свою очередь, Центральный блок летом 1914 года по факту состоял из двух держав - Германии и Австро-Венгрии. Была, разумеется, фактически превращённая в германский протекторат Османская Империя, однако она вступила в войну уже в ноябре 1914 года, и ещё Болгария, да вот только последняя, несмотря на мощную прогерманскую партию, очень сильно колебалась, и присоединилась к Центральным Державам уже в октябре 1915 года.
Наконец, наличествовали ещё два государства, не принявшие с началом войны ничью сторону: Италия и Румыния. Первая ранее входила в Тройственный Союз с Германией и Австро-Венгрией, однако в силу многих обстоятельств в предвоенные годы стала сильно колебаться в выборе стороны. В Румынии же, как и в Болгарии, имелась сильная прогерманская партия, но в целом элита была настроена более профранцузски, к тому же во Второй Балканской войне Румыния воевала против Болгарии, и потому возможность её присоединения к тому блоку, к которому примкнула бы Болгария, была невысока. В общем, то же самое можно сказать и про Грецию.
Подытоживая, мы видим, что в 1914 году Антанта, в которую входила Россия, сложилась как военно-политический альянс трёх империалистических государств, к которому примыкали также ещё три небольшие монархии и Японская Империя, принявшаяся за вытеснение Германии с Тихого океана. В свою очередь, союз Центральных Держав по факту включал в себя всего лишь две страны: Германию и Австро-Венгрию, к которым ещё одна держава - Турция - должна была примкнуть, но только с течением времени. Что же до стран, в начале войны оставшихся нейтральными: Болгарии, Румынии, Италии и Греции - то они в основном были более склонны присоединиться к Антанте, нежели к Центральному блоку.
Политическая карта Европы, Северной Африки и Ближнего Востока в 1914 году.
В общем, получается, что Германия и Австро-Венгрия с самого начала войны имеют три фронта: Сербско-черногорский на юго-востоке, Франко-бельгийский на западе и Русский на востоке. При этом автор не учёл ещё борьбы в колониях, а следовательно, Тихоокеанского и Африканского фронтов у Германии. На этих трёх фронтах стороны имели следующие силы:
Сербско-черногорский фронт.
Со стороны Антанты здесь действовали Вооружённые Силы Сербии в составе 12 пехотных и 1 кавалерийской дивизии, в общей сложности насчитывавшие порядка 247 тысяч человек и 610 орудий, в том числе 48 тяжёлых. Сербские войска также поддерживала 60-тысячная черногорская армия при 200 орудиях. В свою очередь, австро-венгерские войска, выдвинутые против Сербии, состояли из 11 пехотных дивизий и насчитывали около 330 тысяч человек при 516 орудиях. В общем, на сербско-черногорском фронте сложилось приблизительное равенство сил, что при многочисленных недостатках австро-венгерских войск и несравнимо лучшем знании сербами и черногорцами театра военных действий оборачивалось неспособностью армии Двуединой монархии добиться успеха на Балканах.
Сербские солдаты в траншее на вершине холма.
Австро-венгерские военнослужащие отправляются на фронт, 1914.
Франко-бельгийский фронт.
Этот фронт стал главным фронтом Первой Мировой Войны. На нём с первого и до последнего дня войны воевали главные силы Германской Имперской Армии. В августе 1914 германские войска на Западном фронте состояли из 86 пехотных и 10 кавалерийских дивизий, личный состав насчитывал примерно 1,9 миллиона человек при 5 тысячах орудий. Ядром противостоящих этой германской группировке сил Антанты стали 73 пехотные дивизии, 12 пехотных бригад и 10 кавалерийских дивизий Французской Армии; общая численность французских действующих войск составляла около 1856 тысяч человек при 4 тысячах орудий. При этом в первом месяце войны главные удары германских войск пришлись по Бельгии, чьи вооружённые силы в составе 6 пехотных и 1 кавалерийской дивизий насчитывали в общей сложности 175 тысяч человек при 312 орудиях. Наконец, Британский Экспедиционный Корпус, составленный в основной массе из отлично обученных ветеранов Англо-бурских и других войн, имел 4 пехотные и 1,5 кавалерийские дивизии, насчитывая в общей сложности 166 тысяч человек при 328 орудиях. Таким образом, всего Антанта против Германии на Франко-Бельгийском фронте в начале войны выставила 83 пехотные дивизии, 12 пехотных бригад и 12,5 кавалерийских дивизий, в составе которых насчитывалось почти 2,2 миллиона человек при 4640 орудиях. Подытоживая, можно сказать, что на Западном фронте с самого начала войны Антанта обладала незначительным преимуществом, которое, однако, благодаря превосходству французской стратегии над германской и необычайно упорному сопротивлению Бельгийской Армии сыграло весомую роль в срыве германского плана войны.
