Выставка «Модерн в русской иконе» - отчёт.

Jul 03, 2023 15:00

В Музее имени Андрея Рублева проходит выставочный проект «Модерн в русской иконе», посвященный стилю модерн в русском религиозном искусстве. Это художественное направление получило распространение в последние десятилетиях ХІХ- начале ХХ века в разных странах, в том числе и в России где модерн достиг своей зрелости к началу 1900-х годов. Первоначально модерн сформировался как элитарный стиль в светском искусстве - архитектуре, живописи, скульптуре, графике, произведениях декоративно-прикладного искусства. Однако уже на начальном этапе его эстетика появляется в православной художественной культуре.


Фрагмент. Равноапостольная царица Елена. 1915. Киев (?). Цинк, масло.
Время господства русского модерна в религиозном искусстве было недолгим, но ярким настолько, что споры об этом явлении ведутся до сих пор. На выставке представлены разнообразные памятники, созданные в стиле модерн, иконы их оклады, киоты, произведения живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, объединённые характерными стилистическими особенностями и формальными приемами.


Фрагмент. Равноапостольная Нина. Начало XX века (После 1904 года).
А.Е. Петров, Санкт-Петербург. Дерево, масло.
Их отличают повышенная декоративность, внимание к линии и цвету. Стилеобразующую структуру модерна во многом определяют орнаменты - художники встраивают в них сложную символику, растения и цветы, ягоды, мифологизированных животных и птиц. Расположенные на полях изображений орнамент выполняет роль декоративной рамы. Важную роль в памятниках модерна играют фон и причудливый графический силуэт.


Фрагмент. Богоматерь с младенцем. 1907. Москва. Дерево, масло.
C конца XIX века стиль модерн появляется в живописных произведениях на религиозные темы в творчестве В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, М.А. Врубеля и ряда других художников. Работы этих прославленных мастеров использовались иконописцами в качестве образцов. В частности, на выставке представлены копии росписи Владимирского собора в Киеве, православного собора в Варшаве и других известных храмов. В иконописи стиль модерн нашел отражение в работах А.Я Вашурова и других мастеров.


Фрагмент. Святитель Павлин Ноланский. 1915-192 годы. П.К. Лихин. Холст, масло.
На выставке представлены уникальные керамические работы М.А. Врубеля -кронштейны с изображением ангелов. Модерн - это, как правило, культура -индивидуального проекта», эксклюзивность, что в очередной раз подчеркивает его аристократическую и элитарную направленность.


Фрагмент. Благоверный князь Борис. 1910-е годы. Москва. Дерево, масло.
Бурное экономическое развитие России на рубеже веков коснулось и ювелирного производства. В конце XIX - начале ХХ века Москва, Петербург и Киев были ведущими центрами ювелирного искусства. В этих городах ввиду их исторического, геополитического и экономического значения собрались лучшие художественные силы, в творчестве которых отразились поиски новых художественных стилей.


Фрагмент. Сцены из житя мученицы Татианы. Эскизы росписи Преображенской церкви в городище Лохвицкого уезда Полтавской губернии 1900-е. В.В. Владимиров. Картон, графитный карандаш, гуашь.
Эстетика модерна, наряду с историзмом, романтизмом, неоклассическим, неовизантийским и неорусским стилями, использовалась в произведениях декоративно-прикладного искусства многих знаменитых ювелирных фирм в Москве, Санкт-Петербурга, Киеве: К. Фаберже, «Товарищества П.И. Оловянишникова и сыновья» (главный художник С.И. Вашков), Д.Л Смирнова, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, О.Ф. Курлюкова, И. Маршака, в московских артелях и других. Мастера, работавшие в стиле модерн, экспериментировали с художественной формой и органично использовали различные материалы.


Покров. 1910-е годы. Москва. Оклад: мастерская Ф.Я. Мишукова. Дерево, масло; серебро, золочение.
В стиле модерн также работали небольшие предприятия Н.А. Алексеева, А.А. Мухина, М.Н.Рындина, И.Ф. Тaраброва, Д.М. Шелапутина, В.С. Сикачева, И.А Алексеева и так далее.


Фрагмент. Плач ангелов на Голгофе. 1880-1890-е годы. В.А. Котарбинский. Картон, бумага, сепия, белила.
Они специализировались на заказах приходских церквей и горожан. Изделия, как правило украшались чеканными, гравированными реже выполненными в технике эмали орнаментами модерна. Новаторские приемы стиля модерн в памятниках религиозного обихода конца XIX -начала XX века представлены на выставке произведениями ведущих иконописных мастерских, ювелирных фабрик и небольших частных предприятий этого времени.


Фрагмент. Ангелы, с врезанной створкой складня с Богородичными иконами.
Начало XX века. Москва. Дерево, темпера; медный сплав, эмаль.
Приходите на выставку в музей, чтобы увидеть влияние модного стиля рубежа веков на оформление предметов личного благочестия и икон, созданных великими русскими художниками.

Выставка продлится до 20 августа 2023 года.

Адрес: Андроньевская площадь, д.10, станция метро Римская, Площадь Ильича, Курская. Схема проезда тут.
Время работы: понедельник, вторник, четверг - с 14:00 до 21:00;
пятница, суббота, воскресенье - с 11:00 до 18:00.
В среду экспозиция и выставки закрыты.
Стоимость билета на выставку - 280 рублей. Есть льготы.
Стоимость билета на постоянную экспозицию: 350 руб. Есть льготы.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

выставки, музей им Андрея Рублёва, отчёт

Previous post Next post
Up