Французские пехотинцы на улице города.
Британские солдаты.
Бельгийские солдаты направляются на фронт.
Германские солдаты в бою у Нев-Шапель.
Наконец, рассмотрим Русский фронт.
Здесь со стороны Центральных Держав действовали как германские, так и австро-венгерские войска. В 1914 году основная тяжесть противостояния Русской Императорской Армии легла на Вооружённые Силы Австро-Венгрии. На Русском фронте силы Кайзеровской и Королевской Армии насчитывали порядка 850 тысяч человек при 1728 орудиях и состояли из 34 пехотных и 10 кавалерийских дивизий. План австро-венгерского командования базировался на идее максимально быстрого наступления с целью разгромить русские войска до их сосредоточения, так что австро-венгерские войска порой выдвигались вперёд, сами не будучи в полной мере сосредоточенными и развёрнутыми. Командование Германской Имперской Армии, следуя плану Шлиффена, предпочло ограничиться на Русском фронте обороной. В распоряжении германцев имелось 15 пехотных и 1 кавалерийская дивизия, а также гарнизоны крепостей в Восточной Пруссии, части ландштурма - всего 250 тысяч человек и 1044 орудия, в том числе 156 тяжёлых.
Противостоящие австро-венгерским и германским войскам силы Русской Императорской Армии состояли из 52 пехотных и 21 кавалерийской дивизий, в общем русские армии насчитывали 1,45 миллиона человек при 3203 орудиях.
Таким образом, можно заметить, что на Русском фронте силы Антанты, представленные Русской Императорской Армией, обладали наибольшим численным перевесом над войсками Центральных Держав. Если на Балканах Австро-Венгрия даже имела незначительное преимущество в личном составе, а на Французском фронте превосходство франко-британо-бельгийских войск было невелико, то на Восточно-Европейском театре военных действий мы видим, что германо-австрийские армии явно уступают в числе русским. При этом для Германии Русский фронт имел сугубо второстепенное значение, и её войска не составляли даже четверти от всей группировки наших противников, да и значительную долю германского контингента составляли ландверные и ландштурменные части и соединения, тогда как кадровые войска Германской Империи воевали на Франко-бельгийском фронте. Австро-венгерские же войска в массе своей явно уступали по выучке кадровым русским, да и к тому же армию Двуединой монархии раздирали этнические конфликты и противоречия, а управление войсками затруднялось просто-напросто разноязычием солдат, набранных со всех концов многонациональной Империи Габсбургов.
Русские войска в Восточной Пруссии.
Австро-венгерские пехотинцы в Галиции, август 1914.
Русские кавалеристы на марше.
Германские ландштурмисты.
Ну и для завершения политико-стратегического обзора начала Империалистической войны мы приведём данные по странам, начавшим войну в августе 1914 года:
Центральные Державы.
Германия. Численность Вооружённых Сил по завершении мобилизации (без учёта колониальных войск) - 4225 тысяч человек. Артиллерия лёгкая - 4840 орудий, тяжёлая - 1688 орудий. Авиация - 232 аэроплана (в основном устаревшие монопланы "Таубе"), 17 дирижаблей. Автотранспортный парк - 4 тысячи автомашин, в том числе 3,5 тысячи грузовых. Развитие железных дорог - 10,6 км. на 100 кв.км. территории. Население - 64,9 миллионов человек + 12,3 миллионов в колониях.
Австро-Венгрия. Численность Вооружённых Сил по завершении мобилизации - 2,3 миллиона человек. Артиллерия лёгкая - 3104 орудия, артиллерия тяжёлая - 168 орудий. Авиация - 55 аэропланов, 2 дирижабля. Автотранспорт - 600 грузовых, 51 легковая автомашина, 87 тракторов (без мобилизации автотранспорта, потенциально до 6 тысяч). Развитие железных дорог - 6,4 км. на 100 кв.км. территории. Население - 52,8 миллионов человек.
Антанта.
Франция. Численность Вооружённых Сил по завершении мобилизации (без учёта колониальных войск) - 3781 тысяча человек. Артиллерия - 4364 орудия. Авиация - 162 аэроплана (значительная доля новейших "Вуазенов" и "Моранов"), 4 дирижабля. Автотранспортный парк - более 9,7 тысяч автомашин, в том числе 6 тысяч грузовых и 1049 автобусов. Развитие железных дорог - 8,8 км. на 100 кв.км. территории. Население - 40,1 миллионов человек + 55 миллионов в колониях.
Великобритания. Численность Вооружённых Сил по завершении мобилизации (без учёта колониальных и британо-индийских войск) - 567 тысяч человек. Артиллерия лёгкая - 1226 орудий, тяжёлая - 126 орудий. Авиация - 90 аэропланов. Автотранспортный парк - около 1,45 тысяч автомашин, из них более 1,2 тысяч грузовых. Население - 46,5 миллионов чеовек + 393,5 миллиона в колониях и доминионах.
Россия. Численность Вооружённых Сил по завершении мобилизации - 5338 тысяч человек. Артиллерия лёгкая - 6848 орудий, тяжёлая - 240 орудий. Авиация - 216 аэропланов, 6 дирижаблей. Автотранспортный парк - 832 легковых и 127 грузовых автомобилей. Развитие железных дорог (в Европейской России) - 1,1 км. на 100 кв.км. территории. Население - 169,4 миллиона человек.
Приведённые выше сведения показывают, что в целом даже без учёта Сербии, Черногории и Бельгии Антанта превосходила Германию и Австро-Венгрию почти в полтора раза по совокупной численности Вооружённых Сил, на треть - по числу полевых орудий, более чем в полтора раза - по количеству аэропланов. Наконец, силы Антанты обладали явным преимуществом над Центральными Державами по обеспеченности автотранспортом.
Правда, Россия, имея наиболее многочисленную среди стран Антанты армию, страдала от слабого развития железнодорожной сети и малочисленности автотранспорта. Именно из-за этого мобилизация и развёртывание Русской Императорской Армии происходили медленно, а по завершении развёртывания действующая армия стала страдать от недостаточности снабжения.
В общем, проведённый достаточно краткий обзор ситуации наглядно показывает, что Россия вступала в Первую Мировую в составе могущественной коалиции, чьи армии обладали превосходством над силами Центральных Держав. При этом стратегически Германия и Австро-Венгрия, вынужденные воевать на три фронта, оказались в чрезвычайно невыгодном положении, нигде не имея преимущества и шансов на быстрый успех. Наконец, чрезвычайно важное значение носит тот факт, что основная и наиболее сильная империя Центральной коалиции, Германская, рассматривала Россию как второстепенного противника, и потому главные силы направила против Франции, Бельгии и Великобритании, а инициативу в Восточной Европе отдала Русской Армии. Австрийцы пытались навязать русским войскам свою волю, но их армия была слишком слаба в профессиональном и моральном плане.
Наконец, последнее важное обстоятельство, которое надлежит рассмотреть - само начало войны. Конфликт разгорался постепенно, с телеграмм и переговоров, с требований и претензий. И в такой обстановке, пока дипломаты и политики разных держав постепенно накаляли ситуацию, страны могли проводить мобилизацию и развёртывание в обычных условиях, не под бомбёжками и прорывами противника. Первая Мировая начиналась классически. Стоит также отметить, что Россия начала мобилизацию раньше Германии, пусть и позже Австро-Венгрии, и пусть темпы российской мобилизации отставали от германской и австро-венгерской, но в условиях, когда война разгоралась постепенно, а противник был изрядно занят на Франко-бельгийском и Сербско-черногорском фронтах, это не играло существенной роли и не могло создать критического положения для Русской Императорской Армии.
В завершение можно сказать, что условия, в которых Россия вступала в Первую Мировую Войну, были более чем благоприятны. И тем не менее, Русская Императорская Армия, владея инициативой и имея численное преимущество над врагом, потерпела страшное поражение в Восточной Пруссии и не смогла совладать с заметно более слабой австро-венгерской армией - первоначальный успех в Галиции не привёл к разгрому сил Двуединой монархии, и более того, во Второй Галицийской битве осенью 1914 года русские войска были принуждены обороняться. На германском же фронте к концу 1914 года русские войска, с трудом отступив из Восточной Пруссии, потеряли значительную часть территории Царства Польского и едва не сдали Варшаву.
Закончив с 1914 годом, мы перейдём к рассмотрению начала Великой Отечественной Войны.
Но об этом будет написано в части Б этой статьи.